Пошехонские гимны

Музыка гимна почерпнута из балета "Медный всадник" Рейнгольда Глиэра, и каждый, отъезжавший в Москву на "Красной стреле", ее прекрасно знает. Вообще-то, и слова к музыке Глиэра как бы приложила сама жизнь - "Люблю тебя, Петра творенье..." и далее по тексту. Более того, еще полтора года назад информационные агентства сообщали примерно следующее: "...Композитор Андрей Петров продемонстрировал.., что чеканные пушкинские стихи прекрасно "ложатся" на величественную мелодию. Они и будут предложены в качестве текста к гимну Санкт-Петербурга для утверждения городскому парламенту. К юбилею предполагается также создать визуальный гимн-клип...". Но что-то с гимном-клипом на слова Александра Сергеевича не заладилось. Говорят, что будто бы оперная певица Ирина Богачева, обладающая, как почетная гражданка Петербурга, правом законодательной инициативы, сообщила депутатам, что "чеканные" слова Пушкина плохо поются. Депутаты не смогли проигнорировать это чудовищное обстоятельство и быстро объявили открытый конкурс.

Не знаю, как вы, но я от этой новости сначала обомлел, потом, как поет певец, налетела грусть. Ну, новые слова к федеральному гимну пережили как политически мотивированные; тогда Путин прямо объяснил: "мы" им советский гимн, "они" нам - новые уголовно-процессуальный, земельный, трудовой кодексы и прочие либеральные нововведения. Не знаю, до какой степени сработал этот компромисс, но какой-то рациональный импульс в нем присутствовал, хотя бы в начале всей истории. Но в "дремучем пошехонье" (выражение бессмертного Салтыкова-Щедрина), в которое мы сами себя поместили, подобные компромиссы никому не нужны - гимны пишутся и изменяются просто так, из любви к искусству.

С месяц назад впервые довелось услышать новое петербургское гимническое произведение - на сей раз это гимн 300-летию Петербурга, сочиненный нашими земляками - композитором Квашой и стихотворцем Панфиловым. Ну, вы, должно быть, слышали: "Санкт-Петербург - / Гордая белая птица./ Санкт-Петербург - / Бронзовый царь и царица. /Санкт-Петербург - / Славы российской столица. / Это частица, сердца частица, / Город наш, Санкт-Петербург..." И т.д. и т.п. Кстати, тут уместно вспомнить и федеральное: "От южных морей до полярного края / Раскинулись наши леса и поля. / Одна ты на свете! Одна ты такая! / Хранимая Богом родная земля". Согласитесь, есть какое-то неуловимое сходство? Одинаково хорошо ложится на музыку. И поется легко, вот что важно. И чеканно, чеканно!

Замечу, что в данном случае мы имеем дело не просто с гимном, а с диверсифицированным продуктом: гимн Кваши - Панфилова имеет несколько версий, специально адаптированных для разных аудиторий. Для торжественных мероприятий гимн записан в стилистике пионерского хора, для эдакого мужского рок-концерта версию записал сам Кваша, наконец, есть версия для FM-станций (кто там поет, виноват, не уследил). Трогательная деталь - версии гимна различаются не только исполнением, но текстологически. Вот последний куплет гимна: "...Мы всё куда-то спешим / Между великим и малым. / Любим и здесь же грешим. / Верим и рвемся к спасенью..." И т.д. и т.п. Но, как сообщили авторы гимна газете "Комсомольская правда", "в варианте, который записан детским хором.., [одна] строчка звучит иначе: "В поисках новых вершин верим и рвемся к спасенью". ... этот фрагмент будет исполняться на всех официальных мероприятиях. А "любим и здесь же грешим" - авторский вариант, балладный, для FM-радиостанций". Со слов авторов можно понять, что гимн одобрил сам губернатор Владимир Яковлев, а его одобрение, если я правильно понял авторов, является своего рода сертификатом качества не только для строительных проектов и прочих административно-хозяйственных дел, но и для гимна. Такой вот гимн - "под ключ". Уверен, с клипом проблем не будет.

Чего ждать от конкурса, объявленного ЗакСом? Жду конца света, и, увы, у меня для этого есть все основания. Вот, в свободное от основной работы время подхалтуриваю на одном из городских телеканалов как ведущий коротенькой вечерней программы. По роду деятельности часто приходится беседовать с представителями того, что социологи называют "городской элитой". На прошлой неделе интервьюировал депутата ЗакСа Евтухова. Спрашиваю заодно: а кто, с вашей точки зрения, мог бы написать такой гимн? Угадайте с трех раз, что ответил депутат! Ну? Нет, не Рацер и Константинов. Нет, не Кушнер, не, боже упаси, Стратановский... Вы догадались - Розенбаум. Конечно, кто же еще? И главным событием юбилейного праздника тоже будет концерт Розенбаума (зачем-то подверстывают туда Элтона Джона, но так, неуверенно). Спрашиваешь устроителей: а почему Розенбаум? Отвечают: ну, он такой петербургский. А Шевчук? Не такой петербургский. А БГ? БГ петербургский, но какой-то не такой. А Розенбаум - такой!

На сайте www.rozenbaum.ru написано: "Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано". Действительно, что-то сказано. Александр Яковлевич, смилуйтесь, не пишите гимна! А то хоть в петлю... Или на ресурс стихи.ру (генератор текстов).