Перефразируя классика марксизма, можно сказать: жить в России и быть свободным от гадкого воздуха - нельзя. Общественный фонд содействия защите окружающей среды "Чистый воздух" документально доказал, что уровень содержания вредных газообразных веществ в салонах новых иномарок и внутри потрепанных "Жигулей" абсолютно одинаков. Фонд считает своей главной задачей предупредить водителей о грозящей им опасности внутри автомобиля. Вывод специалистов неутешителен: ни один фильтр, стандартно устанавливаемый для очистки воздуха в салоне любого автомобиля, не способен бороться ни с чем, кроме пыли. Исключение составляют специальные (угольные) фильтры, которыми снабжаются некоторые дорогие модели.
Между тем нелишне напомнить, что машины отравляют воздух, например, канцерогенами. Эти мерзкие вещества, накапливаясь в организме, вызывают рак легких, гортани и желудка. В США, где экологическая ситуация несравнимо лучше, чем у нас, хроническая интоксикация автомобильными выхлопами ежегодно уносит жизни 86 тысяч человек.
А окись углерода? Экспериментальным путем удалось выяснить, что ее повышенная концентрация "отключает" до 20% гемоглобина. А это, в свою очередь, непосредственно сказывается на управлении транспортным средством. Например, значительно снижается реакция. Опасность такого состояния очевидна. Кстати, медицинские обследования водителей, попавших в ДТП, показывают, что в их крови наблюдается повышенное содержание карбоксигемоглобина (вещества, образующегося при взаимодействии окиси углерода и гемоглобина). Отнюдь не полезна и двуокись азота, которую щедро получает каждый автомобилист. В результате ее воздействия наблюдается эффект, который врачи называют повышенным сопротивлением дыхательных путей. То есть дышать человеку труднее.
О пагубных последствиях загрязненного воздуха можно говорить без устали. Все мы чувствуем, что дышится в Москве тяжело, но знают о том, насколько плох воздух столицы, единицы. Поэтому "Чистый воздух" провел в июле экологическую акцию. О ней рассказывает президент фонда Денис Нистратов:
- В десяти самых опасных точках Москвы активисты фонда в противогазах, которые, по их словам, снимать не хотелось даже в жару, раздавали водителям и пассажирам листовки. В них содержалась основная информация о том, чем они вынуждены дышать и насколько это опасно для здоровья. Плюс к этому с помощью отечественного газоанализатора ГАНК-4М проводились замеры в автомобилях, находящихся внутри Садового кольца. Такая работа продолжалась целую неделю. Мы раздали пятьдесят тысяч листовок, и автомобилисты охотно шли на контакт. Из чего я делаю вывод, что интерес к экологическим проблемам большой.
Что касается замеров, то они, к сожалению, оказались ожидаемыми. За год качество воздуха ухудшилось примерно на десять процентов. Это вполне соответствует статистике роста столичного автопарка.
- В ходе исследований вы почувствовали разницу в воздухе салонов иностранных и отечественных машин?
- Никакой разницы нет. Фильтры, устанавливаемые в импортных автомобилях, не предназначены для удаления из воздуха СО, оксида азота и других дисперсных веществ на уровне газов. Они задерживают лишь пыль, причем только самую крупную, более трех микронов. Раньше считалось, что размер частиц в выхлопе дизельного двигателя составляет три-четыре микрона. Теперь выяснилось, что это не так, их размер не превышает полмикрона. А особенность таких частиц заключается в том, что чем они меньше, тем вреднее. Ничуть не лучше ситуация с СО, относящемся к страшным токсинам. В результате его воздействия человек, находящийся хотя бы по два часа в день за рулем, испытывает серьезное кислородное голодание.
- Что опаснее: быть пешеходом или автомобилистом?
- Автомобилистом. Концентрация вредных веществ в автомобиле, а особенно в салоне с кондиционером в режиме рециркуляции, больше, чем на улице. К тому же на дороге водителю приходится проводить гораздо больше времени, чем пешеходу. Замеры в зданиях показали, что уровень СО хотя и выше нормы, но ненамного. В автомобиле же концентрация вредных газов, как правило, в десятки раз превышает предельно допустимые нормы (ПДК).
- Можете назвать самые экологически опасные места в Москве?
- Опасны практически все автодороги, которые находятся внутри Садового кольца, а также все основные автотрассы. Там загрязнение обычно в шесть раз выше нормы. Аналогичное положение сложилось на МКАД. За городом концентрация СО падает, зато остаются канцерогенные вещества, концентрация которых не снижается никогда. Что касается центра Москвы, то очень плохо дышится на Сухаревской площади. Там наблюдается превышение нормы СО в двенадцать раз. Еще хуже положение на Садово-Каретной улице, где показатели двуокиси углерода в тринадцать раз выше ПДК. Очень опасны Новый Арбат и Моховая.
- Вы считаете, что ситуацию можно изменить?
- Пожалуй, главная наша задача - создать общественное мнение, заставить людей думать об этом. Без этого никто - ни производители автомобилей, ни те, кто призван следить за соблюдением экологических норм, - пальцем о палец не ударит. Лишние затраты никому не нужны. Конечно, мы планируем продолжить взаимодействие с автокомпаниями, будем сотрудничать с обществами защиты прав потребителей США и Европы, автоклубами, организациями, занимающимися сертификацией транспортных средств. Главное - не молчать, иначе ничего не изменится. И конечно, фонд продолжит проведение акций, которые наглядно демонстрируют опасность ситуации.
Замеры в пределах Садового кольца показали:
Сухаревская площадь:
CO - 60 мг/м3 (в 12 раз выше нормы),
NO - 10 мг/м3 (в 5 раз),
CH - 20 мг/м3 (в 4 раза);
Садово-Каретная улица:
CO - 65 мг/м3 (в 13 раз!),
NO - 9 мг/м3,
CH - 15 мг/м3;
Новый Арбат:
CO - 50 мг/м3 (в 10 раз),
NO - 10 мг/м3,
CH - 14 мг/м3;
Моховая улица:
CO - 55 мг/м3 (в 11 раз),
NO - 11 мг/м3,
CH - 18 мг/м3.
Концентрация СО в воздухе
Содержание Hb CO в крови
Клинические симптомы
60 мг/м3
10%
Ослабление зрения, легкая головная боль
130 мг/м3
20%
Боли в голове и теле, утомляемость, временная потеря сознания
200 мг/м3
30%
Потеря сознания, паралич, нарушение дыхания и жизнедеятельности
660 мг/м3
50%
Полная потеря сознания, паралич, прекращение дыхания
750 мг/м3
60%
В течение часа наступает летальный исход