"Русские сезоны" с балтийским акцентом

Камерный оркестр "Кремерата-Балтика" в Петербурге

"Кремерата-Балтика", на концерты которой в Питере принято валить валом (и нынешние гастроли - не исключение), создала себе репутацию зрелого оркестра самого высокого полета всего за несколько лет. Этот коллектив успешно перенял лучшие черты своего крестного отца знаменитого скрипача Гидона Кремера. Последний ученик Ростроповича в Московской консерватории, Гидон Кремер завоевал славу великолепного интерпретатора старинной и самой современной музыки, не утратив при этом магического обаяния академического виртуоза. "Кремерата" стремится к тому же.

Для каждого произведения (даже в программе одного концерта) "Кремерата" выбирает свой особый звук и выдерживает его с балтийским педантизмом и наследственной отечественной страстью. Ювелирная работа со звуком была продемонстрирована в лаконичном сочинении Арво Пярта "Orient-Oxident" (1999), открывшем концерт в Большом зале филармонии. Вся немногословная партитура строилась на сопоставлении по вертикали, горизонтали и во времени трепетно вибрирующих позднеромантических томных аккордов (означающих, конечно, Запад) и маленьких фрагментов некой арабско-турецкой мелодии (Восток). Оркестранты мгновенно переключлись на фольклоризированное звучание со вполне арабскими глиссандо. В результате заманчивая идея объединения, или хотя бы сосуществования (но никак не конфликта!), культурных форматов Запада и Востока была высказана чисто музыкальными средствами с огромной убедительностью.

Достойный алхимика глазомер, соединивший хлещущую наружу виртуозность с подчеркнутой аккуратностью, даже скупостью звучания, отличал оркестровые интерпретации до-минорного квартета Шуберта и переложения фортепианной сонаты Листа "По прочтении Данте" (специально для Кремера его выполнил московский, ныне - западный композитор Сергей Дрезнин). Едва ли не вся аудитория была втянута в увлекательный процесс разгадывания - что же в нем осталось от Листа, а что привнесено полтора века спустя. В исполнении Гидона Кремера и его "Кремераты" обращение к одному из ключевых произведений эпохи романтизма звучало цитатой: вместо бурных страстей и страданий одинокой души художника (то есть самого Листа) средоточием музыки стали ее собственные пластические законы - ее мимика, движения, жесты.

Оркестр Кремера не изменяет своему принципиальному "европеизму". Состав исполнителей укомплектован молодыми струнниками из трех пост-советских балтийских стран. Но дело не только в этом. Главное - подчеркнуто внимательное, интеллектуальное отношение к звуку, - черта традиционно не очень-то русская. И эта стилистическая стабильность "Кремераты" и ее лидера бесконечно утешает слух.

Санкт-Петербург