"Музыка страстей"

Оборотной стороной шедевра итальянского Ренессанса стали современные инструментальные комментарии к нему

В разгар Великого Поста проект "eNsemble", детище института современного искусства Pro Arte, представил концерт с опережающим время названием "Обратная сторона Пасхи".

Это Респонсории Страстной Субботы великого Карло Джезуальдо ди Веноза, исполненные известным в Петербурге джазовым вокальным ансамблем "Remake". Но это еще не весь фокус. Оборотной стороной шедевра итальянского ренессанса стали современные инструментальные комментарии к нему. Их сделал петербуржец Борис Филановский, а сыграла - духовая группа "eNsemble".

Опыт "Музыки страстей" (таково название комментариев Бориса Филановского) был задуман весьма лояльно по отношению к тексту великого Джезуальдо. В церкви Св. Екатерины многочисленная публика наблюдала не произвольные манипуляции со старым оригиналом, а его почтительное переизложение. Концепция Филановского исходит, с одной стороны, из древнего как мир жанра комментариев к священному тексту (коим, конечно, является шедевр XVI века), с другой стороны - из самого жанра Респонсория и его вопросо-ответной структуры.

После каждой из девяти частей итальянских песнопений звучит комментарий, соответственно обыгрывающий мелодические и структурные идеи оригинала. При этом тексты XVI и XXI веков как бы наплывают один на другой, и монтаж этот осуществляется всякий раз по-разному. Именно переходы от Джезуальдо к Филановскому - соответственно, от Remake к eNsemble - оказались самыми интригующими и оригинальными моментами всей композиции. Средоточием и смыслом целого стало мерцание между оригиналом и комментарием, подчеркнутое не только тембровыми сменами (от вокального ансамбля к духовому и обратно), но и суховатым педантизмом музыки комментариев. Автор последних отказался от многообразия эффектов, на которые способен современный музыкальный язык, чтобы не обесцветить ненароком звучание выверенной полифонии Джезуальдо.

Единственным более или менее свободным от канона волеизъявлением современного автора стали инструментальные подтекстовки незвучащих четырех русских духовных стихов о Страстях Христовых. Эти своеобразные фантазии, послужив своего рода введением, водоразделами и заключением, смягчили лабораторный привкус концерта. В симбиозе двух сочинений XVI и XXI веков откуда ни возьмись появилась русская теплота и задушевность, исходящая если не от музыки, то от самих текстов духовных стихов. Они, эти стихи, были, пожалуй, как нельзя кстати именно в церкви, где демонстрировалась "Обратная сторона Пасхи". Лютеранская церковь Св. Екатерины известна в Петербурге своими вечерами старинной музыки, и это заведомо стоило брать в расчет музыкантам, ищущим обратной стороны Респонсориев Джезуальдо. Ведь как известно, дома и стены помогают.

Санкт-Петербург