Песнь о лесах

Власти наконец обратили внимание на лесоперерабатывающую отрасль, но единого мнения о ее дальнейшей судьбе нет

В России сконцентрирована четверть мировых запасов древесины, но доходы от экспорта лесобумажной продукции оцениваются только в 3 млрд долларов в год. В то время как в Финляндии доход по этой статье колеблется в пределах 11 млрд долларов. Переломить складывающуюся ситуацию призвана "Концепция развития лесного хозяйства до 2010 года", одобренная правительством на прошедшей неделе. Изменение таможенной политики и выстраивание крупных интегрированных компаний, которые предусматриваются в документе, по замыслу его разработчиков, значительно увеличат доходность этой отрасли.

Хорошо забытое старое...

Десяток лет потребовался властям и непосредственным участникам рынка для того, чтобы разочароваться в результативности "невидимой руки" Адама Смита в лесной отрасли. Последней каплей стала недавняя реорганизация, в результате которой лесной отраслью стали заниматься сразу два министерства. В рамках Министерства природных ресурсов (МПР) эти функции были сосредоточены в Федеральном лесном фонде, а в Министерстве промышленности, науки и технологий (Минэкономразвития) - в Департаменте лесной промышленности. На деле лесники оказались предоставлены сами себе, поскольку правительство не обозначило правил игры, а парламент не закрепил их в конкретных законах. Результаты не заставили себя ждать.

По итогам 2001 года в доходной части федерального и региональных бюджетов доля лесной отрасли не превышает 2%. При этом, как уверяют лесники, при устранении вопиющих промахов в управлении лесоперерабатывающим комплексом (ЛПК) его доходность может быть сопоставима с нефтяным бизнесом.

На этом фоне активно лоббируемая российскими лесопромышленниками идея воссоздания единого федерального органа по управлению лесной отраслью весьма своевременна. По словам президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Мирона Тацюна, вновь созданное ведомство должно взять на себя функции управления лесами, а контроль оставить МПР.

Учитывая то внимание, которое в последнее время чиновники всех уровней власти уделяют ЛПК, эта инициатива "лесных баронов" может стать реальностью в ближайшем будущем. Окончательно поставить точку в этом вопросе может только премьер-министр Михаил Касьянов, который, как утверждают эксперты, скептически относится к этой идее.

Не просто, но со вкусом

Впрочем, организационная реструктуризация - это не панацея. Для того чтобы приостановить спад производства в отрасли, лесопромышленники и чиновники пытаются объединить свои усилия в создании единых правил игры.

Правда, пока эти усилия не увенчались успехом. Концепция развития леспрома должна была быть рассмотрена на заседании правительства еще в начале мая. Однако тогда выяснилось, что окончательного варианта концепции до сих пор нет, поскольку ее разработчикам - трем министерствам: Минприроды, Минэкономразвития и Минпромнауки - не удалось завершить все подготовительные работы.

Кроме того, буквально в последний момент в процесс разработки документа вмешались лесники. Компания " Илим Палп" подготовила собственный вариант концепции и разослала его во все три министерства. Свою лепту в этот процесс внесла и компания "Базовый элемент". Как сообщили в пресс-службе компании " Континенталь-Менеджмент", близкой к известному олигарху Олегу Дерипаске, ее аналитики публично высказывали свое видение дальнейшей судьбы леспрома. При этом, чтобы избежать обвинений в лоббизме своих интересов, никаких официальных документов в соответствующие министерства не направлялось.

Впрочем, идеология предложений обеих компаний едина. Речь идет об улучшении позиции крупного бизнеса и вытеснении руками госорганов мелких участников рынка, которых на данный момент насчитывается около 20 000. В "Илим Палпе" открыто говорят, что "основу отрасли должны составлять крупные вертикально интегрированные структуры, объединяющие в единый комплекс заготовку леса, его распиловку, лесохимию и производство конечной продукции".

Эта идея нашла понимание в ведомстве Ильи Клебанова, который заявил о том, что "государство должно принимать активное участие в создании крупных интегрированных компаний, которые являются первыми помощниками государства в расчистке рынка от теневого сектора". Результатом активного вмешательства лесного лобби стало формирование концепции с учетом пожеланий сразу двух представителей отрасли: "Илим Палпа", с одной стороны, и функционеров Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров - с другой.

Апогей протекционизма

Основополагающим элементом концепции развития отрасли, подготовленной профильными комитетами министерств, является защита отечественного производителя. Власти уверены, что для увеличения объема выпуска лесопродукции к 2010 году в 2,7 раза, а к 2015 году - в 4 раза необходимо увеличить сроки аренды лесных участков с нынешних 3-5 лет до 49. Параллельно концепция предусматривает "распорядительные и контрольные функции, включая права на передачу лесного фонда в пользование и права на формирование, получение и распределение лесного дохода, переходят от субъектов Федерации к федеральной исполнительной власти". За счет централизованного сбора арендной платы с лесопользователей (а речь идет как минимум о 700 млн рублей в год в целом по России и 240 млн рублей в Ленинградской области) чиновники намерены увеличить бюджетное финансирование межсезонных лесозаготовок и финансировать строительство лесных дорог для обработки труднодоступных участков леса.

Таким способом, уверен Илья Клебанов, государству удастся избавиться от теневого сектора и увеличить объемы доходов от экспорта леса. С такой постановкой вопроса согласны и сами лесопромышленники. По словам генерального директора Сегежского ЦБК Василия Преминина, в долгосрочную аренду лес надо передавать именно холдингам, способным обеспечить глубокую переработку сырья.

Пожалуй, это самый острый момент во всей концепции, который вызвал массу возражений со стороны региональных властей. Местным чиновникам очень не хочется лишаться такого источника доходов, который зачастую используется в качестве рычага давления на бизнес. Эта борьба будет очень показательной: с одной стороны - чиновники, поддерживаемые крупным бизнесом, с другой - региональные лоббисты.

Впрочем, остальные механизмы вывода отрасли из кризиса устраивают все стороны. В частности, разработчики концепции намерены резко повысить экспортные ставки на лес-кругляк. Таким образом, чиновники надеются придать дополнительный импульс развитию лесоперерабатывающего сектора. Создатели концепции убеждены, что дефицит сырьевого леса на международном рынке неизбежно приведет к тому, что его основные потребители - финны и китайцы - начнут строить свои ЦБК в России.

Правда, с точки зрения логики такая политика в условиях негарантированных инвестиций может привести и к уменьшению объемов лесозаготовки. Не допустить этого можно, используя таможенные тарифы. В частности, по словам Василия Преминина, необходимо отменить таможенные пошлины на ввозимое из-за рубежа высокотехнологичное оборудование для той самой глубокой переработки, а срок уплаты НДС на это ввезенное оборудование перенести до момента ввода новых линий в эксплуатацию.

Еще один способ борьбы со статусом сырьевой страны, по мнению Ильи Клебанова, - снизить до минимума экспортные пошлины на продукты глубокой переработки отечественных предприятий, зафиксировать их на 10 лет, одновременно введя запретительные пошлины на ввоз мебели, бумаги и картона из-за границы.

Все эти меры, по убеждению чиновников и экспертов лесопромышленной отрасли, смогут значительно улучшить положение дел в ЛПК. Внутренний рынок древесины должен будет вырасти как минимум в семь раз, спрос на мировых рынках на круглый лес увеличится на 10%, а на продукцию глубокой переработки (бумагу и картон) - на 45%.

Впрочем, не все так просто. Рассмотрение этого вопроса на заседании правительства с завидной регулярностью переносилось, и если реализация концепции будет идти такими же темпами, то для вывода из кризиса лесной отрасли потребуется антикризисный план.

К тому же, при всей логичности, в концепции есть один, но существенный минус. В ней не закреплены обязательства "лесных баронов" по развитию производственных мощностей и совершенствованию технологической базы своих предприятий. А значит, и нет никакой уверенности в том, что преференции будут использованы во благо страны.

Санкт-Петербург

По данным Минпромнауки по итогам первого квартала 2002 года, Россия произвела около 25 млн кубометров деловой древесины, что соответствует объемам производства отрасли в 2001 году. Выпуск картона увеличился почти на 15% и, по предварительной оценке, достиг более 574 тыс. тонн.

В то же время из-за плохого состояния зимних лесовозных дорог, недостатка оборотных средств для закупки необходимой техники и материалов объем вывоза древесины в январе-феврале снизился на 9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

По данным Главного контрольного управления администрации Президента России, объем заготовки древесины в 2001 году составил 156 млн кубометров, что в 2,6 раза меньше, чем в 1990 году. Износ оборудования на действующих предприятиях достигает 60%-70%, а фактические инвестиции в отрасль по итогам 2001 года составляют всего 1,5% от потребностей. По словам главы Минпрома Ильи Клебанова, объем инвестиций в лесопромышленный комплекс сократился на 17%, до 17,3 млрд руб., а объем прибыли лесных предприятий России в 2001 году сократился по сравнению с 2000-м на 7,5%, до 16 млрд руб.

В структуре экспорта лесобумажной продукции доминирует древесина в необработанном виде (до 39% от общего объема экспорта).