Тихим шагом к большому стилю

Культура
Москва, 03.09.2001
«Эксперт Северо-Запад» №16 (45)
Ретроспектива творчества одного из самых крупных современных фотохудожников Германии представлена в Русском музее

В Русском музее (корпус Бенуа) открылась выставка "Абсолютный штиль. Фотографии Юргена Клауке" - огромная ретроспектива тридцати лет творчества одного из самых крупных современных художников Германии. Ее собрали две Кунстхалле - Бонна и Гамбурга. В России фотографии и видеоинсталляции Клауке показываются впервые, и уже ясно, что "Абсолютный штиль" войдет в число самых удачных иностранных проектов Русского музея этого года.

Юрген Клауке (родился в 1943 году) - из тех, кто в свое время направлял течение европейского постмодернизма. Работал в области перформанса и боди-арта, но, что необычно для этих летучих жанров, фиксировал результат на фото и видео, так что в итоге фотография оказалась главной специальностью художника. Необычна и его карьера: большинство представителей того героического поколения кануло в Лету, а Юрген Клауке, будучи классиком, по-прежнему участвует в актуальном художественном процессе, и стал профессором кельнского Медиа-института (Kunsthochschule fuъъr Medien). И только после этого его эксперименты 1970-х оценили в полной мере.

Фотосерии Клауке прочно связаны с перформансами, но это не банальный репортаж с места события и не трансляция идей, а некий новый синтетический вид концептуального искусства минус намеренная убогость формы, исконно свойственная концептуализму. Эволюция художника предельно логична. В 1970-е годы главным материалом перформансов и фотографий ("Мужское/Женское", "Трансформер") является собственное тело Клауке: на нем исследуется проблема сексуальной идентичности, персонаж без устали меняет грим, платья, пол, амплуа.

Итак, человек служит вешалкой для собственной одежды - остается только заменить его самой вешалкой, что Клауке и делает в 1980-е (серии "Формализация скуки", "Тихим шагом"). Место человеческого тела занимают вещи - стулья, ведра, столы, суконные брючные пары, как будто набитые человеческой плотью для придания объема. В 1990-е исчезает и это (цикл "Prosecuritas"), остаются лишь излучения, фосфоресцирующие рентгеновские изображения тел и предметов. "Memento mori," - подсказывают нам фотографии, и ты осознаешь, что это и есть - несмотря на всю его внешнюю скандальность, пластмассовые члены, надувных кукол из секс-шопа, печальный азарт героя-трансвестита - подлинно религиозное искусство.

Монументальные гигантские фотографии 1990-х величественны, как алтарные картины. Настоящий "большой стиль": философичность, ирония и эстетизм воплощены в дистиллированном виде, являя непривычное ныне сочетание пресловутого "величия замысла" и совершенства исполнения - вот актуальное искусство, управляемое классическими категориями трагического и прекрасного. Русский музей, очевидно, затеял эту экспозицию, отлично понимая, что для российского, и особенно питерского художественного андеграунда Германия значила почти так же много, как и Америка. Присутствие Клауке неизбежно провоцирует сопоставления, и они не в пользу отечественного искусства. Стать "большим стилем" оно не хочет и не может: страсть к монументальным высказываниям навсегда отбита советским академическим официозом.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама