На фоне высочайших речей о "диктатуре закона" и повышении инвестиционной привлекательности российской экономики в стране продолжается "черный передел" собственности. До недавнего времени наибольшей популярностью среди любителей поживиться чужой собственностью пользовался закон "О банкротстве". Поднявшаяся в обществе волна протеста, по-видимому, заставила грабителей искать другие способы. Самый распространенный сейчас - "миноритарный беспредел", основанный на несовершенстве закона "Об акционерных обществах".
Вообще говоря, механизм давления миноритария на основного акционера пришел с Запада, где он используется главным образом для того, чтобы вынудить мажоритарного акционера, несущего основные риски, приобрести пакет акций миноритария по завышенной цене. Существует даже термин для такого рода деятельности - гринмэйл (greenmail).
На российской почве этот механизм приобрел национальные особенности - для усиления эффекта используют корыстолюбие чиновников, в том числе и судейских. Находят гражданина, владеющего хоть одной акцией нужного предприятия (или просто покупают акцию на его имя), и уговаривают его (чаще - за хорошие деньги) подать в суд на АО за нарушение своих прав акционера. Повод обычно найти нетрудно. Суды признают таковым даже сомнительное увольнение генерального директора АО, не говоря уж о подозрениях в сокрытии от акционеров прибыли или совершении ошибки при приватизации. Надо только обосновать в иске, что данное нарушение могло причинить вред акционеру.
Особая привлекательность этого способа для интересантов заключается в том, что такого рода дела до последнего времени разбирал не арбитражный, а "народный" суд (общей юрисдикции), причем по месту проживания истца. В силу сложившейся практики народные суды склонны отдавать предпочтение гражданам в их спорах с хозяйствующими субъектами, особенно если суд находится в российской глубинке, а предприятие - на другом конце страны. В такой ситуации обеспечить нужные организаторам процесса решения суда обычно не составляет большого труда и значительных финансовых затрат. Зачастую судьи даже готовы не слишком точно соблюдать процедуры, из-за чего аргументы истца детально не изучаются, а сам суд может пройти вообще без ведома ответчика.
Все эти возможности активно используются в участившихся в последнее время историях с самыми разными предприятиями - целлюлозно-бумажными комбинатами (Архангельским, Братским и др.), крупнейшим в Петербурге тепличным хозяйством "Лето"... Решение по Архангельскому ЦБК было вынесено 30 апреля нынешнего года в Приморском крае по иску жителя тамошнего села Анучино. Руководство Братского ЦБК было в декабре прошлого года отстранено решением нижегородского суда, а 7 августа суд города Усолье Иркутской области по иску его жителя, владеющего всего одной тысячной частью акций фирмы "Лето", остановил работу ее генерального директора и наблюдательного совета, наложив к тому же и арест на имущество предприятия. Сейчас разгорается новый скандал. Миноритарный акционер Оленегорского ГОКа Сергей Дуванов подал в народный суд города Липецка иск на одного из крупных акционеров комбината - компанию "Северсталь-ресурс". В результате судебные приставы Мурманска блокировали собрание акционеров ГОКа.
На то, что все эти дела заказные, указывают многозначительные странности. Так, известно, что анучинский пенсионер Николай Мажарин подал иск на Архангельский ЦБК почти сразу же (через пять дней) после приобретения акций комбината. К тому же в телефонной беседе с журналистами прямо признался, что слабо знаком с деталями собственного иска. Кроме того, как сообщает агентство "Росбалт", недавно появившиеся два других иска к этому же ЦБК - от Татьяны Дворяк из Абакана и Сергея Агапова из Орла, - требующие уже ареста акций комбината,совпадают даже текстуально. А суд над фирмой "Лето", во-первых, прошел без ведома ответчика, а во-вторых, само рассмотрение дела "народным" судом противоречило вступающему в силу новому Арбитражно-Процессуальному кодексу, согласно которому любые иски к предприятиям подаются в арбитражи по месту их регистрации.
Вообще, судя по тому, как активно осваивается российским бизнесом новый метод (за миноритарными акционерами всегда стоят компании) и как нахально ведут себя его участники, в том числе и госслужащие, все эти люди совершенно не боятся "диктатуры закона", обещанной Президентом Путиным. Одни суды открыто выносят очень странные, мягко говоря, решения. Постановления других судов нахально не исполняются. Собрания акционеров проводятся с вопиющими нарушениями закона. И все это совершенно безнаказанно. Даже когда в редких случаях действия должностных лиц признаются незаконными, никаких оргвыводов не делается.
Понятно, что при такой всеобщей безнаказанности "миноритарный беспредел" будет нарастать. Пока этому не препятствует ни судебная реформа, никак не отражающаяся на повышении ответственности судей, ни забота бизнесменов-грабителей о своей репутации. На Западе людям, проворачивающим такие аферы, никто руки бы не подал (не говоря уж о деловом сотрудничестве), а у нас - хоть бы что. Впрочем, и это объяснимо: хорошая репутация еще не стала в России капиталом - ни экономическим, ни политическим. И пока это продолжается, ни настоящие инвестиции, ни, вообще, благополучие нам не светит.