- Денег всегда меньше, чем хотелось бы, тем более, когда перед предприятием стоят чрезвычайно капиталоемкие задачи по модернизации. Наш хлебозавод - один из лидеров рынка хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга и пригородов, мы контролируем 12% и в принципе могли бы не беспокоиться за будущее предприятия. Но другого пути нет.
Меняется рынок, меняются вкусы потребителей, структура питания, людям нравится выбирать, пробовать новые продукты. Доля традиционных хлебобулочных изделий в общем объеме потребления сужается, и эта тенденция сохранится. Именно поэтому необходимо менять всю технологическую схему производства для более гибкой, более полной и оперативной реакции на требования рынка, для получения различных инструментов влияния на рынок.
На мой взгляд, наиболее верный путь достижения успеха на рынке - это не путь иждивенца, проглатывающего инвестиционные деньги, а путь нахождения разумного соотношения между эффективным использованием собственных оборотных средств и привлечения кредитов, путь привлекательного партнерства с инвестиционными компаниями.
В условиях стабильной экономики мы могли бы с большой степенью достоверности спрогнозировать модель развития отрасли и хозяйствующего субъекта на долгосрочную перспективу. В нашей стране ситуация несколько сложнее, строить планы на 10 лет вперед можно, но слишком объемные кредиты могут оказаться неоправданно рискованными. В любой ситуации не нужно бросаться в омут с головой, нужны взвешенные, сбалансированные решения, тем более, что хлебный маркетинг - штука очень тонкая и специфическая.
Мы несем ответственность за благополучие нашего предприятия, ответственность перед несколькими поколениями наших работников, связавших свою судьбу с судьбой завода. Поэтому, мы не можем впадать в крайности, идти на неоправданный риск, прибегать к рискованным финансово-инвестиционным проектам.
Мы активно используем лизинг. Это лучший на сегодня способ модернизации оборудования, а в России - единственно разумный с точки зрения развития предприятия, (за исключением привлечения средств в уставной капитал). Однако и его возможности не безграничны. В России не работает пока еще институт привлечения в промышленность долгосрочных кредитов под разумный процент, что значительно затрудняет процесс модернизации производства исключительно посредством лизинга.
Еще раз хочу подчеркнуть, наш путь - это путь взвешенных управленческих решений, путь разумного использования собственного оборотного капитала при активной позиции на рынке заемных средств.
В последние два года мы успешно развиваем систему дистрибуции и поддержку продажам. По данным исследовательской фирмы "ГОРТИС", к марту 2001 года доля магазинов, сотрудничающих с АО "Хлеб" (ТМ "Дарница") значительно выросла по сравнению с осенью 1998 года. Сейчас она составляет 30,8% от общего числа торговых организаций, реализующих хлебобулочные изделия. Это второе место по городу. Кроме того, "Дарница" имеет большую известность в розничной торговле (57,1%), что говорит о значительной активности маркетинговых подразделений компании.
Пройдя этот этап, мы создали базу для комплексной модернизации производства и усиления своих позиций на рынке. Теперь у нас есть гарантия загруженности новых мощностей, и вложенные деньги начнут себя отрабатывать с первого же дня.