В конце прошлого года карельские власти заявили о необходимости увеличения доходов от главного богатства республики - леса. В противном случае, по признанию главы региона Сергея Катанандова, Карелии будет попросту не на что жить. В этой связи республиканское правительство приняло программу развития лесопромышленного комплекса на 2001-2002 годы, которая предусматривает в качестве одной из мер повышения эффективности лесопользования внедрить в Карелии механизм конкурсной аренды.
Как ожидается, основная часть лесопромышленных предприятий республики будет участвовать в конкурсе в 2004 году, когда истечет срок их нынешней аренды. Однако уже этой зимой карельские власти намерены подвести предварительные итоги использования лесных ресурсов, и глава республиканского правительства Сергей Катанандов не исключает возможности того, что у некоторых неэффективных и неплатежеспособных лесопромышленников лес будет попросту отобран.
Условия созрели
Лесозаготовители Карелии стали переходить к арендным отношениям одними из первых в стране. Республиканский закон об аренде участков лесного фонда был принят еще в 1994 году. Правда, он предъявлял настолько жесткие требования к платежеспособности потенциальных арендаторов, что большинство карельских леспромхозов из-за своего неудовлетворительного финансового состояния не попадали под его действие. Достаточно сказать, что за период с 1994-го по 1998 год в Карелии было передано в аренду всего 14,6% от общей площади лесного фонда с ежегодным объемом лесопользования 1,85 млн кубометров, или 20,8% расчетной лесосеки. Впрочем, уже тогда несколько предприятий республики получили лес в долгосрочную аренду.
Ситуация изменилась коренным образом в 1999 году. Во-первых, к этому времени в России появился наконец Лесной кодекс. Во-вторых, девальвация рубля позволила части карельских леспромхозов поправить дела. К началу 2000 года в аренду было передано уже 52,3% лесного фонда с объемом лесопользования 5,4 млн кубометров. В настоящее время, по данным республиканского комитета по лесопромышленному комплексу, эти цифры составляют 63% и 6,5 млн кубометров соответственно. На аренду перешли практически все традиционные лесопользователи Карелии. Большая часть их получила свои лесные участки на 5 лет.
Тем не менее карельские власти не устраивают объемы лесозаготовок. По итогам прошлого года, расчетная лесосека (она составляет в республике 8,7 млн кубометров) была освоена на 73%. И хотя это по-прежнему самый высокий показатель в стране, правительство Карелии поставило задачу на ближайшие годы увеличить его до 80%. Вырубать расчетную лесосеку полностью пока не представляется возможным. Из-за дефицита средств в республике почти не ведется строительство новых лесовозных дорог, и около 3 млн кубометров леса сегодня практически недоступны для освоения.
Кроме того, в комитете по лесопромышленному комплексу обеспокоены сокращением прибыли хозяйств. Некоторые из них снизили в прошлом году так называемую налоговую нагрузку на кубометр заготовленной древесины в 9 раз. Из 27 крупных и средних лесозаготовительных предприятий Карелии 8 являются убыточными, а рентабельность еще 10 не превышает 30%. Для республики, где каждый третий рубль в казне зарабатывается в лесу, это чревато серьезными финансовыми трудностями.
Поэтому в республике считают, что решение о переходе на конкурсную аренду лесных участков является закономерным шагом властей, заинтересованных в более эффективном использовании основного богатства Карелии.
В поисках хозяина
Как признался корреспонденту "Эксперта C-З" председатель комитета по ЛПК Николай Жуков, главное, чем привлекает республиканские власти конкурсная аренда, - это возможностью предъявления к претендентам на получение лесного участка дополнительных условий, помимо тех, которые требует федеральное лесное законодательство. По словам Жукова, в первую очередь от потенциальных арендаторов требуется полное освоение выделенного лесфонда, если речь идет о традиционных лесопользователях, или наличие производственных мощностей по заготовке древесины, cпособных в полном объеме освоить расчетный годичный объем лесопользования, если речь идет о новом претенденте на лесной участок. Кроме того, лесосырьевая комиссия, созданная в Карелии еще в 1998 году, учитывает цену за кубометр, возможности хозяйства по глубокой переработке древесины и даже использование местных трудовых ресурсов.
К настоящему времени карельские власти уже опробовали механизм конкурсной аренды на более чем 20 предприятиях. Однако большинство традиционных лесопользователей республики на нее перейдут в конце 2004 года, когда закончится действие их нынешних договоров. В этой связи некоторые руководители хозяйств высказывают опасение, что в Карелии разразится настоящий лесной передел.
По мнению генерального директора одного из старейших лесозаготовительных предприятий республики АО "Сокес" Александра Кривошеина, бывшие леспромхозы навряд ли смогут конкурировать с новыми лесопромышленными фирмами. Это связано с той социальной нагрузкой, которую несут так называемые традиционные лесопользователи. Для жителей лесных поселков они зачастую являются единственными кормильцами. "Нельзя все рассматривать с точки зрения цены за кубометр, - полагает Кривошеин. - Если предприятие своевременно платит налоги в казну и зарплату рабочим, оно должно оставаться в лесу. В противном случае сюда придет тот, кто прежде всего заинтересован в своей прибыли и кому совсем нет дела до местного населения".
В отличие от генерального директора "Сокеса" председатель комитета по экономической политике палаты республики Законодательного собрания Карелии Александр Чаженгин весьма cпокойно относится к появлению в карельских лесах эффективных инвесторов "со стороны" и считает, что, если они примут на себя предлагаемые властями обязательства по рациональному использованию лесных ресурсов, не будет ничего страшного в том, что традиционные лесопользователи республики получат себе серьезных конкурентов.
"Все потенциальные арендаторы должны быть в равных условиях", - подчеркивает Чаженгин. Однако, по его мнению, республиканские власти пока к этому не готовы. Примером тому может служить деятельность холдинга "Кареллеспром" в Пудожском районе. "Cозданное на базе трех местных леспромхозов предприятие "Пудожлес", которым управляет государственный холдинг, находится в крайне тяжелом финансовом положении, - говорит председатель парламентского комитета по экономической политике. - Между тем объем лесных ресурсов в Пудожском районе составляет практически треть всего лесфонда Карелии. Более того, это единственная территория в республике, где объемы лесных ресурсов будут только прирастать, а не падать. В этой связи возникает естественный вопрос: почему таким предприятием управляет неэффективный собственник? "Кареллеспром" должен участвовать в конкурсе на право аренды этих ресурсов на таких же условиях, как и другие лесопользователи".
Впрочем, наиболее выгодную для республики перспективу Александр Чаженгин видит в передаче лесов в долгосрочную аренду предприятиям ЛПК, производящим конечную продукцию лесопереработки, - целлюлозно-бумажным и деревообрабатывающим комбинатам и мебельным фабрикам. "Цена их продукции достаточно велика, - отмечает депутат. - Поэтому собственники таких предприятий заинтересованы в том, чтобы обеспечить себе постоянную сырьевую базу, которая является основой их финансового процветания. В этом смысле можно только приветствовать ту политику, которую проводит руководство холдинга "Сегежский ЦБК" по приобретению в собственность леспромхозов, имеющих традиционную лесосырьевую базу и претендующих на заключение долгосрочных договоров аренды. Однако подписывать такие договоры нужно не с леспромхозами, которые теоретически могут обанкротиться, а с самим холдингом. Такая схема действует в большинстве стран мира, занимающихся заготовкой и переработкой древесины, и нам не нужно изобретать велосипед".
Чаженгин убежден, что только благодаря переходу к долгосрочной аренде карельский лес получит наконец настоящего хозяина, который будет заботиться о том, чтобы лесные ресурсы были возобновляемы и приносили постоянный доход.
Петрозаводск