В России не всплывут

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
9 мая 2011, 00:00

Наплыва побывавших под водой и радиоактивных машин из Японии на российский вторичный рынок ждать не стоит. Хотя бы потому, что сам бизнес по ввозу подержанных японских автомобилей практически сошел на нет

Фото: AP

Уже зафиксированные случаи обнаружения на российской границе зараженных радиацией машин из Японии, а также перспектива появления на рынке машин, которые пострадали от наводнения, сегодня вызывают беспокойство у участников вторичного авторынка.

В памяти свежи примеры, когда крупные наводнения, происходившие в странах — экспортерах подержанных иномарок, приводили к тому, что на российском рынке всплывало немало машин, побывавших под водой. Так, например, было в 2002 году после навод­не­ний в Германии. Тогда на российском вторичном рынке получил распространение термин «утопленник» — автомобиль, который побывал под водой, по дешевке приобретался перекупщиками, а потом под видом нормальной машины продавался в России. Такое приобретение — большая неудача. «Автомобиль, побывавший в воде, тем более в воде морской, — серьезная головная боль для владельца, — объясняет Михаил Лезжов, начальник отдела маркетинга компании “Формула 91”, специализирующейся на продаже подержанных машин. — Вода может проникнуть в двигатель или в коробку передач, но это не самое страшное. Беда в другом: вода, и особенно вода соленая, разрушает электрику. Причем это происходит не сразу, а часто спустя некоторое время, как раз достаточное для того, чтобы недобросовестный продавец успел сбыть некачественный товар. Попавшая вовнутрь такой машины морская вода способна разъедать провода и выводить из строя детали электрической системы. А если учесть, что современный автомобиль буквально напичкан электроникой, выход из строя электронного элемента может оказаться критичным. Это не просто у машины вдруг перестает гореть какая-то лампочка, поломаться могут, например, “мозги” двигателя — чип, отвечающий за работу мотора. Такая машина может встать в самый неожиданный момент, и ее ремонт будет стоить больших денег».

Ввоз сокращается

Впрочем, на сей раз беспокойство не­оправ­данно. «Утопленные автомобили могут появиться на российском рынке, однако говорить о том, что они смогут занять сколько-нибудь значимую долю вторичного рынка, не стоит», — отмечает Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства «Автостат».

Дело в том, что в отличие от 2002 года сейчас ситуация на вторичном автомобильном рынке кардинально изменилась. Еще три года назад ввоз подержанных японских иномарок был процветающим бизнесом. «На праворульные машины из Японии в свое время был большой спрос, причем не только в дальневосточных регионах России, но и в европейской части страны, в том числе в Москве, — вспоминает Руслан Ермачков, гендиректор “Формулы 91”, который в свое время возглавлял компанию, специализировавшуюся на поставках подер­жанных машин из Японии. — Это объяснялось прежде всего выгодной ценой. Подержанный японский минивенчик с кондиционером, климат-контролем и другими электронными опциями можно было купить по цене нового, но гораздо менее удобного и технически менее совершенного российского автомобиля. Конечно, тогда многие делали выбор в пользу подержанных японских машин».

Но, как известно, в начале 2009 года были подняты таможенные пошлины на ввоз подержанных машин из-за рубежа, и объемы поставок неновых иномарок из-за границы рухнули. По оценкам наблюдателей, ввоз сократился почти в 20 раз: если до 2009 года в страну поступало порядка 400 тыс. подержанных иномарок в год, то последние два года объемы совсем мизерные: они оцениваются в 20–25 тыс. автомобилей (см. график).

«Бизнес по ввозу подержанных иномарок, в том числе из Японии, практически сошел на нет, — продолжает Руслан Ермачков. — Да, в том числе на нашей площадке можно найти японские праворульные автомобили с надписью “без пробега по РФ”. Но это уже единичные случаи. Этот бизнес еще кое-как теплится на Дальнем Востоке, однако и там он умирает. В европейскую же часть страны японские машины ввозят под заказ малочисленным поклонникам моделей, которые нигде не продаются, кроме как в Японии. Это какие-нибудь Nissan Skyline, Toyota Supra или Alphard — машины, обладающие исключительными потребительскими характеристиками».

Японский менталитет

Перспектива ввоза утопленных и радиоактивных автомобилей противоречит самой схеме бизнеса реализации подер­жанных японских машин. В Японии все подержанные машины продаются через специализированные аукционы, и в этой законопослушной стране строго соблюдаются правила — на каждую машину должна быть предоставлена исчерпывающая информация о ее прошлом, о скрытых и явных дефектах.

«В отличие от тех же США, где бывают случаи утаивания информации о дефектах продаваемого подержанного автомобиля, в Японии недостоверная информация почти исключена, — говорит Руслан Ермачков. — Японцы очень аккуратно соблюдают все законы, и аукцион под угрозой потери репутации однозначно не будет продавать радиационный автомобиль. Аукцион также вряд ли будет выставлять на продажу “утопленника”, но даже если такое произойдет, информация об этом обязательно будет предоставлена потенциальным покупателям».

Стоит принять во внимание еще и факторы риска, с которыми столкнется российский перекупщик, сознательно решившийся на приобретение утопленной машины. «Представьте себе: человек решается вложить деньги в утопленную машину, — рассуждает Михаил Лезжов из “Формулы 91” — Пусть покупка обойдется гораздо дешевле. Но он потом еще тратит средства на транспортировку, на таможенную пошлину. Все эти вложения он может не вернуть, если покупатель по второстепенным признакам, например по запаху в салоне, поймет, что автомобиль был утоплен. А ведь “утопленник” еще может серьезно сломаться до перепродажи, придется вкладываться в дорогостоящий ремонт. Так что риски велики. Не стоит забывать, что многие перекупщики сейчас особенно дорожат репутацией, которую они потеряют, если клиенту достанется автомобиль, побывавший под водой».

Не в пользу перспектив распространения некачественных машин из Японии говорит и общий потребительский настрой на рынке: многие вообще готовы отказаться от покупки подержанной японской машины или же будут крайне тщательно ее выбирать.

На защиту рынка от радиоактивных автомобилей стеной встают и госорганы. И хотя многие скептически относятся к государственным мерам защиты потребителей, все японские автомобили ввозятся морем через порты, где избежать государственного радиационного контроля непросто.

«В силу большого резонанса темы радиационного заражения японских товаров пограничной службе и таможенным органам даны строгие указания следить за радиационным фоном ввозимых японских автомобилей, и контроль этот в портах в принципе осуществлять несложно, — говорит Дмитрий Баранов, эксперт компании “Финам Менеджмент”. — Кроме того, трудно себе представить, что какие-то японские компании будут в районе радиоактивного заражения собирать машины для перепродажи. Во-первых, в зоны заражения пока запрещен доступ гражданского населения, там могут работать только спасатели. А во-вторых, японский менталитет не позволяет обманывать партнера, из-за чего японская сторона вряд ли согласится поставлять зараженные автомобили. К тому же недавно Япония заявила об обязательной проверке на радиацию всех вывозимых автомобилей. Так что возможное количество утопленных и зараженных радиацией машин, которые смогут преодолеть все заградительные барьеры, настолько невелико, что их появление не окажет сколько-нибудь существенного воздействия на вторичный автомобильный рынок России».