Наиболее острыми проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается Казахстан, являются сырьевая направленность экономики, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научные исследования и разработки.
Безусловно, руководство страны осознает, что дальнейшее развитие страны не может основываться только на расширенном использовании природных ресурсов, и постоянно говорит о необходимости диверсификации экономики. При этом методы им предлагаются вполне командно-административные. Однако путем директивных указаний из правительства построить рыночную экономику невозможно. Советские методы, когда централизованно определялся перечень приоритетных проектов и под них выделялось финансирование, сегодня просто не могут работать.
Тем не менее государство вместо создания конкурентной среды и наилучших условий для деятельности всех субъектов рынка упорно само пытается стать субъектом в экономике, генерируя одну за другой различные программы и стратегии: индустриально-инновационного развития, импортозамещения, создания кластеров, социально-предпринимательских корпораций, государственно-частного партнерства. Они презентуются, обсуждаются… и вскоре забываются, потому что на подходе уже новая программа или стратегия.
Несмотря на принятую в свое время программу импортозамещения, доля отечественной продукции в закупках добывающих компаний не превышает 15%, в то время как стоимость импорта многократно возросла. Все реже можно услышать в правительстве слово «кластер». Одним из самых слабых мест экономики продолжают оставаться инновационные процессы. Доля инновационной продукции в ВВП составляет немногим более 1%. По данным Национального отчета о человеческом развитии за 2006 год, только 3,2% исследованных казахстанских предприятий признаны инновационно активными (в развитых странах этот показатель нередко превышает 80%). Даже Инновационный фонд предпочитает покупать уже готовые технологии за рубежом, а не инвестировать в разработку отечественных.
В итоге экономика как была преимущественно экономикой крупного сырьевого бизнеса, таковой и остается. А что правительство? Правительство продолжает заниматься в основном распределением и расходованием доходов из сырьевых отраслей экономики. Иногда отвлекаясь (как правило, после смены премьер-министра) на разработку и озвучивание очередной концепции, стратегии или программы.
Сейчас власть генерировала очередную идею – определить 30 корпоративных лидеров, которые должны обеспечить «крупные прорывные проекты в важнейших отраслях экономики» и вывести казахстанские компании на международные рынки с конкурентоспособной продукцией. Заветная тридцатка должна стать локомотивом, который не только потащит за собой инновационную политику страны, но и обеспечит ее вхождение в число 50 развитых стран мира.
В числе основных приоритетов развития – внедрение инновационных технологий в сферах IT, нефтегазовой отрасли, биотехнологий, фармацевтики, пищевой промышленности. В рамках этой программы было выбрано 86 прорывных проектов общей стоимостью 56 млрд долларов, но прием заявок продлится до 1 ноября. Потом этот список сократился, а окончательный перечень будет определен к началу следующего года.
Но уже сегодня нетрудно убедиться в том, что объектом заботы правительства станут в первую очередь нефтяники и металлурги, о чем ранее писал «Эксперт Казахстан» (см. «Победитель получит все», «ЭК» №16 от 23 апреля 2007г.). Проекты выглядят достаточно убедительно с точки зрения необходимости их реализации. Вызывает сомнение необходимость государственной поддержки для большей их части. А также то, что они помогут нашей экономике вырваться из привычной и ставшей весьма удобной сырьевой колеи.