Специалисты в дефиците

Москва, 28.10.2002
«Эксперт Северо-Запад» №40 (101)
Петербургские рекрутинговые агентства теперь борются не за нанимателей, а за кандидатов

В новейшей российской истории немало примеров того, как предложение рождает спрос и формирует рынок. Рекрутинговый бизнес, появившийся в России 10 лет назад, не исключение. И если на заре своего появления участникам этого рынка приходилось заниматься ликбезом потенциальных клиентов-работодателей, то теперь им приходится решать совсем другую проблему. Нехватка специалистов-соискателей заставляет консультантов по персоналу работать быстрее, а при поиске специалистов в некоторых отраслях использовать технологии head hunter.

В основе этих изменений лежит целый ряд причин, и в первую очередь это принципиально новые требования к кандидатам со стороны работодателей. Отечественные компании, которые на протяжении последних двух лет не только поддерживают рекрутинговый бизнес заказами, но и обеспечивают его развитие, приняли на вооружение принцип "кадры решают все". Результат не заставил себя ждать. Оценивая перспективы развития рынка по подбору персонала, специалисты считают, что в ближайшей перспективе он может вырасти в 5-10 раз. Впрочем, вопрос, когда именно это произойдет, они пока оставляют без ответа.

Кто-то уходит...

Несколько последних лет рынок услуг по подбору персонала растет очень высокими темпами. Достаточно сказать, что в Петербурге на данный момент работает порядка 150 фирм, позиционирующих себя как кадровые агентства, в то время как еще в 1995 году их было не больше 50. К тому же практически ежемесячно перечень фирм по подбору персонала обновляется за счет четырех-пяти новых компаний. Такое положение дел объясняется не только высокой привлекательностью этого бизнеса, но и сравнительно невысокой стоимостью "входного" билета на рынок. "Для того чтобы получать стабильный, но невысокий доход, необходим стартовый капитал от 5 тыс. до 10 тыс. долларов", - говорит директор агентства "Арес" Владислав Горденко. Правда, отдачу эти деньги смогут начать приносить не раньше чем через год, что часто не оправдывает ожиданий инвесторов, а потому вместе с появлением новых игроков с рынка уходит каждый второй из ранее заявивших о себе рекрутеров.

Казалось бы, большое число участников рынка должно было бы обеспечить высокое качество услуги. Однако, по оценке директора компании " О.С.В. - Персонал" Ирины Петрищевой, из обозначенных 150 компаний, работающих на рынке труда (как рекрутинговых агентств, так и фирм по трудоустройству), реально работают не более 100. При этом около 50% из них занимаются чисто механической работой по состыковке объявлений работодателей и кандидатов. Как считает региональный директор по Северо-Западу России компании Kelly Services Ирина Тамбовская, ключевую роль на рынке Санкт-Петербурга играют семь - максимум десять компаний. Как правило, это фирмы, созданные в начале - середине 90-х годов, которые сумели не только пережить последствия кризиса и сохранить существующих клиентов, но и привлечь новых. Такие компании совершенствуют качество предоставляемых услуг и создают новые сервисные линии. Это позволяет комплексно решать задачи клиентов и быть на плаву во все обостряющейся конкурентной среде.

Как считает ведущий специалист, руководитель отдела по работе с внешними клиентами компании STAFF International Наталия Суровцева, одним из факторов успешности для них стала репутация, сформированная благодаря качеству и скорости выполняемых услуг, наличие постоянных клиентов и регулярное обращение новых вследствие рекомендаций.

В поисках "голов"

Одной из серьезнейших проблем растущей российской экономики стал дефицит кадров. Времена, когда на рынке было много квалифицированных специалистов, остались в прошлом. Естественно, что это не могло не сказаться на рекрутинге. Проблема нехватки качественного персонала грозит поставить под угрозу те темпы развития рынка, которые были заданы в последние два года. Теперь, как говорит Наталья Суровцева, консультантам по персоналу приходится выстраиваться в очередь к кандидатам. Скорость предоставления клиенту резюме специалиста становится инструментом конкуренции. Как считает Ирина Петрищева, дефицит соискателей объясняется, с одной стороны, повышением требований к ним со стороны работодателей, а с другой - возросшим уровнем запросов кандидатов. "Кризис 1998 года показал, что квалифицированный и грамотный персонал может вытащить компанию из самой сложной ситуации, и это наложило отпечаток на рынок рекрутмента", - считает управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Boyden Global Executive Search Юлия Никитина.

Дефицит квалифицированных кадров позволяет претендентам при выборе работы обращать внимание на такие моменты, как возможности карьерного роста, повышения квалификации, расширения сферы ответственности. Особенно актуальны эти аргументы для "белых воротничков". Учитывая, что бизнес большинства рекрутеров строится за счет подбора специалистов этого уровня, их обеспокоенность дефицитом таких кадров вполне объяснима.

Не только иностранцам

Недавно региональная Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) провела исследование. В его основу легла информация, предоставленная 22 фирмами, которые, по оценке директора рекрутингового агентства Personnel Services Алексея Чуркина, составляют две трети от общего количества стабильных и успешных компаний. По данным исследования АКПП, основная доля вакансий, которую закрыли рекрутеры Петербурга в 2001 году, пришлась на специалистов по продажам и закупкам (24%), еще 18% - на менеджеров в сфере экономики и финансов, и около 14% - на административный персонал.

Показательно, что если в прошлом основной объем заявок формировался за счет иностранных компаний и совместных предприятий, то сейчас доля отечественных заказчиков у большинства рекрутинговых агентств превалирует, а специалистам по подбору персонала приходится подстраиваться под их требования. Если для западных фирм характерен формализованный подход к кандидатам, то внимание отечественного бизнеса акцентируется в большей степени на человеческих качествах соискателя, таких как инициативность, гибкость и амбициозность.

Также исследование АКПП показало, что специализация среди рекрутеров получает более отчетливые черты. "О функциональной специализации агентства можно серьезно говорить, если какая-либо профессиональная группа превышает 25-30% от общего числа выполняемых заказов", - считает Алексей Чуркин. И таких компаний на петербургском рынке рекрутинга уже немало. В частности, на подборе менеджеров по продажам и закупкам специализируются агентства " Арес" (50% всех заказов), Personnel Services (38%), " Алмаз" и PAI Personnel (30%). На поиск персонала для финансово-экономического сектора сориентировано агентство EMG Professionals, в портфеле заказов которого 30% заявок приходится на специалистов этой сферы экономики. Подбор административного персонала - "конек" фирм STAFF International и "Эврика", а в сфере поиска персонала для производства и строительства специализируются такие агентства, как PAI Personnel (30%) и " Лехто-Консторг" (26%).

В последнее время одним из серьезнейших направлений развития рекрутингового бизнеса становится не просто поиск подходящей для клиента кандидатуры, а предоставление ему ряда консалтинговых услуг. Особенно серьезно эта тенденция проявилась после кризиса 1998 года. Наталья Суровцева считает, что на данном этапе консалтинг пользуется стабильным спросом среди клиентов-работодателей.

Как показывает исследование АКПП, из 22 активных участников рекрутингового рынка 14 оказывают информационные услуги, девять предлагают своим клиентам проведение тренингов (как правило, для HR-менеджеров работодателей), шесть проводят психологическое консультирование и тестирование, пять занимаются кадровым консалтингом, а четыре - готовят обзоры зарплат.

Примечательно, что политика рекрутеров в этом направлении может заметно различаться. Например, "АНКОР" регулярно готовит обзор зарплат по петербургскому рынку труда, в который входит свыше 100 позиций, и продает его всем желающим. В Kelly Services придерживаются иной тактики и готовят аналогичные исследования на заказ для отдельных клиентов.

Виват индустриализация!

Благополучие рекрутеров во многом построено на динамике развития их клиентов. Рост спроса на услуги консультантов по персоналу, которым были отмечены 2000-2002 годы, стал возможным благодаря активному строительству в регионе крупных производств. Это и завод Ford, и мебельная фабрика "Сведвуд" в Тихвине, и расширение уже действующих промышленных предприятий. В совокупности они обеспечили рекрутерам неплохие показатели работы. Например, такие лидеры рынка, как "АНКОР" и Kelly Services, занимались полным укомплектованием штатов открывающихся заводов. "Рекрутеры завязаны на бизнесе, как и другие сферы B2B. Сейчас, когда идет бурный процесс развития отечественной экономики, когда она выходит на цивилизованный уровень, потребность в качественном персонале растет, и это идет на пользу профессиональным агентствам", - говорит региональный управляющий компании The Russian Connection Павел Ишанов.

Как утверждает Ирина Петрищева, работодатели стали лучше понимать суть рекрутинговой услуги, приняли ее и, что самое главное, готовы за нее платить. В крупных компаниях появляются собственные отделы по работе с персоналом, составляющей частью их стратегии развития становится управление людскими ресурсами. В большинстве случаев рекрутеры и менеджеры по персоналу (HR-менеджеры) работают как партнеры и в бюджетах соответствующих отелов "продвинутых" компаний предусмотрены расходы на оплату услуг агентств по подбору персонала.

Специалисты считают, что у петербургского рынка есть задел для роста - местный бизнес еще не удовлетворил свою потребность в качественном персонале, и что постепенно доля менеджеров, подобранных за счет использования родственных и дружеских связей, уменьшится.

Санкт-Петербург

Структура клиентов агентства
Количество и структура вакансий, закрытых агентством в 2001 году

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (101) 28 октября 2002
Большой теннис
Содержание:
Реклама