Прыжок «Ягуара»

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
10 мая 2010, 00:00

Jaguar начинает продажи новой флагманской модели — обновленного Jaguar XJ. На нее возлагаются особые надежды: XJ призван вывести старейший английский автомобильный бренд из кризиса, увеличив в 2010 году мировые продажи всех «ягуаров» на целых 50%

Ягуар — редкий хищник не только в дикой природе. До недавнего времени известный английский автомобильный бренд Jaguar был на грани вымирания. Появившийся на заре автомобилестроения в 1920-х и зарекомендовавший себя как производитель элегантных аристократических машин, Jaguar за последние годы уже дважды поменял собственника.

До кризиса Jaguar продавал ежегодно более 100 тыс. автомобилей. Однако в 2009-м и 2010 году мировые продажи марки рухнули соответственно до 61 тыс. и 51 тыс. автомобилей. Сейчас руководство Jaguar признает, что в последнее десятилетие была выбрана не самая правильная стратегия развития бренда.

Jaguar зарекомендовал себя как производитель эксклюзивных, дорогих, созвучных английскому аристократическому духу машин. Но в 1989 году марка Jaguar (в составе компании Jaguar Land Rover) перешла под контроль Ford. И тогда было принято решение, что Jaguar должен стать по возможности более массовым и доступным брендом. В 2001 году на рынке появился «беби-ягуар» — Jaguar X-Type, выпускавшийся на одной платформе с автомобилем Ford Mondeo. X-Type был значительно более доступным, чем другие модели Jaguar, и руководство Ford полагало, что потребители встанут в очередь за право обладать недорогой машиной легендарной марки. Однако надежды эти не сбылись. Планировалось продавать до 100 тыс. моделей X-Type в год, но за восемь лет существования модели было реализовано около 350 тыс. машин. Одновременно по имиджу марки был нанесен серьезный удар: Jaguar в меньшей степени стал восприниматься как производитель эксклюзивных, дорогих и престижных автомобилей.

Дела у Jaguar шли неважно, и в 2008 году Ford решил избавиться от проблемного актива — компания Jaguar Land Rover была продана индийскому гиганту Tata Motors за 2,3 млрд долларов. Новое руководство марки принимает решительные меры для того, чтобы подразделение Jaguar опять заняло достойное место в нише автомобилей класса премиум. В 2009 году прекращено производство доступного X-Type, в компании сконцентрировались на выпуске пусть не массовых, зато дорогих и эксклюзивных моделей.

Усилия нового владельца начали приносить свои плоды. В начале текущего года Tata Motors заявила, что компания Jaguar Land Rover впервые с момента покупки начала приносить прибыль: по итогам последнего квартала 2009 года она составила 90 млн долларов, в то время как годом ранее убытки по итогам четвертого квартала достигали 250 млн долларов, а в третьем квартале 2009-го Tata Motors потеряла 93 миллиона.

В последнее время особенно неплохо продаются новые седаны бизнес-класса XF и спортивное купе ХК. В марте продажи XF подскочили аж на 94%, а ХК — на 36%. Новый импульс развитию марки должны придать продажи самого дорого и роскошного «ягуара» — обновленной серии XJ.

Яхта на колесах

Презентация нового Jaguar XJ была устроена в самом знаменитом пригороде Парижа — Версале. Представители марки дали понять, что роскошь и утонченность дворца Людовика XIV особенно созвучны духу машины.

Дизайнеры постарались, чтобы облик самого дорогого «ягуара» перекликался с другим признанным атрибутам роскоши. Длинный, низкий, с огромными колесами и мягкими обводами, новый Jaguar XJ некоторыми элементами кузова, а также отделкой интерьера рождает ассоциации с дорогой яхтой.

«В классе премиум всегда встает вопрос: для кого в первую предназначен автомобиль — для важного пассажира сзади или предполагается, что владелец сам будет часто садиться за руль, — рассуждает Ричард Вард, руководитель проекта XJ в компании Jaguar Land Rover. — В нашей новой машине мы постарались сделать так, чтобы владелец получал максимальное удовольствие от передвижения в обоих случаях. В XJ очень комфортно на заднем диване. И одновременно динамические характеристики автомобиля не оставят равнодушными любого водителя за рулем. Мы считаем, что владелец вполне может, например, в будние дни пользоваться услугами водителя и ездить в офис в качестве пассажира. А в выходные садиться за руль и получать удовольствие от скоростной езды».

На мировой премьере Майкл О’Дрисколл, управляющий директор Jaguar Cars Ltd, заявил, что появление нового Jaguar XJ позволит серьезно увеличить мировые продажи марки: в этом году, в первую очередь благодаря новинке, они должны вырасти на 50% — до 75 тыс. автомобилей. И это несмотря на то, что Jaguar XJ придется конкурировать с такими популярными моделями премиум-сегмента, как BMW 7-й серии, Mercedes-Benz S-класса, Lexus LS, Audi A8.

Париж—Москва