В столице Японии 6 ноября закрылся автосалон, входящий в обойму самых значимых автомобильных выставок планеты. Побив рекорд продолжительности международных мотор-шоу (17 дней), он вошел и в число самых посещаемых - на стендах побывало около 1,5 млн человек, то есть каждый восемьдесят пятый японец. Однако главное, чем запомнится нынешняя экспозиция, - это небывалое количество концептуальных разработок, через которые изощренные японцы попытались, как они сказали, заглянуть на пять, десять или даже двадцать лет вперед.
На своем поле
В отчетах о главных европейских и североамериканских выставках журналисты неизменно подчеркивают, что азиатские компании соперничают там как минимум на равных с местными производителями, а зачастую даже переигрывают их. Про Токио этого не скажешь: на здешнем салоне хозяева превосходили зарубежных конкурентов практически во всем. Девять японских брендов представили на выставке 34 мировых премьеры, в то время как "команда остального мира", состоящая из 29 фирм, ответила лишь 11.
Такой расклад - прямое следствие ситуации, складывающейся как на японском рынке, так и в глобальном автомобилестроении. На протяжении последних семи лет в Японии ежегодно продается 5,8-5,9 млн новых автомобилей, 90% которых - исключительно японские марки. В то время как на экспорт (главным образом в США и Европу) из Японии отгружается почти 5 млн машин. Более того, на своих зарубежных производствах (в основном в Азии и Северной Америке) японские компании выпускают продукции почти столько же, сколько у себя на островах, добившись в прошлом году феноменального результата - 9,8 млн единиц (см. и график 2 ).
Причин приверженности собственному автопрому на островах несколько. Во-первых, традиционно сильная ориентация японцев на отечественных производителей - их продукцию выбирают за надежность, доступность, обеспеченный сервис. Во-вторых, стремление самих японских фирм предлагать по-настоящему качественные и, что немаловажно, инновационные продукты (это, кстати, умело поддерживается и рекламой, а массовый вброс концептов на автосалоне - лишнее тому подтверждение). Наконец, свою роль играет государство. Установив на импортные автомобили большие пошлины, оно практически отрезало от них массового покупателя. В Японии среди водителей бытует мнение, что лучше держаться подальше от иномарок (особенно с левым рулем), поскольку владеть ими могут лишь "большие люди" да бандиты.
Все это нашло прямое отражение и в экспозиции 39-го Токийского международного автосалона: заняв основную часть площадей, японские производители оттянули на себя и основную часть публики, а европейские и североамериканские модели зрители воспринимали в качестве непрактичной экзотики. К примеру, привлекавшая к себе толпы людей всего месяц назад во Франкфурте Opel Astra TwinTop в Токио смотрелась довольно сиротливо. Как, впрочем, и большинство других французских, британских, немецких, американских и даже корейских моделей. Пожалуй, единственным исключением стал Audi Shooting Brake Concept, выделявшийся ярким, агрессивным дизайном. Зато любая японская новинка шла на ура, будь то почти серийная машина либо совершенно уродливый (с точки зрения европейца) или абсолютно бесполезный концепт - например, Honda W.O.W, где вместо переднего и части задних кресел оказались комфортабельные палатки для собак и кошек.
Золотой век дизайнеров
Токийские концепты можно поделить на две основные части: технологические и дизайнерские. Хотя деление это условное: как правило, за необычной внешностью скрывается еще и нестандартное инженерное решение. Так, Nissan под смешным для русского уха именем Pivo напомнил яйцо на колесах. Это яйцо-кабина крутится на 180 градусов: чтобы поехать назад, нужно развернуть лишь кабину, а не весь автомобиль. Иное решение проблемы разворотов на ограниченной площади предложила Toyota: в ее концепте Fine-X угол поворота колес достигает 90 градусов - поперек кузова и дороги, и, благодаря этому, машина может вертеться практически на месте.
Впрочем, подобные изыски - вовсе не прихоть конструкторов. Они, работая вместе с дизайнерами, ищут решения, которые позволят людям лучше приспосабливаться к условиям современной жизни.
- В Японии мало места: большая численность населения, маленькие квартиры и загруженные улицы. И каждый хочет получить чуть больше пространства хотя бы внутри автомобиля, - пояснил в интервью "Эксперту" глава дивизиона стратегического дизайна Mazda Motor Corporation Атсухико Ямада. - Отсюда и обилие японских кубических моделей, которые сравнивают с холодильниками на колесах. В западных странах такого не встретишь, поскольку там иное восприятие автомобиля - нередко это символ власти, некоего превосходства.
- Но ваш бренд подобных разработок не имеет. Напротив, дизайн последних моделей Mazda называют революционным для Японии, благодаря ему продажи компании взметнулись почти на всех рынках, включая Америку и Европу. Вы изменили традициям?
- Отнюдь. Просто в японском автодизайне есть и второе направление - элегантные, динамичные автомобили. Такими сделаны Mazda6 и Mazda3, в этой же стилистике выдержан наш новый концепт-кар, представленный в Токио под именем Senku. В его облике мы старались выразить идеи, которые проповедует наш бренд: энергичность и стремительность, с одной стороны, а с другой - сочетание японских ценностей с глобальными. Мы не пытались делать экзотический, сугубо японский автомобиль, потому что люди должны хорошо принимать его во всех странах.
- Как это может быть достигнуто?
- Например, за счет дверей. Senku - спортивное купе с мощным роторным двигателем. А двери мы сделали сдвижными, как на многих минивэнах. Они удобны, просторны. Senku как бы приглашает вас внутрь, а когда вы садитесь, это получается не только удобно, но и красиво. И окружающие просто завидуют. Впрочем, это все-таки взгляд в очень отдаленное будущее, в машине может еще многое измениться.
Кстати, этот момент показателен. В прежние годы Mazda, как правило, представляла практически предсерийные новинки, а теперь неожиданно выстрелила целой очередью концепт-каров - компактным Sassou на Франкфуртском салоне, спортивным Senku в Токио и готовит новинку для Детройтского мотор-шоу в январе. Что это - попытка привлечь к себе дополнительное внимание или работа на перспективу? Ведь не случайно этот бренд в 2004 году, по оценке PricewaterhouseCoopers, среди всех мировых автопроизводителей занял третье место по прибыльности.
- Мы действительно изменили стратегию, - заметил в беседе с "Экспертом" главный управляющий по маркетингу, продажам и сервису Mazda Motor Corporation Дэниел Моррис. - Раньше дизайнеров и конструкторов настраивали на то, что должно вот-вот выйти на рынок. Сегодня же надо смотреть дальше, искать решения, которые будут востребованы через несколько лет. Все три наших концепта 2005-2006 годов - это стилистически разные машины, и мы будем оценивать реакцию прессы и публики на них. Сейчас мы как бы спустили наших дизайнеров с поводка, дали им полную свободу. Для них наступило золотое время, и все увидели настоящий полет мысли.
- Смена стратегии коснулась только процесса разработки моделей или она отразится и на позиционировании бренда?
- Здесь в принципе для нас все ясно. Mazda - достаточно маленький производитель, мы продаем всего 1,2 миллиона машин в год. Но мы не являемся нишевым брендом и не причисляем себя к премиум-сегменту, хотя и стоим выше, чем однозначно массовые марки. Суть в том, что Mazda старается наполнять свои автомобили функциями с максимальной пользой для клиента, чтобы он знал, куда вкладывает деньги. Поэтому наши продукты отличаются от массовых моделей, это что-то вроде "народного люкса".
Для всех и для каждого
Несмотря на то что в Токио местные бренды сделали упор на домашний рынок, тенденция к созданию глобальных моделей прослеживалась на салоне вполне отчетливо (в этом стремлении дизайнеры Mazda оказались не одиноки). Конечно, среди новинок всех японских фирм были модели, которые наверняка не попадут в Европу или США, - их внешний вид для этих рынков неприемлем. Но рядом оказались и машины, которые подчас можно считать даже более американскими или европейскими, нежели японскими. Создавая их, Nissan, Toyota или Honda, вне всякого сомнения, рассчитывали на клиентов за пределами Японии.
Подобного подхода к новым разработкам не скрывал и управляющий директор по зарубежным операциям Mitsubishi Motors Corporation Хироши Харунари. В интервью "Эксперту" он заявил:
- Сейчас мы пытаемся создавать такие машины, которые станут хорошо продаваться на большинстве рынков, в любом уголке мира. Из четырех новинок, показанных здесь, как минимум две отвечают этим параметрам. Прежде всего новый Outlander. Везде, где есть спрос на внедорожники, он наверняка окажется востребованным. Второй такой моделью я считаю Concept-X - предвестника Lancer Evolution очередного поколения.
- А в какой мере могут влиять на продажи те или иные характеристики моделей, тот же дизайн или технические данные?
- Возьмите, например, Mitsubishi Lancer. У вас в России, где все ездят на бензине, это одна из самых продаваемых машин. Раньше так было и в Западной Европе, но теперь там перешли на дизель, а Lancer не имеет дизельного двигателя. В итоге мы потеряли колоссальный рынок. Скажем, в Португалии еще недавно за год продавали до 30 тысяч этих автомобилей, но изменилась система налогообложения, бензиновые моторы стали невыгодны, и сбыт уменьшился в пять раз. Хотя есть и обратные примеры. Так, новый Galant до сих пор продавался лишь в Северной Америке. Однако мы поняли, что на него есть спрос и в России. Поэтому с 2006 года, после адаптации и сертификации, эта модель будет представлена и в вашей стране. (Напомним, что именно наш журнал полгода назад обратил внимание Такаши Нишиоки, тогда лишь вступавшего в должности председателя совета директоров и главного исполнительного директора Mitsubishi Motors Corporation, на то, что Galant очень востребован в России, и японский топ-менеджер обещал этот вопрос изучить - см. "Менеджмент и ментальность" N14 за 2005 год.)
Показательно, что схожие стратегии в отношении самой Японии применяют и производители из других стран. Например, у японцев сейчас настоящий бум в области гибридных технологий - как минимум по одной такой модели в Токио представили все местные компании. Уловив веяние, свой концепт на топливных элементах показал на мотор-шоу и Mercedes-Benz. А вот Chrysler решил, видимо, сыграть на сентиментальности японцев: эта марка выставила концепт-кар Akino, названный в честь его дизайнера - японки по происхождению. Очевидно, все это не более чем маркетинговый ход: во всяком случае, на выставке сама Акино Тсучия без устали позировала перед камерами и рассказывала, что именно она хотела выразить через дизайн интерьера и внешний вид автомобиля.
Mazda
Одной из самых интересных премьер 39-го Токийского автосалона можно назвать концепт-кар Senku. В линейке японского бренда это четырехместное купе должно заменить стильную модель Mazda RX-8. В Senku планируется установить бензиновый роторный двигатель нового поколения с непосредственным впрыском топлива, однако в паре с ним будет работать еще и гибридная установка. Такой симбиоз обеспечит машине сразу несколько преимуществ: во-первых, высокую мощность при низком расходе топлива, во-вторых, идеальную развесовку (50:50) между передним и задним мостами, а также низкое расположение центра тяжести, что крайне важно для автомобилей спортивного класса. В числе других особенностей - большие, сдвигающиеся назад с помощью электропривода двери в форме крыла и панель приборов, вставленная внутрь рулевого колеса.
Mitsubishi
Тем, кто предпочитает скоростные автомобили, эта компания предложила Concept-X - прообраз легендарного Lancer Evolution в десятом поколении. Довольно низкая машина (всего 1,47 м) имеет длину 4,53 м и ширину 1,83 м. Под ее капотом расположен двухлитровый двигатель с турбонаддувом, который сочетается с шестискоростной коробкой передач. В помощь водителю устанавливается бортовая мультимедийная система, включающая жидкокристаллический монитор. На экстремальную езду рассчитан и дизайн новинки: в частности, низкий передний бампер сделан так, чтобы обеспечить максимальный приток воздуха к мотору, а спойлер на корме призван прижимать машину к дороге. Серебристо-черный салон отличается функциональностью и сдержанностью: все качественно, но без излишеств, жесткие спортивные сиденья сочетаются с мягкой подсветкой.
Nissan
Среди восьми новинок этой марки главным оказался спортивный концепт GT-R Proto. Объявлено, что серийная модель на его базе появится уже в 2007 году, и ее дизайн не претерпит особых изменений в сравнении с нынешним выставочным образцом. По сути, облик машины развивает идеи, воплощенные в предыдущих поколениях моделей GT-R, отличавшихся высокой аэродинамикой и мощью.
Кроме него Nissan представила еще четыре концепт-кара и три серийных модели. В числе первых - компактное заднеприводное купе Foria с посадочной формулой "2+2" и распашными дверями. А вот модель Amenio, напротив, предлагает простор и функциональность: ее салон рассчитан на комфортную перевозку шести человек и багажа. Наконец, Note в стиле Adidas позволяет менять отделку кузова и бамперы, а в отделке салона использованы спортивные ткани и резина.
Subaru
Концептуальный B5-TPH вместил в себя черты машин сразу нескольких классов - кроссовера, купе и универсала. По замыслу создателей, этот элегантный автомобиль должен уверенно держать дорогу, иметь определенный набор внедорожных качеств, а также удобный в разных условиях эксплуатации кузов. Не менее сложной оказалась и его конструкция: гибридная силовая установка состоит из оппозитного бензинового турбодвигателя объемом 2 л и электрического мотора. Благодаря этому мощность Subaru B5-TPH достигает 260 л. с., в то время как расход топлива у него на треть меньше, чем у моделей с сопоставимыми по мощности бензиновыми движками. Оптимальный режим работы моторов должна обеспечивать интеллектуальная система Drive-By-Wire, которую дополняет еще и электронная комплексная система безопасности с набором радаров и камер.
Audi
Главной неяпонской звездой Токийского салона следует признать концепт-кар Audi Shooting Brake. Судя по всему, примерно так может выглядеть в будущем модель TT. О мощи и спортивности машины заявляют дизайнерские находки: трапециевидная решетка радиатора и боковые воздухозаборники, динамичные фары, а также совершенно новый для немецкого бренда элемент - устремленная вверх задняя линия окна. В сочетании с выпуклой крышкой багажника и плоской передней частью кузова это должно создавать ощущение сжатой пружины. В числе технических параметров новинки нужно выделить систему постоянного полного привода quattro, активную подвеску magnetic ride и 250-сильный мотор объемом 3,2 л. Разогнать четырехместную машину до сотни он может всего за 6 секунд, а ее максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 250 км/ч.
Volkswagen
Немцы решили удивить японцев сложносочиненной конструкцией и показали в Токио прототип двухместного спортивного автомобиля EcoRacer. Кузов этой необычной машины выполнен из углепластика, что гарантирует ему не только малый вес (всего 850 кг), но и высокую жесткость на кручение. Полутоpалитровый турбодизель мощностью 136 л. с. позволяет набирать скорость 100 км/ч за 6,3 секунды, при этом средний расход топлива составляет 3,4 л. В зависимости от условий EcoRacer может выглядеть по-разному. Если крыша на месте, это купе, а если ее снять (вместе с задними воздухозаборниками), то получится родстер. Наконец, можно снять еще и ветровое стекло, заменив его на очень низкое, почти символичное, и в таком варианте использовать машину как скоростной автомобиль. Тем более что его максимальная скорость - 230 км/ч.
Honda
Красивым, солидным и инновационным получился концепт FCX, выставленный на стенде этой японской компании. По сути это четырехдверный седан, однако его низкий (1,43 м) обтекаемый кузов заставляет вспомнить о купе, а гибридная силовая установка, где четыре электромотора вращают по одному колесу, фактически заставляет говорить о полном приводе. В числе других оригинальных решений - спрятанные в центральный тоннель топливные элементы, а также аккумуляторы, "упакованные" в задний мост. Кроме того, при повышении скорости руль и панель приборов должны немного придвигаться к водителю, дабы повысить четкость управления. Однако это ничуть не влияет на высочайший уровень комфорта, предоставляемый водителю и трем пассажирам. Ощущение свободы достигается за счет просторного салона и прозрачной крыши.
Hyundai
Свои претензии на японский рынок все более активно предъявляют и корейские компании. Hyundai для этого даже подготовила концепт-кар - кроссовер Neos III. Этот полноприводный автомобиль стал третьей моделью, созданной в собственном дизайн-центре фирмы. Причем работа выполнена по всем правилам: так, решетка радиатора и фары сделаны с учетом новейших достижений в области безопасности (с использованием различных датчиков, радаров и видеокамер), а боковые зеркала при движении задним ходом автоматически опускаются и улучшают обзор. Салон машины призван обеспечить пассажирам и водителю комфорт, достойный седана класса "люкс", панель приборов - простоту и четкость управления. Автомобиль оснащен 4,6-литровым мотором и пятиступенчатой коробкой-автоматом, которая управляется электроникой.
Токио-Москва