Китайские церемонии

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
19 декабря 2005, 00:00

Уходящий год может стать переломным для китайского автоимпорта в Россию: создав плацдарм, уже в следующем сезоне производители из Поднебесной попытаются начать массовое вторжение на российский рынок иномарок

Из страны велосипедов и бычьих повозок Китай стремительно превращается в крупнейшую автомобильную державу. По планам китайского правительства в 2006 году с конвейеров автозаводов должно сойти 6,4 млн машин. Тогда Китай станет третьим (вслед за США и Японией) мировым производителем автомобилей, обогнав родину автомобилестроения - Германию.

Однако у столь стремительного роста отрасли есть и другая сторона. Главная проблема, с которой сейчас столкнулся автопром Китая, - сбыт. Изначально руководство КНР рассчитывало, что продукция автоиндустрии будет продаваться в основном внутри страны. Однако внутренний рынок оказался переоценен: в государстве с населением 1,3 млрд человек покупательная способность населения еще не достигла уровня, который позволил бы "переварить" всю произведенную продукцию. И в отрасли случилось перепроизводство: по официальным данным, за первые девять месяцев этого года число непроданных автомобилей достигло небывалых 357 тыс. штук, некоторые иностранные компании (например, Volkswagen) уже объявили о планах снижения объемов выпуска в этой стране.

Теперь китайские власти пытаются принять меры для того, чтобы справиться с кризисом. Самая очевидная из них - начать в массовом порядке экспортировать свою продукцию. Сейчас, по официальным заявлениям, объем экспорта китайских машин составляет 5 млрд долларов, но в течение ближайших пяти лет он должен увеличиться в 20 (!) раз, до 100 млрд долларов. В число приоритетных направлений сбыта автомобильной продукции Китая входит и Россия.

Коктейль с "вишенкой"

Первые китайские автомобили появились у нас в стране пару лет назад. Но тогда речь шла о единичных поставках, которые всерьез вообще никто не воспринимал. И вдруг совсем недавно - на исходе лета и в начале осени - о китайцах заговорили все разом. И было отчего: на двух крупнейших автомобильных выставках в Москве их стенды оказались весьма яркими и публика с интересом разглядывала машины, сделанные в Поднебесной. Тем более что вхождение на рынок было подкреплено массированной рекламой. А в самом конце осени начались и официальные презентации производителей из Китая. Первопроходцем стала фирма Chery, входящая в число лидеров китайской автоиндустрии, - на ее заводах собирают более 300 тыс. автомобилей в год.

На российский рынок компания выходит очень агрессивно. Решив не делать "пробных выстрелов", когда для теста представляют одну, максимум две модели, китайцы сразу выпустили целый "залп", выкатив почти весь модельный ряд. Начинается он с малолитражки Chery QQ (в России будет продаваться под названием Chery Sweet). Эта машина - копия модели Daewoo Matiz, однако даже нынешним владельцам корейской легковушки - корпорации GM - не удалось засудить китайцев за плагиат. И теперь Sweet будет конкурировать с "родителем" вполне законно, да еще имея преимущество: при одной и той же комплектации корейская модель клиентам предлагается на полтысячи долларов дороже.

Так же повели себя китайцы и в других сегментах. И Chery Amulet в гольф-классе, и седан бизнес-класса Chery B11, и компактный внедорожник Chery Tiggo продаются на российском рынке значительно дешевле, чем их "одноклассники", оснащенные примерно так же (как минимум кондиционер, гидроусилитель руля, магнитола с CD, центральный замок, а то еще и ABS, и подушки безопасности, и что-нибудь сверх того). Причем любая из машин китайской марки подозрительно похожа на уже известные модели. Скажем, B11 - на Daewoo Magnus, Tiggo - одновременно на Toyota Rav4 и Kia Sorento. Правда, двигатели у китайцев зачастую настоящие: например, 2- и 2,4-литровые моторы Mitsubishi.

Стеновые амбиции

О своих претензиях на российский рынок заявил и другой бренд - Great Wall ("Великая стена"), который, имея объем производства свыше 200 тыс. машин в год, входит в десятку самых крупных автопроизводителей Китая. В России эта фирма в начале нынешнего года стала активно продвигать внедорожники, которые, по мнению китайской стороны, должны быть особенно востребованы.

Прежде всего ставка сделана на модель Great Wall Hover. Это вседорожник с рамной конструкцией кузова и двигателем Isuzu 2,4 л (мощность 130 л. с.). Автомобиль имеет солидные размеры (длина 4,6 м) и уже в базовой комплектации оснащен весьма богато: кондиционер, электропакет, парктроник, гидроусилитель руля, CD-магнитола с чейнджером на шесть дисков. Стоит вся эта красота 24,9 тыс. долларов, что почти в два с половиной раза дешевле популярного в России японского "одноклассника" Toyota Land Cruiser.

Другое предложение "Стены" - внедорожник Great Wall Suv G5, представляющий собой копию (и китайцы этого не скрывают) модели Toyota 4Runner. В самой простой комплектации эта модель оснащается мотором 2,3 л (105 л. с.), климат-контролем, электрозеркалами, парктроником, регулируемой рулевой колонкой. Цена вообще беспрецедентная - всего 20,4 тыс. долларов (правда, столько стоит модель с задним приводом; полноприводная модификация на 2,5 тыс. долларов дороже).

Понятно, что такое сочетание дизайна и цены в российской глубинке может стать убойным фактором: измученные отечественным автопромом и дорогами, но еще не имеющие средств на новые европейские или японские модели покупатели наверняка положат глаз на иномарки из Китая. Причем даже в том случае, если будут понимать, что берут кота в мешке.

Резвый старт "темных лошадок"

Очевидно, именно поэтому начало продаж китайских автомобилей в России оказалось неожиданно удачным. Так, компания "Ирито" - импортер моделей Great Wall - еще год назад строила весьма скромные планы: рассчитывала сбыть за сезон несколько сотен машин. Но сейчас она заявляет, что уже реализовано не менее 4,5 тыс. автомобилей. Как минимум 5 тыс. в ближайший год намерены продать и дилеры Chery. Причем эти планы строятся не только на импортных поставках: китайские компании занялись организацией в России совместных сборочных заводов. Правда, пока в этих проектах не задействованы крупные российские инвесторы, а заявленные объемы производства цифрами не поражают. Так, на создаваемом в Новосибирске совместном предприятии планируется выпускать до 10 тыс. автомобилей Chery Amulet и Tiggo, а в Бийске открывается СП по изготовлению китайских пикапов Tianye мощностью до 5 тыс. автомобилей в год. Возможно, к ним добавится и сборочное производство Great Wall, которое китайцы наметили открыть в другом сибирском городе - Иркутске.

Впрочем, несмотря на бурный старт, большинство экспертов утверждает, что пока будущее китайских автомобилей в России весьма туманно. Продукт - явная диковинка, и отношение к нему противоречивое. Конечно, машины эти гораздо дешевле других иномарок, да и оснащены они подчас весьма богато. Но нет ответа на ключевой вопрос: как будут ездить китайские иномарки?

То, что они уступают даже средним стандартам, видно уже при первом знакомстве. Автомобили эти весьма напоминают китайские массовые товары вообще: снаружи все блестит и переливается, а приглядишься - масса недостатков. Поездив на автомобилях Chery, корреспондент "Эксперта" сразу же нашел явные недоработки. Например, в задней части Sweet во время тестовой поездки все время что-то громыхало. А компактный внедорожник Tiggo оказался крайне тесным, и это при том, что по внешним габаритам он даже превосходит Toyota Rav4. Видимо, сиденья (что впереди, что сзади) рассчитаны на небольших китайцев, а рослому европейцу в этой машине неудобно.

Что же касается надежности, то здесь туману еще больше. В России, как и в других странах Европы, китайские автомобили появились всего год-два назад, и остается лишь предполагать, насколько качественными они могут быть в эксплуатации. Сами китайцы утверждают, что их продукция соответствует мировому уровню, поскольку на заводах внедрены самые современные технологии и строгий контроль качества. "Наши предприятия оснащены сверхсовременным оборудованием и технологиями, что делает китайские автомобили вполне конкурентоспособными, - заявил 'Эксперту' вице-президент Chery Чжао И. - А что касается доступных цен, то они связаны не с использованием более дешевых и менее качественных материалов, а прежде всего с недорогой рабочей силой. У нас рабочий может получать около ста долларов в месяц, что абсолютно нереально для других развитых стран".

Им вторят и российские дилеры, продающие китайские машины в России. "Поначалу мы тоже с недоверием относились к китайским автомобилям, - рассказал 'Эксперту' Владимир Франке, генеральный директор компании 'Инком-Авто', одного из дилеров марки Chery. - Однако когда мы съездили в Китай и собственными глазами увидели весьма современное производство, отношение изменилось. Теперь мы даем на китайские машины гарантию на три года или сто тысяч километров пробега. Конечно, в этом есть доля риска, но я думаю, что мы не прогадаем, и эти машины зарекомендуют себя как надежный и качественный продукт".

Знакомые мотивы

Увы, у тех, кто уже стал обладателем китайских автомобилей, подобного оптимизма куда меньше. Да, некоторые из владельцев внедорожников хорошо отзываются о них: в интернет-конференциях они отмечают высокую проходимость и достойное поведение машин в глубоких ямах и канавах. Однако многие отзывы очень напоминают жалобы хозяев не самых лучших российских моделей. "За тридцать тысяч километров на моем китайском джипе загудела пара заднего моста, пришлось ее менять, - пишет один из участников конференции на популярном автомобильном сайте. - Потекла помпа, сломался датчик спидометра, отказывали дворники, пришлось менять резинки задних амортизаторов, отказал привод стеклоподъемника, сломался кран печки, в салоне время от времени что-то скрипит, на кузове вылезают резинки из-под молдингов, кое-где появилась ржавчина...".

Кроме того, весьма сомнительна и безопасность китайских моделей. Показателен краш-тест, проведенный независимой немецкой автомобильной организацией ADAC. Разбив китайский внедорожник JMC Landwind (копия Opel Frontera), там выяснили, что при ударе о неподвижное препятствие на скорости 64 км/ч у водителя нет никаких шансов выжить. Причем даже в том случае, если сработают подушки безопасности.

Поэтому специалисты призывают относиться к китайским автомобилям с осторожностью. "Сейчас нельзя однозначно сказать, насколько качественны эти машины, - говорит Сергей Алексейчук, независимый эксперт автомобильного рынка. - Ситуация прояснится через три-четыре года, когда появится более или менее серьезный опыт эксплуатации либо пройдет достаточное количество краш-тестов. Пока автомобили из Китая ведут себя непредсказуемо, да и запчасти для них доставать довольно сложно".

Неубедительной представляется экспертам и маркетинговая политика китайских автопроизводителей в России. "Продажи китайских машин явно не скоординированны и стратегически не продуманны, - считает директор интернет-проекта auto-dealer.ru Олег Дацкив. - Настораживает и принцип подбора китайцами дилеров в России. Сейчас китайскими автомобилями в России в основном торгуют бывшие и настоящие продавцы российских марок, от которых трудно ожидать вдумчивой и квалифицированной работы по созданию сети продаж и обслуживания новых для нашей страны машин".