Только для белых

Лизинг - прекрасное средство для того, чтобы отсталое российское предприятие превратилось в успешную и современную компанию. Но, для того чтобы получить это средство, предприятие сначала должно стать успешным и высокорентабельным

Отечественный лизинг родился 12 лет назад в Санкт-Петербурге. В апреле 1990 года была зарегистрирована первая российская лизинговая компания "Балтийский лизинг". В первые семь лет этот бизнес мало кого интересовал - приватизация, динамичные фондовые рынки, банковская деятельность были значительно привлекательней. Однако с 1997 года объем рынка лизинговых услуг в России стал ежегодно удваиваться. В 2001 году этот быстро развивающийся сегмент финансового рынка было уже невозможно не заметить, и с тех пор лизинговые компании стали попадать наряду с банками в число настоящих ньюсмейкеров. О лизинге стали говорить, что на этом рынке нет конкуренции, что финансовая аренда, то есть лизинг, - панацея для развития промышленности и лучший инструмент для оптимизации налогов компании. Все это так и не так. Лизинг - один из многих компонентов нормальной современной экономики. Бурный рост этого рынка действительно возможен, но только вслед за таким же динамичным ростом промышленных компаний.

История с географией

Как ни странно, лизинг существовал и в СССР. Через Внешэкономбанк, совзагранбанки и внешнеторговые фирмы - такие, как " Совкомфлот" или " Автоэкспорт", с Запада в страну ввозилось импортное оборудование. При участии совзагранбанков в Европе было даже создано несколько советских лизинговых компаний. По оценкам некоторых экспертов, объем лизинговых операций СССР составлял от 200 до 300 млн долларов в год. После появления первых частных лизинговых компаний в начале 90-х годов экономисты прогнозировали, что к 2000 году объем лизинговых сделок составит 20% от общей суммы инвестиций в экономику. Эти прогнозы не оправдались. У предприятий не было денег на перевооружение производств, а банки предпочитали высокодоходные операции на фондовом рынке. К тому же законные и прозрачные лизинговые операции оказывались невыгодными по сравнению с "серыми" схемами импорта оборудования, которые вполне допускались тогдашним законодательством.

В итоге к 1998 году объем лизинговых сделок в общей сумме инвестиций оценивался в 1%. Оживление рынка лизинга началось в конце 1999 года, когда продукция российских предприятий целого ряда отраслей промышленности (в первую очередь пищевой, полиграфической, деревообрабатывающей) стала конкурентоспособной и компании стали зарабатывать деньги для обновления производства. Сейчас объем лизинга составляет 4%-5% от общей суммы инвестиций, но эксперты предполагают, что при поступательном развитии экономики в обозримом будущем этот показатель может составить нечто среднее между уровнем европейских стран - 30%-40% и показателем стран Азии, где 80% инвестиций на модернизацию и создание производств проходит через лизинговые компании.

Северо-Западный регион считается одной из самых активных российских территорий с точки зрения развития лизинга. Точной статистики числа участников рынка и раньше-то ни у кого не было, а теперь, после отмены лицензирования, и подавно, но, по данным Северо-Западной ассоциации лизинга (СЗАЛ), в регионе находится более 270 лизинговых компаний, из них примерно треть - работающих и примерно шестая часть - активно работающих. Практически все "живые" фирмы расположены в Петербурге, местные компании есть также в Новгородской, Вологодской и Архангельской областях. Практически на всей территории Северо-Запада действуют филиалы трех крупнейших петербургских фирм - " Глобус-лизинга", " Балтийского лизинга" и " Балтинвеста", которые обслуживают наиболее значительные региональные контракты.

Странное слово

Лизинг - слово, скалькированное с английского, и, по существу, означает финансовую аренду, что часто оказывается значительно выгоднее простой покупки оборудования. По традиционной схеме сделки лизинговая компания покупает оборудование и отдает его в аренду предприятию (лизингополучателю), которое постепенно выплачивает ей стоимость оборудования и процент за товарный кредит. Право собственности остается у лизинговой компании и является залогом. Лизинговый контракт оказывается для предприятия выгоднее простой покупки, поскольку, во-первых, плата за использование арендованного таким образом оборудования относится на себестоимость продукции, что существенно снижает налогооблагаемую прибыль предприятия. Кроме того, закон разрешает применять к взятому в лизинг оборудованию трехкратно ускоренную амортизацию, что очень быстро делает его дешевле и, соответственно, налог на имущество меньше. Таким образом, предприятие, не тратя сразу денег на покупку техники, пользуется ею два-три года, пока она не будет на 100% амортизирована, а затем по остаточной стоимости выкупает это фактически еще малоизношенное оборудование в собственность. По оценке исполнительного директора СЗАЛ Татьяны Позняковой, кредитная ставка по лизинговым контрактам составляет 22%-27% годовых в рублях и 15%-18% годовых в валюте от остаточной стоимости оборудования, что приводит к его удорожанию в среднем на 30% в рублях и на 15% в валюте. Предприятие несет дополнительные расходы, которые, впрочем, вполне покрываются описанными выше налоговыми льготами.

Очевидно, что лизинг нужен предприятиям, не имеющим собственных средств на покупку оборудования. Но технику можно купить, просто взяв кредит в банке, и при этом не нужно будет платить дополнительный процент за услуги лизинговой компании, который составляет в среднем 2%-3% годовых. Правда, и налоговых льгот в виде отнесения платежей за оборудование на себестоимость и ускоренной амортизации в этом случае тоже не положено. Кроме того, банки все еще практически не дают кредитов на срок более двух лет. В то же время лизинговый контракт содержит инструмент для удлинения фактического кредитования предприятия, да и просто по закону не может быть короче срока трехкратной амортизации оборудования. "Лизинг - тот самый инструмент, который позволяет банкам при определенных условиях считать кредитный риск приемлемым для себя и вкладывать на сроки от 3 до 5 лет значительные средства", - считает заместитель председателя правления "МДМ Санкт-Петербург" Елена Угрюмова. Большинство лизинговых контрактов реализуется в течение 2-5 лет. Поэтому в каждом случае менеджеры предприятия решают, как покупать - через лизинг или в кредит, считая плюсы и минусы обоих вариантов.

Практически все компании практикуют и так называемый возвратный лизинг, при котором предприятие сдает свое оборудование в аренду лизинговой компании (фактически оборудование остается на предприятии, но права собственности на него временно утрачиваются), получая взамен оборотные средства. Возвратный лизинг очень похож на кредит, но, с точки зрения налогообложения, он также может оказаться более выгодным.

Все поделено, и всем хватает

Большая часть лизинговых компаний (и абсолютно все крупные) являются дочерними предприятиями коммерческих банков. Для закупки оборудования лизинговой фирме нужен финансовый ресурс, который должен быть либо собственным, либо взятым в кредит. Российские коммерческие банки, в свою очередь, готовы кредитовать лизинговую компанию лишь в том случае, если имеют на нее влияние. Некоторые банки (например, МЕНАТЕП-СПб, Инкасбанк, Телекомбанк) не имеют дочерних лизинговых структур, но проводят сделки через постоянных партнеров, которые, как правило, связаны с акционерами банка или банковским холдингом.

На Западе существуют довольно крупные лизинговые компании с собственным ресурсом, но в России примеров инвестиций в капитал таких фирм практически нет. В Петербурге можно отметить лишь единичные случаи западных инвестиций при создании компаний " Дельта-лизинг", " Микролизинг", " КМБ-лизинг", " Райфайзен-лизинг". В июне этого года частная петербургская фирма "Балтийский лизинг" впервые получила 2 млн долларов кредита от Международной финансовой корпорации.

По оценкам экспертов, "банковские" лизинговые компании занимают от 40% до 60% рынка. Изначально они создавались коммерческими банками вовсе не как отдельный бизнес, а как маркетинговый инструмент для привлечения клиентов. "Перед нами ставилась задача предоставления этой специальной услуги клиенту банка для того, чтобы они не искали эту услугу на стороне", - заявил директор "БАЛТОНЭКСИМлизинга" Андрей Донченко. Некоторые, даже крупные, фирмы и сейчас позиционируют себя "при банке". Генеральный директор "Балтинвеста" Сергей Гаврилов считает, что компании незачем себя отдельно рекламировать: "Мы работаем с одной и той же клиентской базой. Наши новые клиенты должны сначала открыть счет в банке". В то же время многие "банковские" фирмы все чаще рассматриваются не только как дополнительный банковский инструмент, но и как самостоятельный бизнес в финансовом холдинге, от которого требуют отдельного дохода. Коммерческий директор "Балтийского лизинга" Владимир Наймарк уверен, что эта компания всегда рассматривалась не как подразделение банка, а как структура, которая делает самостоятельный бизнес и несет ответственность перед ним. Маркетинговая политика этих фирм существенно различается, и в итоге при сопоставимых суммах лизинговой задолженности одна компания может иметь 700 договоров, а другая только пять. За последний год обороты "банковских" лизинговых фирм существенно выросли (см. диаграмму).

На рынке также представлены лизинговые компании, созданные производителями и дилерами оборудования, как, например, "Volvo-лизинг". Их основная задача - продать оборудование, и лизинговая схема рассматривается здесь как специальное предложение для покупателя. По некоторым оценкам, такие фирмы могут занимать до 25% рынка.

Еще одну группу составляют независимые лизинговые компании, или "условно независимые", так как многие из них опосредованно связаны с финансовыми группами, в состав которых входят банки. Число их весьма велико, особенно на Северо-Западе, но лидеры рынка пока их не воспринимают как конкурентов. По количеству сделок они могут занимать до 40% рынка, но в стоимостном выражении их доля, по разным оценкам, колеблется от 5% до 15%. Не имея постоянного банковского ресурса, независимые лизинговые компании находятся в постоянном поиске не только клиентов-предприятий, но и денег. При этом, пытаясь организовать кредитование под "хорошего" клиента в коммерческом банке, они рискуют, ведь банк будет стремиться получить лизинговый доход на свою дочернюю компанию. В то же время фирмы, которые за несколько лет накопили хорошую собственную кредитную историю, завоевали доверие менеджеров банков и имеют диверсифицированный и устойчивый портфель заказов, вполне успешно работают в сегменте обслуживания среднего бизнеса. "Козыри таких фирм - мобильность, гибкость и эксперимент", - считает директор компании " РТ-лизинг" Сергей Силинг.

Существует ли конкуренция на рынке лизинга? Это зависит от точки зрения. Практически все участники рынка согласились бы с генеральным директором "Глобус-лизинга" Михаилом Рыбаковым, что "рынок лизинговых услуг пока необъятен, и каждая компания успешно занимает свою нишу, а конкуренция начнется, когда число реально работающих компаний в Петербурге приблизится к сотне". Однако все участники признают, что за крупные контракты уже сейчас ведется активная борьба ведущими лизинговыми фирмами. Списки крупных клиентов десятка ведущих лизинговых компаний города довольно точно повторяют картину распределения "хороших" клиентов по коммерческим банкам, что вполне оправдано: понятная для банка кредитная история сделает его более сговорчивым при рассмотрении лизингового проекта. В то же время за крупные проекты перевооружения предприятий между "банковскими" лизинговыми компаниями разгораются битвы, спровоцированные самими клиентами. Многие из них три года назад с трудом понимали, что такое лизинг, а сегодня предприятия проводят тендер между лизинговыми фирмами, стремясь найти более выгодные условия контракта. Реальная конкуренция начинается по проектам от одного миллиона долларов, и развитие конкурентной среды постепенно приводит к выравниванию ставок дохода лизинговых компаний и постепенному снижению рентабельности этого бизнеса.

Контрверсия

Если представителя лизинговой компании спросить, что такое лизинг, то можно услышать два типичных ответа. Часть специалистов в первую очередь скажет, что это "лучшее средство модернизации производства и выход из технологического кризиса для российских предприятий", другие - что это "прекрасный инструмент для оптимизации налогов". Эти ответы весьма показательны и отражают не только две основные роли лизинга в экономике, но и два основных направления развития лизинговых компаний.

Лизинг на самом деле является прекрасным инструментом налогового планирования благодаря тем замечательным особенностям, о которых уже говорилось выше. До начала этого года действовала льгота по налогу на прибыль, которая распространялась на капитальные вложения предприятия, и по сравнению с этой льготой преимущества лизинговых сделок оказывались недостаточно хороши. Однако после введения в действие с начала этого года 2-й части Налогового кодекса лизинг остался фактически единственным способом льготирования капитальных затрат, который легально санкционирован государством. Понятно, что хороший бухгалтер всегда найдет способ отнести на себестоимость и деньги из оборотного капитала, потраченные на покупку основных средств, но, раз уж дана возможность налогового планирования через лизинговые схемы, очевидно, что предприятия будут достаточно широко ею пользоваться для повышения рентабельности своих проектов. Пример тому - появление ситуаций, когда вполне успешное предприятие, имея собственные средства на покупку нового оборудования, специально фондирует лизинговую компанию для того, чтобы она провела затем сделку с этим же самым предприятием. В этом случае оно должно заплатить комиссию лизинговой фирме, но в итоге все равно получает выгоду за счет оптимизации налогообложения. С начала этого года крупные промышленные предприятия стали значительно чаще обращаться в свои банки за консультациями по поводу организации собственной лизинговой компании. Следует ожидать, что такие фирмы будут рано или поздно созданы при любом крупном промышленном предприятии, которому произвести лизинговую услугу будет дешевле, чем купить ее. Обращаться на рынок за кредитом или лизингом они будут лишь в том случае, если им на самом деле потребуется инвестиционный ресурс. Таким образом, та часть лизинговых сделок, которая направлена исключительно на оптимизацию налогообложения, в перспективе может обслуживаться дочерними лизинговыми компаниями промышленных холдингов, а также независимыми лизинговыми фирмами, которые при отсутствии должного ресурса фактически будут превращаться в консалтинговые структуры.

Однако государство, сознательно льготирующее лизинговые контракты, делает это вовсе не для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу. Совсем наоборот. С точки зрения государства, идеология введения налоговых льгот для лизинга - это облегчение инвестиций для перевооружения российских предприятий, что в конечном итоге должно обеспечить развитие этих компаний и рост налогооблагаемой базы. Этот чисто инвестиционный сегмент поля действия лизинга - не только основной по сути, но и потенциально очень широкий. По оценкам экспертов, износ основных фондов предприятий Северо-Западного региона составляет 60%-70%, а процессы старения оборудования на 5%-10% отстают от процессов обновления. По оценке Михаила Рыбакова, инвестиционная емкость промышленности Петербурга колеблется от 800 тыс. до 1,5 млрд долларов ежегодно, а по Северо-Западу она в два-три раза больше. Калининграду нужно обновлять флот, Мурманску - рыбопереработку, Пскову - предприятия электроники, Новгороду - химический комплекс, Карелия и Архангельск ждут перевооружения ЦБК.

По данным экспертов, в ближайшие годы основными потребителями лизинга в регионе должны стать горно-добывающая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, электроэнергетика, связь, транспорт и строительство, судостроение, легкая и пищевая отрасли. Предприятия этих сфер стабильно развиваются, приобретают возможности для модернизации производства и используют лизинг, который, в свою очередь, позволяет быстрее окупить проекты этих компаний и, таким образом, содействует их росту.

Это нужно заслужить

Масштабы износа основных фондов и преимущества лизинга могли бы дать возможность говорить о том, что этот рынок в ближайшие годы ожидает еще более резкий рост. Однако существует несколько факторов торможения этого бизнеса. Во-первых, все еще остаются проблемы в законодательстве. В частности, лизинговое законодательство противоречит некоторым статьям Гражданского кодекса, что создает довольно серьезные юридические угрозы для участников рынка. Во-вторых, несмотря на значительное улучшение ситуации с восприятием лизинговых контрактов, не все менеджеры используют долгосрочное планирование и представляют себе лизинг так же хорошо, как кредит. В-третьих, сохраняются значительные макроэкономические риски российской экономики, которые делают опасными долгосрочные активные операции кредитных учреждений, и банки все еще не предоставляют достаточный объем "длинного" ресурса.

Кроме того, из общего числа промышленных предприятий определенная часть компаний фактически отодвинута от возможности использования лизинга. Это в теории лизинг тем и хорош, что переданное оборудование само является залогом, а на практике возврат этого оборудования в случае неплатежеспособности предприятия изрядно затруднен, несмотря на то, что все права собственности находятся в руках лизинговой компании. "По закону изъятие этого оборудования - бесспорное, но на практике это сложный процесс, часто с привлечением судебных органов", - считает Татьяна Познякова. Для изъятого оборудования нужно искать покупателя (и хорошо еще, если оно стандартное), при этом парк вторичной техники развит недостаточно, а производители оборудования всегда крайне неохотно соглашаются на договоры об обратном выкупе техники в случае неплатежеспособности клиента.

Все лизинговые компании стремятся защититься от этих рисков, страхуя сделки, во-первых, и обеспечивая себе дополнительные гарантии, во-вторых; 90% таких фирм при заключении контракта берут дополнительный залог (который нужно еще иметь) или авансовый платеж с предприятия в сумме от 15% до 30% стоимости контракта. Кроме того, при рассмотрении контракта они обязательно учитывают общее финансовое состояние предприятия и соглашаются на контракт лишь в том случае, если уверены, что оно имеет достаточно источников возврата и сможет отдать кредит за счет других направлений своей деятельности, а не только за счет дохода, полученного на новом оборудовании. Круг надежных заемщиков формируется постепенно, но еще весьма ограничен. Совсем молодые компании, не имеющие кредитной истории, неуспешные компании и фирмы, работающие "в черную", без легальных счетов и оборотов, малый бизнес, который часто начинается с нуля и долго остается "в тени", вряд ли будут включены в списки клиентов какой-нибудь лизинговой компании. "Мы вряд ли дадим кредит новой компании или под проект start-up, который не замкнут на текущий бизнес компании", - отмечает Дмитрий Шевелев, начальник отдела кредитного финансирования филиала Альфа-банка. Убыточным и низкорентабельным предприятиям бесполезны государственные льготы по лизингу. Для быстрого накопления амортизационного фонда нужна высокая рентабельность производства, обеспечивающая значительную прибыль, которая и будет с пользой перенесена в амортизационный фонд. Если предприятие низкорентабельно и не зарабатывает прибыль, то ничем не пополняемое выбытие основных фондов приведет к уменьшению капитала предприятия и только затормозит его развитие. Таким образом, прекрасный инструмент - лизинг не спасет плохую компанию, потому, прежде всего, что она его не получит, и еще потому, что он ей не нужен.

Диктатура производства

По оценке экспертов, ежегодный существенный рост рынка лизинга может сохраниться еще как минимум до 2005 года, когда он имеет шансы достигнуть 30% от суммы инвестиций. До определенного предела рост лизингового бизнеса действительно может опережать рост промышленных компаний (как это происходит сейчас): просто потому, что работает эффект отложенного спроса, который "выстрелил" в тот момент, когда сложились благоприятные условия: приемлемое законодательство, политическая и экономическая стабильность, низкие рыночные ставки и оптимистические ожидания инвесторов. Однако затем динамика роста должна неизбежно замедлиться и прийти в соответствие с ростом объема бизнеса промышленных предприятий. Наивно было бы предполагать, что лизинг сам по себе подтолкнет или простимулирует развитие промышленности. Он лишь отражение потребностей предприятия, и если у компании нет рынка сбыта, то никакими кредитами и низкими ставками не заставишь ее обновлять основные средства. Каждое конкретное промышленное предприятие не сможет взять на себя больше кредитных рисков, чем позволяет его бизнес-процесс. Все компании вместе нарисуют контуры российского рынка лизинговых услуг, исходя из своих возможностей.

Санкт-Петербург

От клиентов нет отбоя

По данным СЗАЛ, 48% лизинговых сделок совершается с автотранспортом, 39% - с производственным оборудованием, оставшуюся группу составляет телекоммуникационное, торговое оборудование и спецтехника. Практически все лизинговые компании являются универсальными, то есть работают по широкому спектру оборудования и с российскими, и с зарубежными поставщиками. В лизинг продают все - от стоматологических кресел и грузовиков до заводов. Например, "Глобус-лизинг" закупил оборудование по производству тетрадей для Каменногорской фабрики офсетных бумаг, "Балтийский лизинг" приобрел завод для производства широкоформатной фанеры для ОАО "Усть-Ижорский фанерный комбинат", " Петроконсалт" купил бетонный завод для дорожного строительства, "Интерлизинг" - автокран производства Liebherr для столичной компании "Мостотрест", "Балтинвест" - оборудование для сети ресторанов "Пицца хат", "БАЛТОНЭКСИМлизинг" осуществил поставку пяти парогенераторных турбин, специально изготовленных на Калужском трубном заводе, для модернизации городских котельных, "Альфа-лизинг" поставил технику на Охотские карьеры компании "Полиметал", "МЕНАТЕП-СПб" профинансировал оборудование для терминала жидких грузов компании "Электронкомплекс".

По оценке Сергея Гаврилова, популяризации лизинга среди руководства предприятий значительно способствует предоставление в лизинг легковых автомобилей, когда менеджеры могут на небольших суммах отработать все параметры и процедуры лизинговых сделок.