Очередные выборы в Государственную Думу состоялись (или, вернее, не состоялись) в Санкт-Петербурге и Архангельской области. В обоих случаях на участки пришли менее 25% избирателей.
В Архангельской области депутата выбирали в 59-м округе. Сельская глубинка по традиции проголосовала активно, а областной центр довыборы проигнорировал. По мнению социологов, 6% явки, которые дал Архангельск, - это реакция избирателей на то, что их бывший представитель так рано снял с себя депутатские полномочия.
Председатель избирательной комиссии Архангельской области Геннадий Филев считает, что не последнюю роль в произошедшем сыграли условия, в которых живут горожане. В день выборов только в одном Октябрьском районе Архангельска не топили в 170 домах, а на улице уже стоял мороз. Впрочем, дело не только в холодах. Мониторинговые опросы, которыми занимался центр социологических исследований "Форис" (Архангельск) последние три месяца, показали: у большинства архангелогородцев не было мотивов идти на выборы, поскольку среди предложенных программ они не смогли найти своей. В итоге 11% из тех, кто все-таки дошел до избирательного участка, проголосовали против всех.
- Похожая ситуация сложилась с дополнительными выборами и в других регионах страны, - отмечает директор "Фориса" Вадим Трескин. - Там явка на участки тоже была очень низкой. При "довыборах" нужны специальные программы для работы с населением, яркие, нестандартные. В Архангельске горожанам ничего подобного не предложили.
Действительно, и в осеннем Петербурге на участки 209-го федерального округа пришли чуть более 23% избирателей. Но главным результатом несостоявшихся выборов наблюдатели считают разрушение некоторых стереотипов, укоренившихся в сознании политически активных горожан.
Стереотип первый: основная проблема петербургских демократов - в их раздробленности. На сей раз буквально все петербургские демократы и центристы (СПС, "Яблоко", "Отечество", "Единство" и даже "Воля Петербурга") договорились о выдвижении единого кандидата. Результат кажется просто неприличным - "единый" кандидат Юрий Солонин занял только третье место (21% от числа участвовавших в голосовании и на 25% меньше лидера коммуниста Юрия Савельева). И это при том, что команда г-на Солонина вложила в его компанию значительные средства.
Под сомнением оказывается и следующая аксиома: доминирующая в России партия "Единство" - самая влиятельная партия Петербурга. Г-н Солонин был выдвинут именно из рядов "медведей". Не спасло Солонина и то обстоятельство, что его поддерживали "на самом верху": декану философского факультета Петербургского университета посчастливилось быть научным оппонентом нынешнего министра внутренних дел Бориса Грызлова в бытность последнего соискателем докторской степени по теме "Партийное строительство в новой России".
Третий утраченный миф - электоральное всевластие Владимира Яковлева. Поддерживаемая губернатором Наталья Петухова (25% пришедших на избирательные участки) заняла только второе место, серьезно отстав от лидера (при том, что до урн в большинстве дошли избиратели, относящиеся к "исконно яковлевскому" электорату).
Зато убедительную, хотя и не засчитанную победу (45% от числа проголосовавших) одержал Юрий Савельев (что "Эксперт С-З" уверенно предсказывал еще два месяца назад). Победа эта свидетельствует о крушении еще одного, четвертого, мифа - о некоей "демократичности" петербургской политической жизни. Значительное число горожан спокойно проголосовали за коммуниста, причем за коммуниста весьма радикальных взглядов. Неприятный симптом в преддверии приближающихся федеральных и городских выборов - маловероятно, что за оставшееся время оппоненты левых сумеют перестроиться и выдвинуть какую-то программу или хотя бы просто идею, привлекательную для "рассерженных" горожан.
Архангельск- Санкт-Петербург