Петербургская фабрика "Я. Беккер" - старейший в России производитель фортепиано, чья история насчитывает 160 лет, - дважды за последнее время оказывалась под угрозой закрытия. В 1997 году она накопила 13 млн рублей долгов и оказалась в процессе банкротства, который завершился в 1999 году мировым соглашением. В 2000 году сюжет повторился: фабрика опять увязла в долгах, в результате чего здесь стартовала процедура арбитражного наблюдения. К тому же летом 2000 года у "Я. Беккера" появился новый хозяин: 52% его акций консолидировала группа физических и юридических лиц, за которыми стоит петербургский финансовый холдинг "Империя".
Сейчас стало ясно, что "Я. Беккер" будет жить и даже, возможно, развиваться: новые собственники объявили программу возрождения производства и приступили к ее реализации.
Акционеры погасили всю коммерческую задолженность фабрики, составлявшую 10 млн рублей, и добились реструктуризации долгов перед государством. Благодаря этим мерам наблюдение на "Я. Беккере" прекращено - подписано мировое соглашение, которое уже утвердил арбитражный суд. Намечавшаяся война между прежним руководством предприятия и "Империей" не состоялась: поставив на фабрику нового генерального директора Елену Смотрову, собственники дали бывшему гендиректору Георгию Пироговскому и управляющему Евгению Жаркову должности технического и исполнительного директоров.
"Многие события, происходившие на фабрике, казались нам странными - например, большая часть ее активов была передана кредиторам по неприлично низким ценам, - сказал в разговоре с корреспондентом "Эксперта С-З" председатель совета директоров "Я. Беккера" Олег Иванов. - Однако мы не стали инициировать по этому поводу никаких следственных действий, чтобы не вызвать конфликт, способный окончательно развалить предприятие. Мы просто вернули фабрике активы, выкупив их.
"Пока почти все, что мы производим, идет на экспорт - главным образом, в Италию, Германию, Израиль и США,- а внутренний рынок фабрикой не освоен, - отмечает новый гендиректор. - В прошлом году "Я. Беккер" реализовал в России только 50 роялей, причем лишь три из них - в Санкт-Петербурге. Чтобы изменить ситуацию, мы планируем открыть в городе салон, где будут продаваться наши инструменты, и организовать дилерскую сеть в российских регионах".
Емкость внутреннего рынка, по оценке менеджеров "Я. Беккера", весьма велика: только государственным учреждениям Петербурга и Ленинградской области требуется около 2000 фортепиано, а есть еще индивидуальные потребители: любители музыки, желающие иметь инструмент дома.
Кроме того, акционеры считают необходимым провести масштабную модернизацию "Я. Беккера", закупив новое оборудование. В ближайшие два года они инвестируют в развитие производства 2-3 млн долларов собственных средств. "Мы также планируем привлекать внешние инвестиции, и с этой целью, возможно, проведем в 2001 году дополнительную эмиссию акций "Я. Беккера" объемом в 500-800 тысяч долларов, - сказал "Эксперту С-З" Олег Иванов. - Распылять акции не собираемся, будем делать эмиссию только под конкретных крупных инвесторов".
После реализации первоочередных мер рентабельность производства на "Я. Беккере", по планам, повысится с сегодняшних 15 до 25%. Естественно, должен увеличиться и объем производства: если за минувший год фабрика выпустила 1040 пианино и 140 роялей, то в течение 2001 года намерена произвести их в количестве 1500 и 250-300 штук соответственно. Это, впрочем, не предел мечтаний: оптимальный объем производства, которого на фабрике намерены достичь через несколько лет, составляет, по словам Евгения Жаркова, порядка 4000 пианино и 500-600 роялей ежегодно.
Санкт-Петербург