Автомобили и бизнес

Автосалон
Москва, 05.02.2001
«Эксперт Авто» №2 (24)
Заметки из залов и кулуаров Североамериканского мотор-шоу 2001 года

Первый крупный международный автосалон нового года, нового века и нового тысячелетия - в Детройте - стал достоянием истории. Он оказался весьма примечательным событием. Это было блестящее шоу на фоне раздумий и споров о наступлении не самых благоприятных для автомобильной индустрии времен. Демонстрация оптимизма в контексте объявлений о последних днях легендарных брэндов (Oldsmobile) и планах реорганизации целых компаний. Явление первых и очевидных преимуществ глобального подхода к строительству автомобилей наряду с программами планетарного перераспределения производственных мощностей и ресурсов. Все это сделало Детройтский автосалон самым драматичным из подобных форумов последних лет.

Наконец, здесь состоялись десять мировых премьер серийных автомобилей и было представлено еще двадцать концептуальных разработок, большинство из которых очень близки к конвейеру. На любой из них не стыдно въехать в Новое время. И все они появились в результате удачного для автокомпаний периода, длившегося последние несколько лет. Вот почему в числе новинок так много fun-cars (веселых автомобилей), мощных машин и кабриолетов. Есть все основания полагать, что они не окажутся невостребованными. Таков, пожалуй, главный вывод, который можно сделать по итогам мотор-шоу.

А основной вопрос - на чем базируется уверенность производителей в том, что трудности скоро закончатся и ни о каком кризисе речь не идет? Об этом главным образом и пойдет речь в этой статье. Мы, конечно, познакомим, хотя бы коротко, с тем, что было достойно внимания. Но особое внимание уделим не объемам двигателей и поражающим воображение динамическим характеристикам машин. Мы попытаемся понять, что значит для автомобильной промышленности Америки, Европы и других стран охлаждение американской экономики, на что может рассчитывать в этой связи Россия, познакомимся с точкой зрения людей, во многом определяющих положение дел в отрасли.

В ожидании оттепели

Компетентная и влиятельная газета Automotive News, готовившая ежедневные специальные выпуски, посвященные мотор-шоу, констатировала: производители серьезно обеспокоены уровнем продаж новых автомобилей в США в 2001 году. В декабре он оказался ниже, чем было заявлено экономистами "большой тройки" (General Motors, Ford, Chrysler) в октябре-ноябре. Дитер Зетше, президент группы Chrysler, отметил в этой связи: "Факт снижения процентных ставок и то, как это делает Федеральная резервная система, является признанием того, что американская экономика входит в трудный период". Однако снижение ставок следует рассматривать как благоприятную для компаний тенденцию. Кроме того, Зетше добавил, что новый президент США Джордж Буш попытается снизить общий уровень налогов, что также положительно скажется на объемах реализации новых автомобилей.

"Нет нужды паниковать, - сказала Эллен Хьюджис-Кромвик, менеджер по корпоративной экономике Ford Motor Company. - Я думаю, что следует ожидать некоторого снижения продаж, однако это вовсе не является сигналом, предупреждающим о том, что мы дойдем до уровня рецессии".

Скорректированные к январю планы трех крупнейших компаний на нынешний год выглядят так. General Motors - 16,2 млн автомобилей, Ford - от 15,6 до 16,1 млн, DaimlerChrysler - 15,6 млн. Разумеется, это цифры общих продаж во всех странах с учетом всех брэндов, входящих в состав гигантов.

Такова картина в целом. Но важны частности. Мы попросили оценить сложившуюся ситуацию Мустафу Мохатарема, доктора экономики, главного экономиста General Motors:

- В последние годы мы столкнулись с феноменом огромного потока инвестиций в новейшие технологии. Это была, по существу, инвестиционная лихорадка. Очень похожая на золотую лихорадку, когда массы людей мчались искать драгоценный металл. Те, кто находил золото, становились богатыми, а те, кому не повезло, оставались бедными. Столь же большие надежды люди связывали и с информационными технологиями. Очевидно, не все эти надежды оправдались. Сейчас инвестиционный бум заканчивается. Поэтому экономика США охлаждается.

- Но страдают и реальные, традиционные секторы экономики.

- Да, реальная экономика замедлит свой рост. В обычные годы объем инвестиций составляет десять процентов валового национального продукта. В годы же инвестиционного бума он достигал двадцати процентов. Теперь уровень инвестиций вновь приблизится к десятипроцентной отметке, а то и опустится еще ниже, вот тогда и начнется охлаждение экономики. Но из-за высочайшего объема инвестиций прошлых лет потенциал быстрого преодоления этого периода охлаждения достаточно велик.

- Ваш прогноз?

- Может быть, первый квартал 2001 года станет периодом, когда рост будет наименьшим. Во втором и третьем кварталах, я думаю, рост возобновится. То есть я прогнозирую краткосрочную приостановку. Кроме того, мы станем свидетелями увеличения вложений в традиционные сферы бизнеса.

- Иными словами, кризис американской экономике не грозит?

- А кто вообще говорит о кризисе? Кризис предполагает неожиданное появление неких обстоятельств с весьма печальными последствиями. Частичное охлаждение американской экономики большей частью является последствием мер, которые приняты Федеральной резервной системой. Именно для того, чтобы экономику чуть охладить. Делая это сознательно, всегда можно прибегнуть к шагам, обращающим принимаемые меры в их противоположность. То есть всегда можно снять некоторые ограничения. И процесс этот уже начался. На прошлой неделе (беседа состоялась 9 января. - Авт.) Федеральный резерв сократил банковские ставки рефинансирования. Более того, у ФРС есть и возможность, и способность продолжать снижать ставки. Если только что состоявшееся их сокращение не приведет к экономическому росту, значит, ставки будут снижены еще.

Конечно, ФРС не добивается неудержимого экономического роста. Вполне достаточен рост в два с половиной - три процента.

- Между тем ходят слухи о значительном - на два - два с половиной миллиона автомобилей - сокращении емкости американского рынка. Вы с этим согласны?

- Не думаю. В прошлом году в Соединенных Штатах было продано 17,8 миллиона автомобилей. В этом году продажи прогнозируются на уровне 16-16,5 миллиона. На миллион-полтора меньше. Ну хорошо, пусть отрасль замедляется, грубо говоря, с 18 до 16 миллионов. На эти два миллиона и необходимо делать поправку. Чем это обернется для американского автомобилестроения? Будут временные остановки производства - для того чтобы привести в норму складские запасы. Кроме того, уровень безработицы в США составляет сейчас четыре процента - это крайне низкий показатель. Он поднимется, полагаю, до четырех с половиной процентов.

- В связи с охлаждением американской экономики и определенными пессимистическими настроениями в обществе активизировались выступления противников глобализации мировой экономики. Обратим ли этот процесс?

- Глобализацию остановить невозможно. Удивительно то, что на Западе есть немало людей, которые находят элементы социализма и коммунизма привлекательными. Именно они и противостоят глобализации. Во многих вещах для них капитализм - не решение вопроса. Но подавляющее большинство людей положение дел вполне устраивает. Думаю, что капитализм и глобализация, если можно так выразиться, будут продолжаться.

- Не кажется ли вам, что глобализация способна смутить не только обывателей, но и правительства некоторых стран? Ведь правящие элиты в результате лишаются ряда экономических рычагов в управлении государством.

- Безусловно, существует такая проблема. Особенно сейчас, когда капитал столь мобилен, очень быстро перетекает из одного места в другое. Правительствам необходимо следить за тем, чтобы не отпугнуть потоки инвестиций. Они вынуждены всегда быть на страже, посматривать, например, на то, как обстоят дела на рынке ценных бумаг, задумываться над тем, не уходит ли капитал из страны в результате их акций, внимательно следить за реакцией бизнеса на их действия. Однако при всем влиянии, которое оказывают рынки капитала на деятельность правительств, это совершенно не означает, что они не могут принимать независимых решений. В Швеции, например, правительство играет гораздо большую роль в экономике, чем в Соединенных Штатах. Вместе с тем следует помнить, что политическая ситуация всегда в движении. И что всегда существуют группы, которые считают, что они утратили или утрачивают политическую власть, и которые пытаются вернуть себе былое влияние.

Америка и мир

Чем больше новых автомобилей представлялось (это происходило в течение трех дней), чем больше было бесед, тем крепче становилась наша уверенность в том, что за благополучие американской экономики и американского рынка волноваться не стоит. Кстати, только представьте себе: в США реализуется почти половина всех легковых автомобилей, произведенных в мире. А в какой-то момент пришла простая мысль: еще неизвестно, кто от пресловутого охлаждения больше пострадает - сами США, Европа или третьи страны. И кто выиграет. Оснований для того, чтобы задуматься над этим, на наш взгляд, более чем достаточно.

Вне всякого сомнения, ситуация заставит все американские автомобильные компании сокращать мощности и высвобождать часть работников. Впрочем, точно так же будут поступать и европейские, и японские, и корейские и все иные компании, за малым исключением. Поскольку проблема избытка производственных мощностей давно носит глобальный характер и теперь настал момент, когда оттягивать ее решение будет себе дороже. Та же GM, как уже было сказано, освобождается от целого дивизиона - Oldsmobile, сокращает в среднем на 10% свои мощности в Америке и Европе. Но одновременно завершает строительство суперсовременного завода в Лансинге, где уровень технологий и производительности обещает быть самым высоким. Развивает производства в Латинской Америке и Азии, где ресурсы, в первую очередь рабочая сила, существенно дешевле, чем в США или европейских странах.

Подразделениям GM в Европе, принесшим корпорации в минувшем году убыток в 463 млн долларов, предстоят нелегкие времена. В первую очередь это касается Opel-Vauxhall. (SAAB, к слову, напротив, стремительно развивается.) Принято решение о перепрофилировании завода в Лутоне (Англия), который прекращает выпуск легковых автомобилей и начнет производить минивэн Opel Vivaro (аналог Renault Traffic). А также о перестройке в Рюссельсхайме. Президент GM Ричард Вэгонер сказал в беседе с одним из нас, что таким образом производственная программа в Европе будет сокращена на 400-500 тыс. автомобилей. Согласитесь, очень весомые цифры. А если учесть, что и Ford, и некоторые другие производители ведут аналогичную работу в Европе, где дорого обходятся и рабочие, и энергия, то легко себе представить, чем это может обернуться. Нелишне при этом принять во внимание и тот простой факт, что автомобилестроение было, есть и остается локомотивом экономики. А один человек, занятый сборкой машин, обеспечивает работой еще по меньшей мере 14 человек в смежных отраслях.

В этих заметках мы, разумеется, неспроста особое внимание уделяем General Motors. Дело не только в том, что это по всем статьям компания номер один в мире, и даже не в том, что в отличие от некоторых других производителей GM не старается делать особых секретов из своих планов, предпочитая действовать открыто. Важно то, что на подходе проект СП с АвтоВАЗом, имеющий, по нашему мнению, первостепенное значение для российской экономики.

Европа и Россия

Беседа с Майклом Бернсом, президентом General Motors Europe, началась с его оценки результатов минувшего года:

- Я не удовлетворен итогами, прежде всего потому, что снизилась наша доля рынка. Тому имеется много объяснений, но, конечно же, разочарование объяснить полностью невозможно. Тем не менее среди основных факторов - высокая цена на топливо и высокие банковские ставки в Европе; ситуация на немецком рынке; переход людей к автомобилям меньших размеров и предпочтения, которые потребители отдают дизельным двигателям; наконец, мощности, которых больше, чем необходимо. В конце прошлого года мы приняли некоторые меры по реструктуризации наших предприятий, которые, надеемся, помогут улучшить ситуацию. И все же следует ожидать, что 2001 год будет трудным.

В числе причин я бы в первую очередь выделил охлаждение североамериканской экономики. Те экспортеры, которые с надеждой взирали на американский рынок, теперь снова повернутся к Европе, усиливая давление на рынок и как бы увеличивая и без того избыточные мощности. Соответственно, шаги, которые мы предприняли, достаточно радикальны. Они сложны, но необходимы. Прежде всего это закрытие нескольких производств и сокращение числа работников. Мы уверены, что именно эти меры приведут к улучшению ситуации. Мы намерены сократить до пятнадцати процентов существующих мощностей. В Европе у нас есть как лучшие с точки зрения производительности предприятия, так и те, которые отстают от необходимых стандартов.

Параллельно мы ведем активную работу по снижению материальных издержек. И Россия может сыграть в этом деле важную роль. Сейчас работа ведется в двух направлениях. Это укрепление альянса с FIAT и создание целевой группы, которая занимается исключительно вопросами снижения затрат и взаимоотношениями с поставщиками. В этом можно увидеть много общего с той работой, которую три года назад начала Renault.

Вместе с тем, хочу обратить ваше внимание: суммы, которые мы затрачиваем на производство в целом, остаются прежними. То есть сокращаем инженерные издержки, повышаем производительность, но ни в коем случае не уменьшаем средств, которые тратятся на обновление модельного ряда. На этом нельзя экономить, если стремиться быть успешной и процветающей компанией.

- Как вы оцениваете проект совместного предприятия с АвтоВАЗом?

- Должен сказать, что наша группа в России во главе с вице-президентом GM Дэвидом Херманом проделала великолепную работу, разработав проект, который, я бы сказал, является лучшей из существующих альтернатив. Знаю, что вызывает разочарование, а иногда и раздражение то, как долго принимается решение на этот счет. Но мы рассматриваем этот шаг как очень важный для развития нашего бизнеса, а легко такие решения не принимаются. К тому же, согласитесь, этот проект сопряжен с высокой степенью риска, поскольку российский рынок характеризуется большой степенью неопределенности, как политической, так и экономической. Однако мы знаем, что у России есть будущее, и хотим быть частью этого будущего. Поэтому, несмотря на все сложности, решение будет принято и, я думаю, в ближайшее время.

- Насколько важен для General Motors АвтоВАЗ в качестве стратегического партнера?

- В сложных условиях российского рынка, когда в нем ориентируются лишь те компании, которые знают, что на самом деле происходит, любой иностранной компании, в том числе и General Motors, чрезвычайно сложно было бы обходиться без такого стратегического партнера. Вместе с тем, для нас крайне важны и инженерные ресурсы АвтоВАЗа. Совместное предприятие позволит нам обеспечивать успешную работу на местном рынке, соответственно снижая издержки, которые были бы несоизмеримо больше, если бы мы полагались на западные инженерные силы.

Дэвид Херман, в свою очередь, также весьма оптимистично смотрит на этот проект. Вполне вероятно, что именно в те дни, когда этот номер журнала попадет к читателям, ему предстоит защищать проект перед советом директоров GM. Шансы на то, что сделка наконец получит одобрение, достаточно велики. Во всяком случае, это дал нам понять и Ричард Вэгонер, чьей поддержкой, судя по всему, вице-президент GM уже заручился. Однако надо честно признать: стопроцентной уверенности в том, что проект получит одобрение уже в феврале, нет ни у кого. Дэвид Херман откровенно поделился своими мыслями по этому поводу:

- Все основные проблемы решены, а если какие и остались, то они носят непринципиальный характер. Но нужно быть честным: есть, наверное, проблема с восприятием России как таковой. Это мое мнение. Трудно понять и еще труднее объяснить, почему именно с Россией существует такая проблема. Мы ведем дела в Индонезии, где практически идет гражданская война, в Китае - а мягкое подбрюшье китайской коррупции не лучше, чем российское, это уж точно. Сложно из множества, казалось бы, незначительных факторов составить общую картину восприятия России в США. Это нечто особенное, о чем можно говорить часами. А следствие очевидно: многие американские бизнесмены лишний раз задумываются, насколько правильно решать свои задачи в России именно сейчас. Пока они голосовали ногами. То есть шли не в Россию, а оттуда. В прошлом году Россия получила пять миллиардов долларов прямых инвестиций или около того. Но в производство было вложено гораздо меньше, в основном - в финансовые инструменты. Словом, никто вполне не понимает, что происходит.

Конечно, я попытаюсь объяснить ситуацию совету директоров и рассчитываю на понимание и поддержку. Хотелось бы, чтобы вы отметили: и мне, и компании в целом большую помощь оказало желание Европейского банка реконструкции и развития поддержать этот крупнейший в регионе проект. Ведь это уникальная ситуация: ЕБРР впервые не просто дает взаймы деньги, но становится владельцем пакета акций. Разумеется, с ЕБРР существует договоренность, что банк будет партнером не всегда и у него есть возможность выйти из проекта. Со временем и GM, и АвтоВАЗ - а мы равноправные партнеры - выкупят банковскую долю. При этом ЕБРР, мне думается, преследует две главные цели. Первая - обеспечить возможно более широкие контакты между АвтоВАЗом и General Motors. И вторая - предоставлять займы предприятиям, которые станут поставщиками СП.

Что касается настороженного, мягко говоря, отношения бизнес-элиты к России, то в этом г-н Херман совершенно прав. Мы даже не можем себе представить, от каких "мелочей" подчас зависят эти отношения и даже серьезные решения. Ранним утром в Детройте, собираясь в очередной поход на мотор-шоу, один из нас увидел по CNN сюжет из Москвы. Это был репортаж с Красной площади, которую на время новогодних и рождественских праздников превратили в каток. Радостные лица молодых людей, трогательные интервью с детьми, которые затруднялись с ответом на вопрос, кем же был Ленин, чей мавзолей находится тут же, перемежались кадрами хроники советских времен - с Политбюро на трибуне, танками и ракетами. Мысль была проста: Россия изменилась, стала более понятной и, если угодно, человечной. Если бы в этот день состоялось заседание совета директоров GM, можно было вполне рассчитывать на одобрение проекта с АвтоВАЗом. А вот после сюжетов о нежелании Москвы платить по долгам, об аресте Бородина - это едва ли.

Мы обещали нашим собеседникам в Детройте не публиковать данные о параметрах российско-американской сделки до окончательного решения вопроса. Скажем лишь, что при благополучном варианте строительство новых корпусов СП должно начаться летом, а серийное производство новой "Нивы 2123" - в сентябре 2002 года. Уже известно, что этот автомобиль будет комплектоваться не только вазовскими и опелевскими, но и фиатовскими двигателями, а 75% дизельных "Нив" пойдет на экспорт. Не менее, а, возможно, более важно для российской экономики даже не само СП, а создание сети предприятий - поставщиков комплектующих, причем не только для Тольятти, но и для западных партнеров. Майкл Бернс вовсе не оговорился, когда сказал о роли России в связи с задачей снижения издержек при производстве автомобилей. Сейчас у наших новых и старых заводов есть редкая возможность войти в обойму поставщиков многих крупных компаний, не только GM. Им это чрезвычайно выгодно, учитывая географическое положение нашей страны, уровень подготовки кадров и уровень оплаты труда, стоимость энергетических ресурсов на внутреннем рынке и некоторые другие благоприятные обстоятельства. Грех упустить такой шанс.

Автомобили и Coca-Cola

Кажется, пришла пора отвлечь читателя от серьезных мыслей и позабавить его любопытными фактами совсем иного рода. Дело в том, что впервые спонсором поездки большой группы российских журналистов на мотор-шоу в Детройт выступила не автомобильная компания, а The Coca-Cola Company. Мы честно обещали рассказать об этом благом начинании и о том, что связывает крупнейшего в мире производителя газировки с миром автомобилей.

Оказывается, первый в мире автомобиль и самый популярный напиток родились в одном и том же 1886 году. Именно в том счастливом году Карл Бенц получил патент на трехколесную повозку с бензиновым двигателем, а доктор Джон Пембертон, фармацевт из Атланты, штат Джорджия, изготовил в медном тазу на заднем дворе своего дома сироп для Coca-Cola. Прошло не так уж много лет, и сначала в Америке, а затем и на других континентах автомобиль и бодрящий напиток стали, по существу, неразлучны.

Предвидя это, еще в 1920 году, когда было налажено по-настоящему массовое производство автомобилей, компания Coca-Cola увеличила размер своих рекламных плакатов, чтобы их могли видеть проезжавшие в машинах люди. В 1925 году один из первых огромных плакатов был установлен на автотрассе. Спустя еще четыре года центр Нью-Йорка украсила первая световая реклама Coca-Cola. (Кстати, самый большой знак Coca-Cola - 122 метра в ширину и 40 метров в высоту - находится в чилийском городе Арика. Он составлен из 70 тысяч бутылок и установлен на вершине холма.) С этого же года напиток стало возможно приобрести практически на каждой американской заправке или станции техобслуживания. Причем продавали Coca-Cola в фирменных холодильниках. А в 1935 году появились специальные автоматы по продаже бутылок.

Неисчерпаемая тема "водитель-Coca-Cola" имеет один немаловажный аспект. Известно, что взрослый человек должен потреблять два литра жидкости в день. И понятно, что лучше пить вкусные напитки. Водителю же в дальней дороге без них просто не обойтись. Дело еще и в том, что любое действие, отвлекающее от рутины, не дает заснуть за рулем. Если вы почувствовали усталость, но добраться до пункта назначения необходимо, просто отхлебывайте из бутылки и наслаждайтесь вкусом.

Бодрящий вкус напитка не раз обыгрывался и в рекламных слоганах. В 1929 году был популярен девиз "Пауза, которая восстановит силы", в 1936-м - "Почувствуйте прилив сил", в 1950-м возникли "Будь в форме" и "Пора взбодриться". В дальней дороге можно поупражняться самостоятельно и придумать что-нибудь вроде "Взял бутылку - смело в путь". А учитывая, что средний расход Coca-Cola на 100 километров составляет всего 200 граммов, - "Двести грамм для бодрости". Тут главное - не перепутать напиток.

Не остались в стороне от новых запросов водителей и пассажиров и автомобилестроители. Очень скоро в машинах появились специальные емкости для размещения бутылок, а позже - банок, откидные или выдвижные столики, подстаканники. Обратите внимание, что в большинстве современных автомобилей в подстаканники идеально входят стандартная 200-граммовая бутылка или банка Coca-Cola. Премьеры детройтского автосалона не исключение.

Вместе с тем, Coca-Cola - огромная всемирная транспортная система. Компания и ее ботлеры имеют в своем распоряжении 180 тыс. автомобилей без учета тех, которые они нанимают или арендуют на время. Это и огромные грузовики с чудовищными прицепами, и коммерческие, и легковые машины. В одной России, которая вошла во всемирную сеть совсем недавно, на Coca-Cola работают около двух тысяч автомобилей, в том числе российского производства. В их числе - продукция всех без исключения российских автозаводов.

BMW

Баварцы представили две серийные премьеры и один концепт. М3 стала кабриолетом с электроприводом тента и съемной жесткой крышей для зимы. Она комплектуется новой рядной "шестеркой" мощностью 333 л. с. А самый динамичный внедорожник Х5, за которым во многих странах до сих пор выстраивается очередь, получил новый восьмицилиндровый двигатель объемом 4,6 л и мощностью 347 л. с. С этим мотором Х5 разгоняется до 100 км/ч всего за 6,5 сек. В соответствии с новыми характеристиками инженеры переделали и автоматическую КПП.

BMW X coupe с алюминиевым кузовом - это нечто особенное. Во-первых, это совершенно новая для мюнхенцев стилистика: дизайн автомобиля асимметричен как снаружи, так и внутри. Во-вторых, это, пожалуй, первое в мире купе, способное ездить по бездорожью. В-третьих, это купе с шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 184 л. с. Впрочем, и этот мотор способен ускорять машину по крайней мере до 200 км/ч.

Chrysler

Новый Jeep, скорее всего, станет известен миру сразу под двумя именами. В Старом Свете он сохранит название предшественника - Cherokee, а в Новом через год превратится в Liberty. Но главное, конечно же, не в названии, а в "округлом" дизайне, скрадывающем увеличение размеров, и в улучшенных ходовых качествах. Достаточно сказать, что передняя подвеска стала независимой. И в гамме двигателей есть две новинки. Это V6 объемом 3,7 л (210 л. с.) и турбодизель объемом 2,5 л. (140 л. с.).

Тему Jeep компания продолжила концептуальной вариацией на тему легендарного Willys. Правда, в отличие от своего железного предка времен второй мировой кузов современного Willys целиком выполнен из карбона. Мощность 1,6-литрового мотора с наддувом доведена до 160 л. с.

Chrysler всегда отличался красивыми, даже изысканными концептами. Нынешнее мотор-шоу не стало исключением. В концепте Crossfire можно уловить черты европейского дизайна в сочетании с линиями, присущими американским спортивным автомобилям. Под стать и характеристики: V6 мощностью 275 л. с. разгоняет машину до 96 км/ч за 5,8 сек., а максимальная скорость составляет 238 км/ч. Маловероятно, что эта разработка когда-нибудь пойдет в серию, как и Dodge Super8 Hemi с обликом и интерьером в духе 50-х (V8, 353 л. с.) Это скорее модели, на которых инженеры обкатывают новые идеи и высокие технологии. Без чего, безусловно, не может развиваться ни одна компания. В этом ряду стоит и концепт Dodge Powerbox. Он уникален тем, что комплектуется практически экологически чистой гибридной силовой установкой.

А вот Dodge Viper 2003-го модельного года вполне реален. Правда, очень немногие водители способны совладать с этим заднеприводным монстром, под капотом которого скрывается 500-сильный двигатель объемом 8,3 л.

Ford

Компания порадовала сразу несколькими стильными автомобилями. Прежде всего это Thunderbird 2002-го модельного года. Под этим именем, известным с конца 50-х и ставшим легендой, публика увидела купе, кабриолет и вдобавок концептуальный родстер, способный превратиться из двухместного автомобиля в четырехместный, если сдвинуть заднюю крышку багажника. Но о какой бы модели ни шла речь, каждая удивительным образом соединяет в себе дух 50-60-х годов со вполне современным обликом. Несомненная удача. Пока Thunderbird комплектуется одним двигателем - объемом 3,9 л и мощностью 252 л. с.

То же веяние прошлого в том же поразительном сочетании с сегодняшними представлениями о новаторстве в дизайне демонстрирует концепт Forty Nine ("Сорок девять"). Он стал одним из самых стильных и самых красивых экспонатов салона. Как тут можно было удержаться хотя бы от короткой беседы с Джеем Мэйсом, вице-президентом Ford по дизайну? Мы обратили его внимание на тот факт, что в Америке в отличие от Европы Ford не особенно увлекается созданным в компании стилем New Edge ("Новая грань").

- Все просто: "Новая грань" не должна присутствовать в каждой машине, которую мы производим. New Edge будет отличать все современные автомобили - Fiesta, Focus и Mondeo. Но у нас есть и классические - Mustang, Thunderbird, которые позволяют воспроизводить черты, характерные именно для этих романтических, даже ностальгических машин. Пока мы не планируем предлагать последние в Европе, но, по моему мнению, и там есть рынок для классического американского дизайна. Так что, возможно, в будущем и Mustang, и Thunderbird станут доступны европейцам.

Что касается New Edge, то связанные с ним ожидания полностью оправдались. Ford Focus, например, продается уже два года и выглядит вполне современно. Новый Mondeo, чуть более консервативная машина, была великолепно принята в Париже, а когда выйдет новая Fiesta, вы увидите, что это будет продолжение линий New Edge. Кроме того, сейчас мы работаем над тремя автомобилями, которые больше Mondeo и в которых прослеживается та же "Новая грань". А они уже будут рассчитаны главным образом на американский рынок. Дело еще и в том, что люди, когда останавливают свой выбор на машинах больше класса C или D, предпочитают уже роскошные автомобили. А у нас в Европе уже есть Jaguar и Volvo...

На мотор-шоу компания представила также Explorer 2002-го модельного года. Автомобиль стал выглядеть современнее, "прибавил" в длину и ширину, получил новый двигатель объемом 4,6 л и мощностью 240 л. с.

Впервые публика увидела и новый Mustang, точнее, его модификацию - Bullitt GT. По сравнению со стандартной версией Bullitt имеет уменьшенный клиренс и литые диски оригинального дизайна. Двигатель машины также подвергся доработке. Его мощность составляет 270 л. с.

Заслуживает внимания и модель Ford SVT F-150 Lightning. Это своеобразный гоночный пикап. Двигатель объемом 5,4 л развивает мощность в 380 л. с. Разгон до 96 км/ч занимает 5,8 сек.

General Motors

Мы очень сомневаемся, что сможем даже коротко описать, не то что опубликовать фото всего, что представила в Детройте GM. Это был подлинный парад серийных новинок и концептов. Каждая машина, безусловно, достойна внимания. Увы, мы скованы объемами. Поэтому не будем останавливаться на обновленных, но уже известных любознательным автолюбителям Cadillac Escalade, Chevrolet TrailBlazer, GMC Envoy и Oldsmobile Bravada.

Еще одна премьера - роскошный Buick с французской приставкой Rendezvous. Он вместителен, способен справиться с легким бездорожьем (задние колеса автоматически подключаются, когда передние начинают пробуксовывать) и оснащается 3,4-литровым мотором мощностью 185 л. с.

Впервые Cadillac предстал в облике легкого грузовика - пикапа Escalade EXT. Если вы хотите совместить в одном автомобиле роскошь, мощь, проходимость и вместительность грузовой платформы, на которой можно уместить дюжину телевизоров или пару мотоциклов, - извольте. Двигатель V8 объемом 6 л и мощностью 345 л. с. способен все это увезти.

Pontiac Vibe рассчитан прежде всего на молодежь. Об этом говорит хотя бы 200-ваттная аудиосистема. Машина, базирующаяся на переднеприводной платформе Toyota Corolla следующего поколения, будет производиться на новом заводе компании в Калифорнии. Помимо стандартного мотора (1,8 л, 130 л. с.) для версии GT будет предлагаться форсированный до 180 л. с. двигатель.

Пять концептов - это будущее брэндов Buick, Cadillac, GMC, Chevrolet и Oldsmobile. Последний концепт создан еще до решения о закрытии этого дивизиона, и, несомненно, он способен принести пользу оставшимся маркам.

Cadillac Vizon рассчитан на тех, кто предпочитает полноприводные автомобили. "Он обладает динамикой быстрых седанов, безопасностью и функциональностью SUV (sport utility vehicle)", - сказал Том Кернс, главный дизайнер Cadillac.

Пятиместный GMC Terracross - это немного SUV, немного пикап и немного вэн. Он имеет трехпанельную крышу, которая с помощью электропривода может принимать различные положения.

Удачное сочетание классики и модерна найдено в модели Buick Bengal. Это концептуальный родстер с мощным двигателем и уникальной системой голосового управления. Причем, как и Thunderbird, эта двухместная машина способна превращаться в четырехместный кабриолет. Под капотом - 3,4-литровый V6 мощностью 250 л. с.

Красавец Oldsmobile O4 особенно интересен тем, что над его дизайном американцы работали в сотрудничестве с итальянской фирмой Bertone, а переднеприводная платформа позаимствована у Opel Astra.

Кроме этого, GM представила концепт четырехдверного купе Chevrolet Sabia, который базируется на платформе Opel Corsa. Он разработан бразильским отделением компании и имеет кодовое название Gamma.

Honda/Acura

Концепт Model X создан на базе нового Civic. Он интересен тем, что имеет сдвижную крышу над багажником и таким образом может превратиться в столь любимый американцами пикап.

Долго ожидаемая замена модели Integra была представлена в виде концепта на стенде Acura. Это RS-X, также на платформе Civic. Четырехцилиндровый двигатель объемом 2 л развивает мощность в 200 л. с. По информации Automotive News, реальная модель будет практически идентична концепту.

Infinity

Концептуальный FX 45 призван продемонстрировать будущее этой марки. По словам представителей компании, к его конкурентам можно отнести не только те автомобили, которые входят в класс SUV, но и ряд престижных седанов - 7-ю серию BMW, Lexus GS 430 и даже седан Infinity Q45. 8-цилиндровый двигатель мощностью более 300 л. с., автоматическая КПП с возможностью ручного переключения передач, полный привод. "Мы задали себе вопрос: какой автомобиль мы бы хотели водить? - говорит вице-президент марки Infinity Том Орбе. - Ответом и стало создание FX 45 - автомобиля для водителя, сочетающего спортивность седана с практичностью внедорожника".

Другая новинка - Q45 2002-го модельного года - будет продаваться в США уже с апреля этого года. По сравнению с предшественником автомобиль получил более длинную колесную базу и несколько изменил внешний вид. При этом жесткость кузова была увеличена более чем на 40%. Восьмицилиндровый двигатель имеет мощность 340 л. с. при объеме 4,5 л. Благодаря этому седан бизнес-класса может разогнаться до 100 км/ч за шесть с небольшим секунд.

Lexus

Lexus представил модель IS 300. Она создана на базе хорошо известного IS 200, но снабжена новым трехлитровым двигателем мощностью 215 л. с. Разгон до 100 км/ч занимает немногим более семи секунд.

Кроме этого, японская фирма показала окончательную версию своего первого в истории кабриолета SC 430, который начнет продаваться в США уже в марте.

Mazda

Известный по предыдущим автосалонам концепт RX-Evolv получил дальнейшее развитие. Теперь он назван RX-8 и, по утверждению представителей компании, намного ближе к серийному производству, чем предыдущий вариант. Главная изюминка - роторно-поршневой двигатель мощностью 250 л. с.

Mercedes-Benz

Автомобилестроители из Штутгарта показали сразу три мировые премьеры. Две из них - на базе C-класса. C32 AMG стала самой мощной на сегодняшний день версией седана. Характеристики - те же, что и у следующей новинки, универсала C-класса. Самый слабый мотор имеет мощность 116 л. с., а самый мощный объемом 3,2 литра - 218 л. с. Третья премьера - родстер SLK32 AMG. На 6-цилиндровый двигатель установлен компрессор, благодаря чему мощность увеличена до 354 л. с. Разгон до 100 км/ч занимает всего 5,2 сек. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 250 км/ч.

Mitsubishi

Mitsubishi ASX - следующее поколение модели Montero Sport. ASX - полноприводной автомобиль с обликом седана и универсальностью внедорожника, рассчитанный на пять пассажиров.

Концепт RPM 7000 можно назвать цивилизованной версией внедорожника, который участвовал в ралли Париж-Дакар. Двигатель, позаимствованный у модели Lancer Evolution, имеет мощность 315 л. с. А система постоянного полного привода дает возможность быстро ездить даже по бездорожью.

Nissan

Концепт Nissan Z продолжает традиции легендарных спортивных автомобилей этой марки. Его дизайн чем-то напоминает модели 240Z и 300 ZX. Новинка имеет двигатель объемом 3,5 л и мощностью 260 л. с., которая передается на задние колеса. Разгон до 100 км/ч занимает около 6 сек. Этот концепт создавался в США. Уже известно, что машина появится в продаже в середине 2002 года.

Необычно назван новый концептуальный пикап - & T. Восьмицилиндровый мотор объемом 4,5 л развивает мощность в 300 л. с. Полный привод. Производство намечено на 2003 год.

Porsche

"Самый быстрый Porsche на американском рынке!" - таков мог бы быть рекламный слоган модели 911 GT2 2002-го модельного года. Двигатель - модификация 3,6-литрового мотора, который устанавливается на модели 911 Turbo. Его мощность была увеличена с 415 до 456 л. с. Кроме того, в отличие от Turbo GT2 базируется на заднеприводной платформе.

Subaru

Компания показала американскую версию модели Impreza WRX 2002-го модельного года. Машина поступит в продажу уже в марте, увы, пока только в Штатах. Мощность двухлитрового двигателя увеличена до 227 л. с. По словам представителей компании, эта модель призвана составить конкуренцию таким машинам, как Audi A4 и BMW 325ix. Автомобиль, разумеется, имеет постоянный полный привод. Стандартной является пятиступенчатая КПП, однако в качестве опции будет предлагаться и автоматическая четырехступенчатая коробка передач. Причем в этом случае 45% крутящего момента будут передаваться на передние колеса, а 55% - на задние.

Toyota

Matrix - гибрид спортивного автомобиля и внедорожника - очень схож с уже упоминавшейся моделью Pontiac Vibe. Да и производиться они будут на одном заводе. Автомобиль также базируется на платформе Corolla следующего поколения. Компания называет его прототипом, который станет серийной моделью примерно через год. Над внешним обликом работала калифорнийская дизайн-студия компании. Двигатели - те же, что и у Pontiac Vibe.

Volvo

Концепт SCC - это воплощение безопасности, чем всегда славилась шведская компания. В новинке много необычного. Например, боковые стойки с вставками из стекла, позволяющие практически полностью исключить так называемую мертвую зону. Новый дизайн ремней безопасности. Инфракрасная система ночного видения. В машине установлен специальный сенсор, который следит за глазами водителя и автоматически передвигает сиденье, педали и руль в наиболее удобное положение. Нет, это нельзя описать, пока не испробуешь...

В Детройте был представлен и концепт первого за всю историю компании внедорожника - ACC. По словам Дитера Лекси, главы Volvo по маркетингу, важно узнать реакцию публики и подготовить солидную коммерческую почву для будущей серийной модели.

Bentley

Роскошный Arnage Red Label, обеспечивший компании в прошлом году рост продаж на 28%, стал длиннее на 250 мм и получил дополнение к своему названию - Long Wheelbase. Кроме него, компания представила прототип гоночного автомобиля для участия в престижной гонке "24 часа Ле Мана" - EXP Speed 8. Двигатель для болида позаимствован у Audi. Первые тесты пройдут уже в мае этого года.

Volkswagen

Концепт Microbus стал одним из самых выразительных экспонатов детройтского мотор-шоу. Он создан в дизайн-студии компании в США специально для американского рынка. Во внешнем облике новинки легко уловить очертания первого автобусика, иначе не скажешь, VW, родившегося в 50-х и ставшего культовым для молодежи тех времен. Современный VW имеет три ряда сидений, причем средние могут поворачиваться на 180ш. Microbus может превратиться буквально в кинотеатр на колесах: изображение передается через 7-дюймовый экран на средней консоли, четыре монитора в спинках первого и второго ряда сидений и два выдвижных дисплея между вторым и третьим рядом. Второй 7-дюймовый экран, расположенный в передней части потолка, служит для заднего обзора.

Microbus не базируется ни на одном из предлагаемых в настоящее время автомобилей. Многие детали и узлы пойдут в серию только с будущим поколением машин марки VW. Не был до сего момента известен и компактный 3,2-литровый двигатель V6 к крутящим моментом 320 Нм. Решение о серийном производстве Microbus пока не принято.

Детройт-Москва

У партнеров

    Реклама