Бизнес на танцах

Рост благосостояния населения стимулирует развитие клубного бизнеса

За последние два года в Петербурге открылось сразу несколько ночных танцевальных клубов в центре города и с десяток на окраинах. Танцевальные клубы в России - те же дискотеки. Еще пять лет назад список приличных дискотек не насчитывал и десятка. Их отличало расположение в центре города, бедный интерьер и отпугивающая криминальность.

В нынешней жесткой борьбе за клиента, как правило, принимают участие недавно появившиеся заведения. Своим появлением и расцветом они обязаны в первую очередь повышению благосостояния населения и уменьшению склонности криминалитета к публичной демонстрации своей крутизны. Однако опыт заведений, вынужденных тем не менее свернуть деятельность, указывает на то, что одних только внешних стимулов для успешного ведения бизнеса мало.

Географический фактор

Одним из решающих факторов успеха клуба является его местоположение. Пять лет назад "центровые" клубы на две трети заполнялись теми, кто готов был ради веселья проделать длинный путь и приехать в центр города даже, например, из Сертолово. Понятно, что число таких путешественников было невелико, а латентный спрос на качественные развлечения огромен.

И в спальных районах Петербурга один за другим стали появляться новые клубы. В качестве примера можно привести "Марабу" в Купчино, "Аэродром" в районе метро "Пионерская" и Zet на Софийской. Новинкой этого лета стал "Бада-Бум" в Озерках. В отличие от многих клубов, открывавшихся ранее в центре города, у входа в новые заведения сразу стали собираться очереди. Иными словами, успех сопутствовал предприятиям, расположенным в непосредственной близости от потенциальных клиентов.

Впрочем, неохваченных территорий до сих пор хватает - консервативный Московский район, Старая Деревня, где благодаря интенсивной застройке численность населения стремительно возрастает, а развлекательных заведений - явный дефицит.

Вид изнутри

Привлекательность клуба сейчас очень важна - клиент стал привередлив, так что прежние посетители дискотек в актовых залах репинских пансионатов и санаториев сразу покинули это советское убожество, как только открылся "Репподром". Свое мнение о привлекательности того или иного клуба многие посетители составляют на основе эмоций, вызванных его клуба, внутренним убранством. Фантазия нынешних дизайнеров безбрежна и ее ограничивают только инвестиционные возможности собственников.

Инвестиции в клуб Zet, открывшийся на втором этаже типового универсама, не превысили 60 тыс. долларов, а только третий этаж клуба "Метро" обошелся в два раза дороже. Отдача соответствующая - даже интенсивная реклама на радио "Рекорд" не способна привести в Zet и половины посетителей клуба "Метро". Клуб Zet запоминается только туалетом с цветными писсуарами, в то время, как клуб "Метро" предлагает просторный танцпол в окружении стильно оформленных баров.

Помимо стиля, внутренние помещения клубов различаются размерами и планировкой. Так, хотя клуб "Метро" занимает целых три этажа, но посетители все равно жалуются на тесноту. Особенно страдают сидящие за столиками на первом этаже, так как попасть со второго этажа на третий можно только через первый. Несмотря на кажущуюся абстрактность этого понятия, уют - составляющее успеха. По этому параметру выделяются клубы Hollywood Nites и London Club: теплые цвета стен, разнообразие сидячих мест, наличие помещений для отдыха.

Другая беда практически всех клубов - духота. Особенно эта проблема актуальна для помещений с низкими потолками - в "Метро", "Монро" и "Трибунале". Лучше всех решили задачу кондиционирования воздуха в клубе PLAZA, где даже в летнюю жару поддерживается нормальный климат.

Различия на слух

Аудиторию клуба определяет музыка. Наиболее посещаемы диско-клубы, основа репертуара которых - отечественная и иностранная попса. Число посетителей некоторых из них достигает 1500 человек в день. К ним относятся "Ля Пляж", "Метро" и PLAZA. Если первые два ориентированы на молодежь, то третий посещают люди более зрелого возраста. Более солидная публика - и в клубах London Club, Hollywood Nites и "Луна". Привлекать зрелую публику выгоднее - тридцатилетние посетители зарабатывают больше, чем восемнадцатилетние, соответственно и тратят больше.

По посещаемости от диско-клубов немного отстают заведения, делающие ставку на так называемую "клубную" музыку ("Порт", Mad Wave). На разовые вечеринки они способны собрать не меньше посетителей, но в большинстве своем работают только в выходные.

Рок-н-ролльных клубов в Петербурге значительно меньше, чем попсовых (наиболее популярны Money-Honey, FireBall и "Корсар"), да и клиентов у них немного - редкий клуб может похвастаться пятью сотнями посетителей за вечер. Самая же маленькая аудитория у альтернативных клубов, предпочитающих немассовые музыкальные стили ("Мама", "Молоко", "Грибоедов").

Эволюционный толчок

Самый затратный способ организации клуба - это создание его "с нуля", когда необходимо строить здание. По объему затрат с ним может сравниться только клуб в историческом центре города - в помещении, нуждающемся в полной замене коммуникаций. Стоит такое удовольствие недешево - от 500 тысяч до нескольких миллионов долларов. Чтобы сократить стоимость строительства, практикуется открытие клуба под одной крышей с торговым центром ("Аэродром", "Бада-Бум", "Нео"). Это позволяет не платить "за стены" и быстро вернуть вложенные в строительство средства за счет сдачи в аренду торговых площадей.

Для организации клубов в готовых помещениях, как правило, используются здания универсамов и бывших дворцов культуры. Стоимость переоборудования второго этажа универсама в ночной клуб составляет от 60 до 120 тысяч долларов в зависимости от выбираемой техники: музыки, звука, света, а также мебели и напольных покрытий. Владельцы клубов "Галс", Zet, "Оттяг" вынуждены были не только переоборудовать площади, не освоенные универсамами, но и пристроить лестницу с крыльцом для отдельного входа. Переоборудовать кинотеатр в ночной клуб немного дешевле - здесь уже есть гардероб, туалеты и сцена. Поэтому можно уложиться и в 40 тыс. долларов. Хотя удачных воплощений кинотеатров в клубы не так и много.

Услуги и цены

Современные клубы сильно отличаются от дискотек прошлого. В клуб люди приходят не только танцевать. Площадь, занимаемая баром, почти всегда превышает площадь танцпола. Кроме того, как правило, бар не один. Для тех, кто пришел потанцевать, большинство клубов предлагают несколько танцполов.

Пионером в освоении разных музыкальных стилей под одной крышей стал клуб "Метро". Переходя с этажа на этаж, можно выбрать русскую танцевальную музыку, клубную или "евродэнс". Если в клубе с одним танцполом музыка не устраивает посетителей, то они могут подождать "смены пластинки", а если этого не произойдет - то и вовсе покинуть клуб. Несколько танцполов позволяют удерживать публику дольше. А это впрямую влияет на прибыль клуба, ведь провести в клубе пять часов и ничего не заказать из бара могут только студенты-первокурсники, не имеющие доходов.

В целом, по словам главы исследовательской компании МИК "Гортис" Дмитрия Канаева, средний посетитель петербургского клуба среднего ценового диапазона за время посещения выпивает 0,5 л пива и 0,25 л прохладительных напитков. Наличие нескольких танцполов позволяет задержать посетителей в клубе и таким образом увеличить их расходы на напитки. По данным Гамбургской высшей школы экономики и политики, 82% посетителей западного танцевального клуба приобретают напитки и закуски. По мнению петербургских специалистов, в нашем городе эта цифра не превышает 75%. Тем не менее, выручка бара является значительной статьей доходов для клубов.

Удержать посетителей можно не только за счет танцполов, но и с помощью дополнительных развлечений. Например, бильярда (пионер установки столов для игры на бильярде среди танцевальных клубов - "Триумф"), караоке ("Метро"), боулинга ("Акватория") или видео (Zet). Практически все клубы предлагают программу, которая чаще всего состоит из танцевальных номеров, стриптиза и аукционов, шоу барменов. Все большее число клубов предлагают своим посетителям игру в казино (одними из первых рулетку и блэк-джек любителям потанцевать предложили "Минотавр" и Hollywood Nites) или как минимум проведение времени с "однорукими бандитами".

Самые дорогие заведения в любом городе мира расположены в центре. Петербург не исключение. Клубы PLAZA, Hollywood Nites, "Остров" и "Акватория" вряд ли привлекут своими ценами простых студентов. Входная плата в выходные дни здесь легко достигает 300 рублей, а цена за стаканчик сока в два-три раза превышает среднюю в петербургских заведениях. Справедливости ради надо отметить, что за эти деньги в PLAZA подают не отечественные нектары, а дорогие натуральные соки иностранного производства. К среднему ценовому диапазону относятся "Метро", "Ля Пляж", "Континент", "Порт", "Конюшенный двор". Интересно, что, заметно уступая в качестве досуга, в эту ценовую категорию рвутся клубы, расположенные на периферии ("Бада-Бум", Extreme, Gala, "Минотавр"). В нижней ценовой категории работают центры досуга спальных районов ("Чайка", "Глобус", "Галс", "Кенгуру", "Макс", No children's).

Обособленно стоят рок-н-ролльные клубы. Они скорее являются барами, так как их посетители гораздо активнее у барной стойки, чем в танце. Цены в этих клубах как на вход, так и на напитки в баре более чем умеренные, хотя сами эти заведения по уровню не уступают хорошим диско-клубам.

Attraction

Построить привлекательный клуб и предусмотреть разнообразные развлечения для посетителей недостаточно. Для рентабельной работы необходимо иметь преимущества, которых лишены конкуренты. Такой "изюминкой" может быть режим работы. Например, клуб "Классик" открыт до позднего утра, днем его эстафету принимает "Спортивная", чтобы на ночь передать ее клубу "Скала", замыкая, таким образом, треугольник, в котором на все выходные пропадает отдельная категория посетителей, подозреваемая в употреблении наркотиков.

"Национальная охота" и London Club в некоторые дни предпочитают привлекать посетителей бесплатным шампанским для женщин, ограничивая до полуночи вход для мужчин. У London Club это получается весьма интеллигентно и ненавязчиво.

"Привязать" клиента призваны и клубные карты, дающие право бесплатного посещения или получения скидки на входные билеты. Единовременно эту задачу решают "флаеры" - одноразовые приглашения на отдельные танцевальные вечеринки.

Сугубо бизнес

Максимальная загрузка клуба приходится на пятницу и субботу, а также праздники. Клуб "Ля Пляж" в такие дни посещают около 1000 человек, "Метро" - до 1200. Исходя из структуры доходов клуба и стоимости входного билета получается, что в удачный день выручка легко достигает полумиллиона рублей. Рентабельность у каждого клуба своя, но проблемы у всех общие. В первую очередь это дневной простой и недостаточная загрузка в будни. Для нейтрализации этих негативных факторов применяются входные скидки, предлагаются специальные программы. Иногда помогает ориентация на особую аудиторию (студенты, курсанты, любители бренди). В дневное время многие клубы работают как кафе и бары.

Наиболее престижные клубы организуют в своих стенах концерты популярных групп и исполнителей. Экономический эффект достигается за счет более высокой входной платы и продажи мест за столиками. Тем не менее, говорить о сверхприбыльности концертов нельзя, так как гонорары за выступления некоторых исполнителей порой способны превысить объем выручки от продажи билетов. Но приглашение популярных исполнителей работает на имидж клуба. Именно таким путем пошел клуб "Бада-Бум", в первые дни своей работы чуть ли не ежедневно устраивавший концерты звезд.

Перспективы

Затраты на создание уникального интерьера обязательно окупаются в долгосрочной перспективе при правильном оперативном маркетинге. Клуб должен постоянно меняться - расширяться, обновлять интерьер, предлагать новые услуги и программы. Иначе у клиентов неизбежно наступает пресыщение.

Вопреки международным тенденциям, провозглашающим узкую направленность клубов как единственный способ приобретения устойчивой аудитории, в России наибольшим успехом пока пользуются универсальные клубы, способные одновременно удовлетворить порой даже диаметрально противоположные вкусы. Причин тому несколько.

В России пока не появились клубы по интересам, объединяющие пусть небольшую группу людей, но зато с четко определенными пристрастиями. Нет клубов для поклонников группы "Руки вверх", эйсид-джаза, любителей дартса или снукера, сигарных клубов, жителей отдельного микрорайона. Существование подобных клубов за границей обусловлено наличием свободного времени. Четкие границы рабочего дня, устроенный быт позволяет иметь хобби.

В России на роль клубов по интересам могут претендовать только бани. Музыкальные пристрастия основной массы людей очень размыты, хорошую музыку нетрадиционных направлений далеко не все могут оценить, потому что многие слышат только то, что предлагают радио и телевидение, а те, в свою очередь, ориентируются на массовый спрос или на свои финансовые интересы. Танцевать стесняются, ссылаясь на неумение, а брать уроки нет времени, да и не принято.

Но и универсальный клуб должен обладать индивидуальностью. Она гарантирует клубу аудиторию. Ординарность создает риск потерять клиентов в случае изменения конъюнктуры (появление новых конкурентов, экономический спад, студенческие каникулы). Универсальные клубы будут вытеснять из бизнеса узко ориентированные. Наличие бильярда, караоке и игровых автоматов "в одном флаконе" станет серьезным конкурентным преимуществом. Количество клубов будет продолжать увеличиваться. В Петербурге и пригородах еще много мест, где не хватает рекреационных центров и где можно собрать максимальное количество услуг под одной крышей. При выверенной ценовой политике успех гарантирован.