Перспективная модель

Интеграция бирж Латвии и Эстонии в европейскую фондовую систему должна повысить степень доверия инвесторов к рынкам Балтии

Стало известно о предстоящем объединении фондовых бирж Финляндии, Эстонии и Латвии. HEX Group (нынешний владелец Хельсинкской биржи, 64% Таллинской биржи и 92,98% Rigas Fondu birza) планирует до мая 2004 года объединить в единую торговую площадку латвийскую, эстонскую и финскую биржи. Как сообщает латвийское информационное агентство LETA, руководитель HEX Group Юкка Руска обозначил цель своего концерна как "превращение Латвии и Эстонии, к моменту их вступления в ЕС, в единый с точки зрения клиента рынок".

По словам вице-президента Балтийского отделения HEX Group Герта Тийваса, новый владелец намерен вложить в каждую из приобретенных им бирж (в Риге и Таллине) по несколько миллионов латов (1 лат - около 2 долларов США). Эти деньги предназначаются как на покупку акций самих бирж, так и на финансирование установки новой торговой системы. В настоящее время специалисты выбирают подходящую модель. В первую очередь речь идет о торговой системе для Rigas Fondu birza (RFB), которая сейчас функционирует по французскому образцу, заметно отличающемуся от моделей, принятых в странах Северной Европы.

Первые успехи

Финансовый эксперт Baltijas Tranzitu banka (Латвия) Янис Нейманис считает, что объединение облегчит работу всех участников рынка ценных бумаг. До сих пор, по его выражению, эстонские инвесторы всегда смотрели в сторону латвийского рынка, и наоборот, в то время как финский рынок значительно шире каждого из них и там гораздо больше возможностей.

В отличие от RFB Таллинская фондовая биржа была приобретена HEX еще полтора года назад, а в феврале прошлого года была интегрирована в торговую систему Хельсинкской биржи. Поэтому в эстонской столице уже говорят не о планах, а о реальных достижениях и первых позитивных результатах. Так, заведующая отделом рыночных исследований и внешних связей Таллинской биржи Эва Палу сообщила корреспонденту "Эксперта С-З", что за год, прошедший после начала слияния эстонского и финского рынков ценных бумаг, заметно возросло количество зарубежных акционеров самой биржи. Так, если к моменту объединения их было примерно 70-75%, то сегодня - уже 80%. "Конечно, кому-то такое увеличение может показаться не очень впечатляющим, однако этот рынок весьма инертен и консервативен, и для нас даже 5% роста очень многое значат", - прокомментировала Эва Палу приведенные цифры.

С выходом на Хельсинки эстонские биржевики получили прямые контакты с пятью новыми брокерскими фирмами-операторами, что дает возможность из Таллина в режиме он-лайн работать с ценными бумагами практически на всех крупнейших биржах мира, включая Лондонскую фондовую. Правда, сегодня в Эстонии еще не так много предприятий, чьи акции котируются хотя бы на местной бирже. Однако ее оборот за прошлый год составил 260 млн евро, что равняется 10% годового бюджета эстонского государства.

К единому пространству

По мнению местных биржевиков, объединение с соседями придаст новый вес котируемым на бирже ценным бумагам, в первую очередь - в глазах пенсионных фондов, действующих в стране. Сегодня уже 200 тыс. жителей Эстонии присоединились к так называемому второму столпу пенсионного страхования, прибыльность которого напрямую зависит от доходности ценных бумаг, в которые через фонды вкладываются деньги населения. Интеграция Таллина в европейскую биржевую систему должна, как надеются специалисты, повысить степень доверия вкладчиков к находящимся в обороте ценным бумагам.

Конечно, считает Эва Палу, необходимо активнее продвигать возможности эстонского фондового рынка в той же Финляндии, жители которой пока мало информированы о возможностях южного соседа. В качестве иллюстрации она приводит такой пример: "Многие финны, а их ежегодно в Эстонии бывает около двух миллионов, хорошо знают марку пива Saku, однако далеко не все они осведомлены о том, что могут теперь через биржу в Хельсинки приобрести акции Сакуского пивного завода".

"Иностранные инвесторы, - продолжает Эва Палу, - рассматривают страны Балтии как некое единое пространство - политическое и экономическое. И их можно понять: наши страны слишком малы, чтобы представлять интерес порознь. Именно поэтому процесс объединения, несомненно, позитивен для нас".

В то же время ряд экспертов считают, что в связи с грядущим объединением можно ожидать повышения спроса на акции финских компаний - в ущерб латвийским. Ведь, по большому счету, любой инвестор в первую очередь оценивает безопасность вклада, гарантии получения дивидендов и систему налогообложения. А если первые два показателя в Латвии теперь особых нареканий не вызывают, то последний, откровенно говоря, является настоящим тормозом для развития даже предприятий большого бизнеса, не говоря уж о среднем.

Некоторые независимые брокеры также скептически высказываются по поводу роста интереса к акциям предприятий стран Балтии. Первая неделя февраля этого года охарактеризовалась самыми низкими за этот год оборотами акций на RFB и минимальным интересом вкладчиков к наиболее ликвидным акциям рынка (наибольший оборот - 12.306,46 лата, или 19.557 евро, пришелся на акции Latvijas gaze, при этом цена за акцию снизилась на 0,18% - до 5,47 лата). А уже через неделю на фондовых рынках Латвии и Литвы большая часть оборота с акциями Балтийского списка пришлась на акции, котирующиеся на Таллинской фондовой бирже, что составило 83,49% всего оборота.

Кто окажется прав, оптимисты или пессимисты, пока говорить рано. Ведь даже слияние трех бирж должно произойти, как уже сказано, не раньше мая 2004 года. А независимые эксперты прогнозируют даже, в лучшем случае, конец 2004 года - с учетом необходимости унифицировать еще и законодательную базу в области оборота ценных бумаг. Однако первые шаги сделаны, и они обнадеживают.

Таллин-Рига