Зеленый свет

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
22 марта 2010, 00:00

Европейские автопроизводители окончательно поверили в «зеленые» технологии: в ближайшее время на рынке появятся десятки массовых моделей электромобилей и машин с гибридным двигателем. «Экологизация» охватывает не только массовые марки, но и автомобили класса премиум, и даже сверхдорогие «дримкары»

Если прошлый Женевский автосалон называли красивым оркестром, играющим на палубе тонущего «Титаника», то на нынешней крупнейшей европейской автомобильной выставке настрой явно был более оптимистичным.

Вопреки прогнозам скептиков в ушедшем году западноевропейский рынок почти не сократился: по данным Ассоциации европейских автопроизводителей (АСЕА), продажи в 15 ключевых странах Евросоюза снизились всего на 3% (см. график), и во многом это произошло благодаря государственным утилизационным программам. Опасения, что в этом году, с прекращением действия утилизационных бонусов, рынки европейских стран упадут, все еще остаются, но участники выставки полагают, что драматичным падение не будет. «Мы считаем, что автомобильный рынок Западной Европы в худшем случае просядет на 1–1,5 миллиона единиц и составит 14–14,5 миллиона автомобилей», — сказал «Эксперту» Ингвар Свиггум, вице-президент компании Ford of Europe.

 pic_text1 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Одновременно Женевский автосалон ярко продемонстрировал главный вектор развития европейской автоиндустрии — бурное внедрение в легковой транспорт альтернативных «зеленых» технологий. Гибридные и электрические автомобили — это уже реальность, об их скором выходе на дороги сегодня говорят почти все крупные компании.

Безвредный автомобиль

Борьба автопроизводителей за экологизацию своей продукции — результат последовательной политики стран Евросоюза. Уже сейчас владельцы автомобилей с высоким выбросом вредных веществ не могут, например, получить разрешение на въезд в центр крупных европейских городов, а также облагаются дополнительными налогами, не говоря уже о дополнительных расходах на дорожающее топливо. А через пять лет вводятся еще более жесткие ограничения: к 2015 году у всех автомобилей, произведенных в Европе, средние выбросы углекислого газа не должны превышать 130 г/км.

 pic_text2 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Поскольку уровень вредных выбросов становится важной характеристикой, влияющей на выбор нового автомобиля, показатели экологичности машин, продаваемых на европейском рынке, стремительно улучшаются. Согласно докладу, опубликованному исследовательской компанией JATO Dynamics, около половины новых автомобилей, которые сейчас продаются в Западной Европе, имеют выброс СО2  менее 140 г/км. А за прошлый год средние выбросы новых легковых автомобилей всех классов уменьшились на 7,9 г/км. При этом автопроизводители борются за звание самого экологичного бренда: по итогам прошлого года наиболее массовой экологически чистой маркой в Европе стал FIAT (средний показатель выбросов — 127,8 г/км), далее идет Toyota, которая перепрыгнула с 5-го места в 2008 году, а 3-е место у Peugeot (см. таблицу).

Участники женевской выставки утверждают, что уже совсем скоро на европейских рынках получат распространение электрические и гибридные автомобили, показатели вредных выбросов у которых вообще нулевые или минимальные. Правда, критики этих моделей утверждают, что они все равно будут наносить урон окружающей среде: для того, чтобы произвести электроэнергию, приходится выбрасывать в атмосферу значимые объемы СО2. Сторонники новых технологий возражают на это, что следует активнее развивать возобновляемые источники энергии, и если батареи заряжаются, например, от ветровых или солнечных электростанций, природе это урона не наносит.

 pic_text3 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Во второй половине нынешнего года в продажу поступит показанный в Женеве новый симпатичный электромобиль Citroёn С-Zero, который можно заряжать от обычной электрической розетки, как мобильный телефон. Полная зарядка батарей займет 6 часов, но при необходимости можно зарядить 80% батарей за 30 минут. Зарядки хватает на 130 км пути, во Франции за покупку этой машины будут выдавать правительственный бонус в размере 5 тыс. евро. Аналогичные характеристики у нового электромобиля Peugeot iOn (как и Citroёn C-Zero, он создан на основе электромобиля Mitsubishi i-MiEV). Представители Peugeot утверждают, что расходы на передвижение с учетом зарядки и обслуживания электромобиля составят всего 1,5 евро на 100 км. Nissan на своем стенде в Женеве показал новый вместительный пятиместный электрокар Leaf, способный без подзарядки преодолевать 160 км. Машина поступит в продажу в конце года.

Экономичный премиум-класс

Но если электромобили — это пока маленькие и не очень вместительные машинки, которые не могут похвастать большим пробегом без подзарядки, то гораздо более комфортные условия обеспечивают гибридные модели, оснащенные одновременно электрическим мотором и двигателем внутреннего сгорания. В частности, на женевском шоу вслед за самым популярным в мире гибридным автомобилем Prius компания Toyota предложила вниманию публики обновленный вариант Avensis, который в том числе будет оснащаться гибридным двигателем. Этот автомобиль, потребляющий всего 3,8 л топлива на 100 км, сойдет с конвейера завода Toyota в Англии уже летом.

 pic_text4 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Первый свой серийный гибрид на выставке продемонстрировал и Volkswagen. Это гибридный Volkswagen Touareg, который потребляет 8,2 л топлива на 100 км, что примерно на 40% меньше, чем в версии с двигателем внутреннего сгорания. «Гибридные автомобили сейчас используют последовательную систему работы, то есть едут попеременно или на двигателе внутреннего сгорания, или на электромоторе, — объясняет Йохан Беле, технический руководитель проекта Touareg. — Гибридный же Volkswagen Touareg использует параллельную систему работы: электромотор и двигатель могут работать как попеременно, так и одновременно — например, в момент, когда машине нужно придать ускорение. Когда включаются сразу и двигатель, и электромотор, автомобиль может передвигаться особенно динамично».

Оригинальное решение гибридной установки продемонстрировали инженеры другой немецкой марки — Audi. В их концепт-каре Audi A1 e-tron присутствует традиционный мотор, но он используется не для движения, а для подзарядки батарей. Машина может проехать 200 км, а расход бензина при этом составит 1,9 л на 100 км.

 pic_text5 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Однако, пожалуй, наиболее значимая тенденция, ярко проявившаяся на Женевском автосалоне этого года, — широкое применение электрических и гибридных двигателей в автомобилях премиум-класса и даже в так называемых дримкарах, сверхдорогих (несколько сотен тысяч евро) спортивных машинах, владельцы которых, казалось бы, не должны особо экономить на топливе. Так, впервые в своей истории модель с гибридным двигателем представила марка Ferrari. Это гибридная версия модели Ferrari 599 GTB Fiorano, которая на стенде была символично окрашена в зеленый цвет. Разработчики утверждают, что новая «зеленая» модификация элитной итальянской автомобильной марки обеспечит как минимум на 35% меньше вредных выбросов, и в ближайшие два-три года весь модельный ряд Ferrari будет предлагаться в том числе с гибридными моторами. Марка Porsche, в свою очередь, представила на выставке целых три гибридных модели — новый Cayenne S Hybrid, Cayenne 911 GT3 R Hybrid racing и очень эффектный концепт-кар 918 Spyder. Эти автомобили будут расходовать как минимум на 20% меньше топлива, оставаясь при этом весьма динамичными (максимальная скорость — свыше 300 км /ч).

 pic_text6 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Впервые в своей истории Audi представила серийную гибридную версию модели Audi A8, которая имеет выбросы 144 г/км и потребляет порядка 6,2 л на 100 км. «Приобретать дружественный к окружающей среде высокотехнологичный автомобиль — это уже не просто прагматический вопрос экономии, — говорит Михаэль Дик, член совета управляющих по техническому развитию компании Audi AG. — Сейчас это становится вопросом имиджа. Состоятельные люди, которые хотят продемонстрировать свою заботу об окружающей среде, все чаще выбирают именно такие машины».

Что же касается России, то влияние всех упомянутых электрических и гибридных технологий на российский рынок в ближайшее время будет минимальным. Участники выставки в очередной раз говорили о слабом законодательном стимулировании покупателей приобретать экономичные машины в России, а также об особенности эксплуатации в российских условиях — электробатареи плохо сочетаются с холодными русскими зимами. Впрочем, о возможной поставке новых гибридов в Россию говорили, например, представители Audi (в отношении гибридной Audi A8), а также Volkswagen (гибридный Volkswagen Touareg).

На задворках модных трендов

 pic_text7 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Одной из главных новинок Женевского автосалона, имеющих прямое отношение к России, безусловно, стал Ford Focus третьего поколения. Эта модель — антикризисный шаг американской компании. Новый Ford Focus — первая глобальная модель компании, которая будет одинаковой для всех рынков (раньше выпускались разные модификации для рынка, например, Азии и Америки). Новый Focus получил более агрессивный дизайн, он может похвастать свежими техническими решениями — новыми экономичными моторами EcoBoost и последними автоматическими трансмиссиями с двумя сцеплениями. Всего на базе новой платформы С, которую представляет новый Focus, компания планирует производить порядка 2 млн автомобилей в год. «В конце текущего года производство модели начнется на заводе Ford в Германии, а в следующем году — на предприятии компании под Санкт-Петербургом», — подтвердил «Эксперту» Ингвар Свиггум из Ford.

 pic_text8 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

На заводе в Москве в будущем году предполагается начать производство еще одной новинки, представленной на автосалоне, — это Dacia Duster, недорогой внедорожник, который будет выпускаться под маркой Renault на предприятии «Автофрамос». В сегменте премиум большой интерес в России, бесспорно, вызовет продемонстрированная в Женеве новая Audi A8. Эта машина стала еще элегантнее, комфортнее, технологичнее. Чего стоит, например, возможность интеграции системы управления автоматической коробки передач с навигационной системой, когда электроника подстраивает подбор нужной скорости, скажем, при приближении к перекрестку. Большой интерес потребителей, несомненно, вызовет и обновленный внедорожник Volkswagen Touareg (в прошлом году немецкой марке удалось реализовать в России около 6 тыс. этих автомобилей). «Новый Touareg сохранил свои внедорожные качества и при этом стал еще технологичнее, — говорит Франк Виттеманн, руководитель марки Volkswagen в России. — Теперь он потребляет на 20 процентов меньше топлива, а также оснащается рядом новых электронных систем — системой слежения за движением в полосе, дополнительными внешними камерами наблюдения, автоматическими системами освещения».

Традиционно в Женеве было много премьер в сегменте малоразмерных автомобилей. Например, самая маленькая в своем модельном ряду машина — Audi A1. Эта модель, которую на автосалоне представлял модный певец Джастин Тимберлейк, в первую очередь адресована молодежи. Яркой и выразительной получилась новая модель Nissan Juke — это один из самых маленьких на рынке джипов, созданный на платформе самой малоразмерной модели марки, Micra, премьера нового поколения которой также состоялась в Женеве. Впрочем, большой успех таких автомобилей на российском рынке сомнителен: если в Европе маленькие машинки широко распространены уже давно, то в России они чаще получают статус женского автомобиля и ориентированы на относительно узкий круг покупателей.    

Женева — Москва