Скандинавский натиск

Андрей Безверхов
18 августа 2003, 00:00

Крупный производитель автомобильных шин создает специально для нашей страны новые продукты и будет развивать собственное производство

Мировые производители автопокрышек устремились в Россию: параллельно с расширением сбыта готовой продукции они начали создавать в стране и свои производственные мощности. Это объяснимо, ведь отечественный шинный рынок сегодня составляет 37 млн шин, из которых около 20 млн приходится на сегмент легковых автомобилей, и эти цифры постоянно растут: по оценке экспертов, ежегодно рынок будет увеличиваться на 10-15% и через пять-шесть лет его емкость достигнет как минимум 45 млн покрышек. Причем, как и с автомобилями, прослеживается растущий спрос на более дорогие, но при этом более надежные, долговечные, безопасные и комфортабельные шины.

Каждый из крупных производителей выбрал свой путь - одни кооперируются со старыми российскими заводами и, модернизируя их, выпускают совместные продукты (как правило, входящие в средний ценовой сегмент). Другие решились на строительство новых предприятий, где за счет самых современных технологий и оборудования намерены выпускать более дорогую и качественную продукцию.

Особенности финского бизнеса

В этом ряду финская компания Nokian Tyres стала первой, кто избрал оба варианта. В декабре прошлого года она подписала соглашение с российским холдингом "Амтел" о создании совместного предприятия по разработке, производству и сбыту автошин. Для этого задействуются мощности шинных заводов в Кирове и Воронеже, куда учредители инвестируют 25 млн долларов (из них 10 млн - финны). Уже в этом году на кировском предприятии планируется изготовить 500 тыс. покрышек, а с 2004 года воронежский завод должен производить около 2 млн шин в год. Специально для этого проекта Nokian Tyres разработала две модели легковых шин сегмента B под марками Nordman и Amtel, доступных по цене для многих российских автомобилистов.

Следующим шагом финской фирмы станет развитие производства в России покрышек для легковых автомобилей под собственным брэндом. Тут можно будет реализовать все новейшие наработки в области производства и контроля качества, а с конвейера будут сходить шины уже сегмента A под маркой Nokian. Их выпуск планируется начать с 2005 года и в 2006-м выйти на объем в 1,5 млн штук. Если все пойдет как задумано, то в первые два года в это предприятие инвестируют 25-30 млн евро, лет через пять может быть произведено первое расширение завода, а через десять лет после старта он будет достроен окончательно. За это время общий объем инвестиций должен достигнуть 120 млн евро, и тогда предприятие сможет ежегодно делать от 6 до 9 млн высококачественных покрышек.

Действовать таким образом компанию заставляет рыночная ситуация, где резко активизировались едва ли не все крупнейшие мировые производители шин. Если не принять мер, они могут быстро потеснить Nokian Tyres, которая сейчас имеет 14% от всего семимиллионного импорта шин в Россию и превосходит по этому показателю остальные брэнды.

- Чтобы и в будущем чувствовать себя уверенно на вашем быстрорастущем рынке, надо уже сейчас закрепиться в России и начать выпускать там продукцию, нужно оказаться среди первых, - поделился с "Экспертом" своими планами Ким Гран, президент компании Nokian Tyres. - К тому же это отвечает нашим стратегическим задачам. Компания ставит цель ежегодного увеличения продаж на десять процентов. В прошлом году в Финляндии мы произвели более пяти миллионов шин, но для выполнения намеченной программы этого недостаточно. В России вместе с партнером мы можем уже лет через пять производить еще столько же.

- Какие рынки и каких потребителей вы считаете для себя главными?

- Приоритетные рынки - Скандинавия, Россия, Восточная Европа, страны Альпийской зоны и Северной Америки. Именно в этих регионах продолжительные и снежные зимы, а Nokian Tyres остается одним из мировых лидеров по разработке и производству зимних шин - они составляют почти две трети от нашего производства покрышек. Мы видим здесь хорошие перспективы. В России в прошлом году всего было продано около шести миллионов зимних шин. Но все больше людей понимает, насколько это важно для безопасности, и мы прогнозируем удвоение российского рынка зимних шин в течение пяти лет. Что касается потребителей, то Nokian Tyres сознательно идет только на вторичный рынок. Тут несколько причин. Например, первичный монтаж на автозаводах предусматривает установку более дешевых летних покрышек, а наш конек - зимние покрышки и дорогие летние шины высокого класса. Мы выбрали свою нишу, которая предусматривает специализацию и активную работу на локальных, но растущих рынках, а продукцию для глобальных автопроизводителей могут делать глобальные производители шин. Мы от подобных предложений отказываемся.

- По каким критериям вы подбираете партнеров?

- Начиная с 1995 года я побывал на всех российских шинных заводах, изучал потенциальных партнеров. В Кирове, например, привлекло, что это предприятие одним из первых решилось на самостоятельную серьезную модернизацию. Создавать производства в России мы начали с европейской части, где больше жителей и больше автомобилей. Хотя очень перспективен также регион Сибири и Дальнего Востока.

Продукт для экспансии

Свои амбициозные планы относительно российского рынка Nokian Tyres строит на основе четкой продуктовой и маркетинговой политики. Уже два года в семи крупных городах страны - от Москвы до Владивостока - проводятся углубленные опросы. Из них финны узнают, какие брэнды предпочитают россияне, где и когда они покупают покрышки, насколько грамотны при оценке потребительских качеств шин, что влияет на принятие окончательного решения. По некоторым позициям итоги таких опросов совпадают с общемировыми. Скажем, как и в большинстве стран, главным для зимних шин наши водители считают хорошее сцепление со льдом, приемлемую цену, сцепление со снегом, величину пробега. Зато относительно мест покупки шин россияне подивили европейцев - 17% приобретает новые покрышки на рынках, чего больше нигде нет.

"Эти исследования помогают планировать сроки и содержание рекламных кампаний, создавать новые продукты в соответствии с потребностями клиентов, оценивать позиции конкурентов", - пояснил мне менеджер по маркетингу компании Nokian Tyres Пекка Лайхиа. По его словам, акцент в рекламе сегодня сделан на высочайшую безопасность финских шин. Корреспонденту "Эксперта" показали два ролика, которые на российском телевидении начнут крутить только осенью. В коротких игровых сюжетах ни разу не показаны шины и ни слова не говорится об их потребительских свойствах. За исключением того, что безопасность шин Nokian провоцирует к совершению экстремальных поступков в обычных ситуациях (уверяю, что по крайней мере один из роликов вызовет у зрителей массу эмоций). Любопытно, что сами производители и продавцы шин поначалу приняли эту рекламную продукцию в штыки, но ее показ в Швеции и Норвегии поднял узнаваемость брэнда на треть, а продажи - на четверть.

Однако главным в компании считают не создание положительного образа, а выпуск действительно отличного продукта, который объективно будет говорить сам за себя. Для этого идет непрерывный процесс совершенствования старых моделей и разработки новых, внедряются по-настоящему инновационные решения. Только за последние годы Nokian Tyres первой ввела такие новшества, как индикатор износа шин (постепенно стирающиеся цифры показывают глубину протектора), меняющую цвет в зависимости от температуры воздуха кнопку на летней шине (она сигнализирует о возможном гололеде и необходимости установки зимней резины), защитное ребро и уплотнительное кольцо, предохраняющие диск от повреждений и грязи. Финская фирма - единственная в мире, кто выпускает несимметричные (левые и правые) шины, что, по мнению скандинавов, существенно влияет на безопасность.

Кстати, слово "безопасность" звучит на этом предприятии едва ли не чаще других. Этот критерий - главный при разработке новых моделей, которые выводятся на рынок ежегодно. Причем имеется в виду не только дорожная безопасность (это - святое), но и экологическая. Скажем, в резиновой смеси финны сейчас используют менее 3% вредных полиароматических углеводородных соединений, что почти не влияет на природу. Глубокие исследования идут и в области снижения шумности.

Именно с позиций безопасности практически совершенной считают в компании и свою самую последнюю разработку - зимнюю шину Hakkapeliitta 4, которую представят на Московском автосалоне в конце августа. В резиновую смесь ее протектора входит экологически чистое рапсовое масло, которое делает шину "цепкой" и более прочной на разрыв, а увеличенная ширина беговой дорожки повысила устойчивость и управляемость на скользких покрытиях. Но главным новшеством стало использование четырехгранных шипов. Руководитель компании по связям с клиентами и технической поддержке Матти Мори объясняет, что в отличие от круглых они резко повышают надежность сцепления, плотнее сидят в шине и меньше изнашивают дорожное полотно. По сравнению с предыдущей моделью у Hakkapeliitta 4 на 10% лучше продольное сцепление на льду и на 8% - сцепление на снегу, на 6% выше поперечное сцепление, на 7% - показатель стабильности. А расположенные под шипами смягчающие подушечки гасят удары шипов о дорогу и снижают шум. В современной шинной индустрии это считается прорывом, и Nokian Tyres запатентовала свою разработку четырехгранного шипа.

Вообще же цикл создания каждой новой модели шин обычно составляет четыре года. Вначале определяются важнейшие параметры новинки, затем создается несколько рисунков, которые вручную вырезают на протекторе. Выбранный вариант дорабатывают с помощью компьютеров и лабораторных тестов, а опытные образцы долго испытывают на полигонах. Их у компании два - летний в Нокиа и зимний на севере Финляндии, в Ивало. Установленные там электронные системы и уникальная природа позволяют тестировать продукцию круглый год, причем в самых разных естественных условиях, которые не может заменить ни одна лаборатория.

Деньги с неба

Суровый скандинавский климат сослужил человечеству добрую службу: благодаря ему в 60-е годы в Финляндии придумали шипы, и теперь они применяются даже на велосипедах. Вполне естественно, что и финский производитель автопокрышек - Nokian Tyres - считается непререкаемым авторитетом в области создания зимних шин вообще и шипованных в частности. Эта компания первой стала заниматься также исследованиями в области комплексной разработки новых шин под определенные шипы. Логичным выглядит и то, что два из трех крупнейших мировых производителей шипов сегодня расположены в Финляндии, а если брать первую пятерку, то в ней окажется еще одна финская фирма. Для работников этих компаний любимое время года - зима. Они даже шутят, что падающий снег - это деньги с неба, поскольку сразу возрастает спрос на шипы.

Nokian Tyres работает практически со всеми производителями шипов, однако особые отношения сегодня складываются с фирмой Turvanasta из Турку. Именно там сумели решить сложную технологическую задачу - правильно и надежно установить в корпус шипа четырехгранный твердосплавный сердечник для Hakkapeliitta 4. Во многом это достигнуто благодаря тому, что Turvanasta - практически единственный производитель шипов, имеющий еще и дочернее предприятие для исследований и разработки новой продукции. Среди партнеров "дочки" - научные центры и институты, включая, например, лабораторию средств противоскольжения Вологодского политехнического университета. Живет это предприятие за счет продажи ноу-хау и целевых грантов ЕС и правительства Финляндии, которым важно получать новые продукты для повышения безопасности и уменьшения вредных воздействий на дороги и экологию.

Материнская фирма сосредоточилась на производстве: буквально месяц назад она переселилась в новый корпус, строительство и оснащение которого обошлось в 22 млн евро (это без уже имевшегося оборудования). Если учесть, что весь штат предприятия, включая управленцев, состоит из двух десятков человек, то объем инвестиций впечатляет. Еще больше впечатляет, что здесь выпускают более 300 млн шипов двадцати моделей в год. Однако планы идут дальше. Совладелец и директор компании Turvanasta Хейки Салакари рассказывает:

- До сих пор из-за дефицита мощностей нам приходилось отказываться от поставок самым крупным западным производителям шин. Около тридцати процентов своих шипов мы продавали давнему партнеру - Nokian Tyres, а более половины продукции отгружали в Россию, где мы видим очень перспективный и важный для себя рынок. Но уже в следующем году планируем увеличить производство до полумиллиарда шипов и тогда сможем расширить свое присутствие и в других регионах.

- А как вы оцениваете состояние российского рынка?

- Сейчас он потребляет примерно семьсот-восемьсот миллионов шипов в год, из которых менее ста миллионов производят разрозненные предприятия в России. Но это не очень качественная продукция. Шип, хотя и весит чуть больше одного грамма, остается сложным изделием: для разных шипов нужны различные марки стали и других материалов, шип должен быть не только жестким, но и выдерживать удары и изгибающие нагрузки при разгоне и торможении. Думаю, что с увеличением парка хороших автомобилей в вашей стране будет расти спрос на качественные шипы - со временем их потребление могло бы достигнуть двух миллиардов штук. Поэтому мы активно работаем в России и даже разработали для российских шинных заводов новый шип - он очень мягко воздействует на дороги, но имеет повышенную прочность и долговечность. Презентацию этого изделия мы запланировали на весну.

Впрочем, российские интересы фирмы Turvanasta не ограничиваются поставками продукции. Например, ее специалисты работают с металлургическими заводами и считают, что российская сталь со временем будет использоваться наравне со шведской и английской. Исследуются и возможности создания в России предприятий по изготовлению шипов. Особенно для грузовых автомобилей, где ожидается рост спроса на надежную продукцию. И чтобы занять достойное место на рынке, финны готовы использовать весь опыт и преимущества добрососедских отношений.

Нокиа-Турку-Москва

Компания Nokian Tyres ведет отсчет своей истории с 1898 года, когда в Хельсинки было создано предприятие для выпуска резиновых галош. Позже оно переехало в город Нокиа, расположенный в 15 км от Тампере. В 1925 году там началось производство велосипедных покрышек, а в 1932-м - шин для легковых автомобилей.Несколько десятилетий производство шин входило в корпорацию Nokia, которая выпускала различную продукцию - телевизоры, сотовые телефоны, обувь. В результате диверсификации бизнеса все направления были преобразованы в отдельные компании, которые получили свои названия и работают самостоятельно. В рамках этого процесса в 1988 году была создана Nokian Tyres, разместившая свои акции на Хельсинкской бирже в 1995 году.

Nokian Tyres производит летние и зимние шины для велосипедов, легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовиков и тяжелой лесной техники, а также протекторы Noktop для грузовых автомобилей. Новое направление - выпуск систем контроля давления в шинах RoadSnoop. В состав компании входит собственная торговая сеть из 160 магазинов, действующая под брэндом Vianor в странах Скандинавии и Балтии и имеющая дочерние предприятия в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Норвегии и России.
Штат компании - 2585 человек, из которых 1100 работает в торговой сети Vianor. Экспортные поставки осуществляются в 61 страну. В 2002 году Nokian Tyres произвела 5,1 млн легковых шин и 8,7 тыс. тонн грузовых, объем продаж составил 479,2 млн евро. Компания занимает пятое место среди европейских производителей автошин и двадцатое в мировом рейтинге.