Застенчивый авангард

Сад Фонтанного дома засеяли современным искусством

Сад шереметевского Фонтанного дома - Музей Анны Ахматовой - на месяц переделан в Сад скульптуры и отдыха. Фонд Владимира Потанина оплатил приборы и материалы, а петербургские художники обжили вверенную территорию собственными произведениями.

Готовясь к экспозиции, художники и критики бросились перечитывать "Поэзию cадов" Дмитрия Лихачева - главный труд по поэтике зеленых насаждений на русском языке. И, кажется, зря - посетителям сада созданное на выставке понравилось. Не потому, что здесь показывают действительно первоклассное современное искусство и модных его звезд, ведь здесь представлены почти все сколько-нибудь заметные питерские художники. И не потому, что поэтика сада на ней представлена в тонкости, до какой только может дойти человеческое воображение. Выставка получилась просто симпатичная и дружелюбная, на что, конечно, обычный человек не может не отозваться ответным приветом. Полистаешь книгу отзывов, и становится очевидно, что основная публика сада структурирована очень просто: пенсионеры, учительницы, доктора наук, медработники - взрослые, которые пришли сюда выгуливать детей. Они ходят с детьми среди наваленного грудами современного искусства и получают удовольствие.

Вообще говоря, это самая радикальная акция сезона. Потому что современное искусство (за редкими исключениями) не бывает симпатичным и дружелюбным. Оно выскакивает из рам, призывает, останавливает, навязывает волю, вовлекает, делая зрителя соучастником или просто лабораторным зайцем. А в саду Фонтанного дома оно выглядит, можно сказать, застенчиво. Прячется в кустах, карабкается на крышу, повисает на деревьях, запутываясь в гуще веток, раскидывается ничком на траве. Быть хорошим художником в саду очень просто: белая вещь - уже красиво (потому что на естественном густом зеленом фоне), а если вещь еще может и светиться в сумерках желтым электричеством, так это просто конец света.

Люди ходят и прикидывают, что вот эти ажурные женские фигуры, сплетенные из белой проволоки, или эти белые бумажные рыбки-фонарики хорошо бы поставить у себя на даче, а вот этот белый чум - под яблоню? Нет, лучше между парником и кустами смородины. И понимаешь, что это нисколько не компрометирует современное искусство, как принято думать. Большинство великих коллекций были собраны именно так: человеку просто хотелось принести в дом, приобщить к хозяйству понравившуюся вещь.