О пользе войны и вреде медицины

Спецвыпуск
Москва, 14.04.2003
«Эксперт Северо-Запад» №14 (123)

Фестиваль "Золотая маска" подобно вешним водам затопил подмостки петербургских театров. Все это время, с 27 марта по 13 апреля, залы были переполнены, а лишние билеты спрашивали даже на не фестивальные спектакли. Неудивительно, что теперь даже андеграунд смело причисляют к "статусным" спектаклям. К таковым можно отнести и "Облом off" Михаила Угарова по мотивам романа Гончарова. Автор инсценировки - фигура для современной драматургии бесценная. С его именем связывают целое поколение молодых драматургов и актеров, которые последние лет десять вспыхивали и гасли мириадами на нашем театральном небосклоне.

Умный и нервный спектакль Угарова - жестокое разоблачение человечества в его фундаментальном убожестве. Все гончаровские персонажи препарированы с анатомической скрупулезностью ради одного несложного вывода - хорошие люди хорошо жить не могут. Человек умер, и с этим ничего не поделаешь, таков вердикт нового театра. После объявления диагноза зрителю остается утешиться лишь таким же медицинским наблюдением - в этом театре XXI века все актеры играют не свои роли.

Конкурсные постановки как на подбор пронизаны поисками нового человеческого материала в далеком и хорошо забытом прошлом. Актеры смакуют аллюзии на "войну где-то там", а зрители благодарно смеются. Честнее всего поступил автор спектакля "Дредноуты" Евгений Гришковец. Перед началом спектакля он искренне извинился за излишнюю актуальность своего текста.

Текст этот не только актуален, но и уникален, он воспринимается только на слух и только в изложении автора. За его грозным названием стоит сбивчивый рассказ впечатлительного персонажа, потонувшего в красочной энциклопедии кораблей Первой мировой войны.

Война Гришковца прекрасна и проста. Она необходима женщинам, дабы они знали, что их мужья способны на героические поступки. Они никогда не сдаются, сознательно идя на стратегически бесполезную гибель, и дружно взрываются всем экипажем, предварительно успев дать по врагу собственный смертоубийственный залп. Сентиментальная статистика потерь есть не только поэзия ненужной войны, но и стенограмма любой человеческой жизни. Что стоит за подвигами и потерями, автор объяснить не может, но рассказывает об этом так, что не понять его - все равно что наплевать себе в душу. И, в общем-то, достаточно послушать этот рассказ один раз, чтобы собственная жизнь - хоть на миг - уже не казалась бесполезной, и ты сам и все вокруг - достойным человечества подвигом. А подходящих войн долго ждать не придется, они в известной мере случаются часто.

У партнеров

    Реклама