"Вредная мода"

Интернет-трейдинг стал стандартным механизмом петербургского фондового рынка. Но всех надежд он пока не оправдал

Год назад наш журнал в статье "Дело будущего" невысоко оценил степень готовности рынка к модному интернет-трейдингу. Тогда же все опрошенные нами специалисты констатировали, что благодаря системам торговли акциями через Интернет фондовый рынок может стать более доступным для российского среднего класса - массового частного инвестора. Высказывались предположения, что это приведет к увеличению оборота и биржевая торговля получит шанс превратиться из спекулятивного инструмента в реальный инвестиционный.

Прошедший год чем-то подтвердил, а чем-то опроверг наши выводы. Интернет-трейдинг окончательно вписался в рынок, стал стандартным механизмом биржевой торговли, что явилось главным итогом. Рынок оказался к нему готов. В России не осталось ни одной крупной биржи, которая не запустила бы свой интернет-шлюз для работы с ценными бумагами. Инвестиционные компании считаются неполноценными, если не предлагают клиентам услугу online-торгов. А интернет-брокеры превратились в серьезных конкурентов для традиционных инвестиционных фирм-ветеранов. "Интернет-трейдинг стал стандартом для фондового рынка, таким же как, например, фьючерсы или опционы", - говорит исполнительный директор компании " Вэб-инвест" Михаил Беляев.

Однако надежды на то, что этот удобный механизм станет настолько модным, что приведет на фондовый рынок массового частного инвестора, пока не оправдались. Старые спекулянты быстро его освоили, а вот новичков с их сбережениями в большом количестве привлечь не удалось. Впрочем, как отмечают специалисты, эта проблема характерна для всего российского фондового рынка.

Дело привычки

За прошедший год в Петербурге инфраструктура интернет-трейдинга вполне сформировалась. Все главные городские биржи теперь имеют полноценные работающие шлюзы для торговли ценными бумагами через Сеть. "Сломалась" даже Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ), до последнего времени остававшаяся последовательным противником этого новшества на данном этапе развития биржевых торгов. Представители биржи не раз (в том числе в интервью нашему журналу - см. "Эксперт С-З", 7, 2001 г.) называли интернет-трейдинг "вредной модой", которая из-за своей агрессивности и непредсказуемости якобы создает серьезную угрозу для российского фондового рынка, так как может привести к его дискредитации. Правда, еще в 2000 году СПВБ запустила у себя специальную электронную систему SPIN (Saint-Petersburg Internet). Она, впрочем, выполняла только информационные функции для традиционных брокеров.

К осени 2001 года, когда СПВБ все же решилась запустить online-торги, все крупнейшие российские биржи (ММВБ, РТС, СМВБ, ФБ "Санкт-Петербург") уже давно проводили сделки через Интернет. На ММВБ к тому времени около 65% всех сделок проходило через шлюз (что составило более 40% оборота биржи). Перемена позиции СПВБ лишний раз доказывает, что торговля ценными бумагами on-line перестала быть просто модой, а стала необходимым инструментом.

К концу прошлого года руководство СПВБ осознало, что предоставление услуг интернет-трейдинга стало конкурентным преимуществом, без которого сложно добиться успеха. Открытие шлюза активно лоббировали петербургские инвестиционные компании и крупные интернет-брокеры местного происхождения, успешно работающие в Москве, но не имеющие возможности проявить себя на "собственной территории" (так, Михаил Беляев отмечает, что еще в 2000 году "Вэб-инвест" вел с СПВБ переговоры на тему открытия интернет-шлюза, но они не принесли результата). Говорят также, что за необходимость введения интернет-трейдинга ратовал и комитет финансов Петербурга.

Как отмечают специалисты, у СПВБ просто не осталось другого выхода: пассивность биржи по отношению к интернет-трейдингу привела к перетеканию биржевой активности петербургских брокеров из Северной столицы в Белокаменную. Кроме того, СПВБ подтолкнули к активным действиям и успешные торги через Интернет биржи "Санкт-Петербург" на рынке государственных ценных бумаг.

Борцы за доступ

Вслед за СПВБ активизировались и петербургские инвестиционные компании. Итогом "инфраструктурной революции" стало то, что практически все традиционные петербургские брокеры открыли направления интернет-трейдинга. А работающие главным образом на московских биржах старые петербургские интернет-брокеры теперь все больше внимания уделяют и фондовому рынку родного города.

Первой компанией, которая была подключена к интернет-шлюзу СПВБ, стала "АВК-ценные бумаги". Это только подтверждает тот факт, что в развитии интернет-трейдинга на питерской бирже были заинтересованы в первую очередь традиционные инвестиционные компании. АВК подошла к делу серьезно и специально для работы на СПВБ даже разработала специальную торговую программу I-DEAL, которая значительно упрощает процесс интернет-торговли.

Кроме "АВК-ценные бумаги" со шлюзом СПВБ сейчас работают еще два интернет-брокера - "Вэб-инвест" и "Балтийское финансовое агентство". (Для справки: с ММВБ сотрудничает уже более 100 таких компаний.) "Вэб-инвест", кроме этого, предоставляет своим клиентам доступ к ФБ "Санкт-Петербург" и успешно работает в Москве (по данным ММВБ, компания входит в десятку ведущих интернет-брокеров секции фондового рынка московской биржи). "Балтийское финансовое агентство" также подключено к шлюзу ФБ "Санкт-Петербург" и шлюзам основных московских бирж.

Кроме того, на петербургском фондовом рынке услуги интернет-трейдинга предлагает компания "Ленстройматериалы" (она также подключена к шлюзу ММВБ) и брокер "Ленмонтажстрой". Активно проявляют себя в Петербурге и москвичи. Например, один из крупнейших российских сетевых брокеров "Алор-инвест" работает с ФБ "Санкт-Петербург". Подтолкнуть развитие интернет-трейдинга в городе через свое сильное региональное представительство может и Альфа-банк. Он "продвигает" систему торговли акциями через Интернет "Альфа-Директ". Система интересна и удобна тем, что соединяет одновременно информационные, банковские и биржевые технологии.

Между тем, как отмечают специалисты, ключевым показателем распространения технологии интернет-трейдинга является не число on-line брокеров и даже не размеры оборотов через шлюз, а общее число инвесторов, проводящих сделки с ценными бумагами через Сеть.

Петербургский стиль

По данным компании " МФД-Инфоцентр", общее число покупателей ценных бумаг через интернет-трейдинг в России составляет сейчас 10-12 тыс., а к 2005 году может достигнуть 50 тыс. Даже прогноз на будущее демонстрирует, что ожидаемой "массовой услуги" из него пока не получается. В Петербурге факт этот еще более явный. В городе на сегодня нет даже общей статистики по сетевым торгам, не говоря уж о примерном числе клиентов интернет-брокеров. Как рассказал начальник отдела организации торгов СПВБ Александр Леснов, в среднем через шлюз биржи проходит 10% от общего объема сделок и их сумма составляет около 54 млн рублей.

В последние месяцы темпы роста оборотов и числа сделок через шлюз несколько замедлились, а в феврале-марте произошел некоторый спад. Данные изменения скорее всего не являются показательными и связаны исключительно с пониженной общей активностью на российском фондовом рынке в этот период: колебания цен не демонстрировали четкой направленности и происходили в относительно узком коридоре. В подобных условиях многие инвесторы предпочитают снизить торговую активность.

Низкая (на московском фоне) клиентская активность особенно очевидно проявляется на некоторых перспективных направлениях интернет-трейдинга. Как рассказал Михаил Беляев, "Вэб-инвест" очень надеялся, что у частных инвесторов появится интерес к корпоративным облигациям, но этого не произошло, хотя Санкт-Петербургская валютная биржа - крупнейшая на Северо-Западе площадка по торговле корпоративными ценными бумагами и оперировать облигациями с помощью интернет-трейдинга намного удобнее, чем традиционным способом.

При этом, как отмечает технический директор "Балтийского финансового агентства" Михаил Сомов, в целом структура клиентского спроса на интернет-трейдинг стабильна: "Год интересен тем, что все время происходил стабильный поступательный рост объемов торгов, клиентов, качества обслуживания. Клиенты осваивают новые торговые стратегии. А мы регулярно подкупаем клиентские места и шлюзы".

Общее место

И все же небольшой рост клиентской базы сетевого рынка не соответствует первоначальным ожиданиям брокеров. Как говорит Михаил Беляев, это характерно не только для консервативного петербургского рынка, но и всей страны: "Рост этот вызван не столько массовым приходом частных инвесторов, сколько все большим увлечением интернет-трейдингом постоянных активных игроков на рынке, в том числе финансовых институтов".

Между тем, как считает Михаил Сомов, именно в частных клиентах заключен потенциал брокерского обслуживания как бизнеса: "Мы очень ценим клиентов, которые зарабатывают свои основные деньги в реальном секторе и используют фондовый рынок для сохранения и приумножения. Они не приносят большой комиссии, но за ними будущее. Кроме того, с ними надо уметь работать, так как их интересы отличаются от интересов профессионалов. Для привлечения частного инвестора его сначала надо обучить. Обычно клиенты начинают работать у нас в зале, потом уходят в свои офисы или домой".

Сейчас российские интернет-брокеры закладывают в свои бюджеты специальной строкой расходы на "просвещение" потенциальных клиентов-инвесторов, на организацию обучающих семинаров и рекламные кампании своей услуги именно среди "частников". Также надежды на будущий рост массового инвестора связывают с недавно принятым Законом об электронной цифровой подписи (ЭЦП) и в целом с положительной динамикой на российском рынке акций.

Но главное, считают брокеры, развенчать миф о "неких особенных повышенных рисках", связанных с торговлей ценными бумагами через Интернет. "Риск на рынке присутствует всегда, - говорит Михаил Сомов, - клиенты зарабатывают - кто больше, кто меньше, случаются и потери, но никто с нашего балкона на Невский под колеса машин еще не бросался".

Санкт-Петербург