Привычное дело

В свое время царь Мидас превращал все, к чему прикасался, в золото. Точно так же, одним своим прикосновением к бюджетным деньгам, чиновники комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Санкт-Петербурга умудряются сделать так, что они испаряются. Ярким свидетельством их чудодейственных способностей являются манипуляции, производимые со средствами, выделяемыми городом на поддержку малого предпринимательства.

Проверка контрольно-ревизионного управления комитета финансов городской администрации показала, что из 23,2 млн рублей, предусмотренных бюджетом 2001 года на поддержку малого предпринимательства, нецелевым образом было использовано 14,7 млн рублей. Впоследствии удалось доказать, что часть этих миллионов использовалась по назначению, но тем не менее очевидно, что кпд программы оказался явно ниже, чем аналогичный показатель паровоза Джефферсона.

Ничуть не лучше обстоит дело и с деньгами, выделенными городом в этом году. Затянув до ноября проведение конкурса среди соискателей бюджетной поддержки, руководители КЭРППиТ поставили под угрозу срыва реализацию программы. Дело дошло до того, что комитет финансов одно время вообще отказывался выделять на программу хоть какие-нибудь средства. Городские финансисты справедливо полагали, что в оставшееся время объективного распределения (и уж тем более нормального их освоения) не получится. Единственное, на что хватит времени и желания у благодетелей малого предпринимательства, так на то, чтобы выделенные деньги "освоить".

Тем не менее конкурс все же состоялся. К сожалению, как и предполагали пессимисты, его итоги оправдали самые худшие прогнозы. 76,5 млн рублей, выставленных 15 лотами, разошлись среди 11 фирм-победителей, большинство из которых, как утверждается в статье Игоря Архипова в "Петербургском Часе пик" (ПЧП), неизвестно ни широкой общественности, ни городскому деловому сообществу. Как считает ПЧП, деньги, что называется, "разошлись по своим". Председатель конкурсной комиссии Людмила Некрасова, комментируя результаты, так и сказала: мол, в этом году деньги поделили "по-братски". Кстати сказать, фрейдистские оговорки (помните про ослиные уши вышеупомянутого царя Мидаса?) вообще характерны для чиновников КЭРППиТ. "Малый бизнес - это такой вид бизнеса, которым в той или иной степени занимаются все служащие нашего комитета", - рассказал корреспонденту "Делового Петербурга" первый заместитель КЭРППиТ Юрий Раков. Ну и, естественно, раз это так, то кому, как не самим себе, и выделять средства, предназначенные для поддержки малого предпринимательства.

Почти половина бюджетных средств из бюджетной копилки (около 1 млн долларов) досталась некоему ООО "НС информ консалтинг". Об этой компании петербургским СМИ достоверно известно только то, что она совместно с торговым комплексом "Сенная" намерена строить спортивно-развлекательный комплекс "Боулинг-сити". Эта "бедная" фирма готова инвестировать в проект 3 млн долларов. Не поскупились чиновники и на поддержку фермерских хозяйств, выделив селу, видимо для посадок по снегу, 7 млн рублей.

В общем, вся эта история только укрепляет наблюдателя во мнении, что стимулирование развития бизнеса через прямую финансовую подпитку избранных хозяйствующих субъектов лишь порождает коррупцию и вовсе не дает никакого эффекта для городской экономики. Позволить себе целевую помощь могут лишь богатые страны с устоявшейся системой взаимоотношений бюрократии и бизнеса, где существует эффективный общественный контроль за деятельностью власти. В подобных странах одно упоминание в прессе о неблаговидных деяниях порой заставляет чиновника подавать в отставку. В системе же, где царит откровенный произвол чиновников при полном отсутствии ответственности за содеянное, выделение денег не только не решает проблему создания благоприятного делового климата, но и подтачивает основы государственного устройства через рост недоверия общества к его институтам.

В этих условиях если что и требуется от властей, чтобы облегчить нелегкую жизнь малого предпринимательства, так это не мешать ему работать - то есть обеспечить создание понятных, предсказуемых правил существования бизнеса, в том числе в его взаимоотношениях с властью. Разумная налоговая политика, минимизация бюрократических процедур, защита от произвола чиновников, равные условия доступа на рынок - вот, в принципе, и все, в чем нуждается малое предпринимательство.

Интересно, что федеральные чиновники (по крайней мере какая-то их часть) вполне это осознают. В государственном бюджете 2002 года для федерального Фонда поддержки малого предпринимательства было предусмотрено всего 20 млн рублей - в масштабах страны сумма просто смешная. При этом министр финансов РФ Алексей Кудрин так прямо и заявлял о нецелесообразности прямой финансовой подпитки малого бизнеса. Жаль, что эта истина до чиновников Петербурга пока не доходит. Отказ от неэффективных форм поддержки в виде бюджетных субсидий и кредитов пока абсолютно не вписывается в привычную для городских начальников логику.