Сухой остаток

Юбилейные торжества стали грандиозной имиджевой акцией Санкт-Петербурга. Мир и Россия с мая 2003 года будут смотреть на город другими глазами

Мнения о петербургской юбилейной декаде кардинально разнятся. Наблюдатели, склонные к эгалитаризму (часто - москвичи и иностранцы, но не только: см. статью "Бараний рог" ), заметили лишь потемкинские деревни и навесили на все происходящее ярлык "праздник для VIPов", противопоставив его идеальному празднику для "простых горожан". Другие (среди них доминируют противники действующего губернатора, число которых по понятным причинам множится с каждым днем) не устают горевать из-за "провальных" массовых мероприятий и только исходя из этого готовы признать юбилей неудавшимся. (Критические оценки лазерного шоу Хиро Ямагаты превышают все мыслимые пределы. Иногда складывается впечатление, что весь юбилей готовился только ради бенефиса этого американского художника.) Третьи (как правило, лояльные Владимиру Яковлеву), напротив, с поразительным воодушевлением превозносят "неделю счастья великого города" (так назвала юбилейную декаду одна из общегородских ежедневных газет), пророчат Петербургу некое "великое возрождение" и роль новой столицы России.

Если опустить бессмысленные восторги, не придираться к мелочам, оценивать не малые результаты, а большие итоги, посмотрев на город трезвым "постъюбилейным" взглядом, то результаты проекта "Петербург-300" можно признать скорее положительными. В сухом остатке город выиграл, и по-крупному: ему провели общемировую "маркетинговую кампанию", оплаченную федеральными деньгами. Остальное - неизбежные издержки российского общественного быта.

На трезвую голову

О негативных сторонах петербургского юбилея говорится много: это и снижение деловой активности в центре города на целую неделю, и неудобства для автомобилистов в связи с ограничением передвижения, и финансово-моральные потери городского бизнеса от контролирующих и ограничительных действий правоохранительных органов, и на самом деле неудачная организация некоторых массовых мероприятий.

Заметим: ряд проблем неизбежен при таких масштабных празднествах. Так, например, при праздновании 450-летия Хельсинки в 2000 году весь центр города (при том, что никаких международных мероприятий уровня петербургского саммита там не происходило) на три дня стал пешеходной зоной: работал лишь общественный транспорт, было разрешено передвижение только спецтранспорта и грузовых автомобилей (по специальному графику). В Петербурге нашумевшее ограничение движения вообще прошло почти безболезненно. Напуганные многочисленными предупреждениями, петербургские автомобилисты предпочли в дни юбилея передвигаться по центру на общественном транспорте. Госавтоинспекция доказала, что "может, если захочет". И те, кто все же решился выехать в город, наблюдали "небываемое": отсутствие пробок, в том числе на основных городских набережных и даже на вечно забитом Троицком мосту.

Деловая жизнь в центре города в юбилейные дни текла по принципу "где-то убыло, а где-то прибыло". Какие-то компании действительно пострадали: главным образом рестораны, кафе и магазины, которые оказались в закрытой городской зоне. Зато остальные (и таких большинство) отметили значительный приток клиентов и покупателей. Ведь известно, что обычно за майские праздники городские заведения общепита зарабатывают свою среднюю двухмесячную выручку. В условиях длительных массовых торжеств этот рост, конечно, более значительный.

Другой пример. Сотрудники предприятий, которые решили приостановить свою работу на время юбилея, использовали эту возможность для отдыха. Турфирмам, работающим на выезд, это обеспечило значительные незапланированные доходы. По данным Петербургской туристической ассоциации, перед праздничной декадой начался пик продаж турпутевок, как в предновогодние дни. В среднем за неделю, с 21 по 29 мая, в городе было продано в три раза больше путевок, чем на майские прошлого года. Цены на них выросли на 10-20% по сравнению с обычным уровнем. Настоящий бум в дни юбилея пережил и рынок загородных пансионатов и домов отдыха - для них предъюбилейный народный лозунг "Отметим трехсотлетие города за его пределами" оказался, судя по всему, продуктивным.

Все впереди

А вот в области внешнего туризма организаторы юбилея допустили просчет. Городские власти предвещали Петербургу туристический бум. Начало его прогнозировали во второй половине мая. По официальным прогнозам Северо-Западной пограничной службы, в Петербург только на период праздников должно было приехать до миллиона гостей. Несмотря на то что эта цифра с самого начала казалась завышенной, одной из главных городских проблем до последнего времени считалась нехватка гостиничных мест.

Однако прогнозы не сбылись: по самым оптимистичным оценкам, город посетили не более 200 тыс. человек. Это объяснимо. По данным "Эксперта С-З", в конце прошлого года власти обратились к крупнейшим отелям с просьбой воздержаться от активной продажи номеров на период юбилейных празднований, чтобы обеспечить расселение делегаций. Отели просьбу уважили, и их заполняемость в мае оказалась примерно на четверть ниже планируемой. Кроме того, значительная часть автотранспорта, рассчитанного на прием туристов, была задействована для официальных делегаций, передвижение по городу туристических автобусов осложнилось, а свободный доступ к привлекательным городским пригородам - Петродворцу, Пушкину - был затруднен.

Однако преувеличивать убытки петербургских гостиниц от навязанных им ограничений, скорее всего, не стоит. По данным ФГУП "Президент-отель" (эта организация обеспечивала заселение официальных делегаций), на бронирование гостиничных номеров за две недели в Петербурге было потрачено около 4,5 млн долларов. Обычный месячный доход крупнейших городских отелей - около 2 млн долларов.

Тем более что все впереди - основные дивиденды от юбилея городской туристический сектор начнет собирать летом. Практика показывает, что после аналогичных масштабных мероприятий в крупных городах рост туристического потока увеличивается как минимум на 30%. Так, по данным отчета Российского союза туриндустрии (РСТ), после 850-летия Москвы число внешних туристов в течение полугода после празднований выросло на 37%. Петербург же может рассчитывать еще и на внутренних туристов, которые, по данным РСТ, ранее предпочитали столицу.

Как в Токио

Сами праздничные мероприятия не удивили: ни предсказуемой креативной серостью, ни плохой организацией. Культура массовых праздников в нашей стране неразвита, и чего-то особенного ожидали от юбилейных торжеств только самые наивные. Апофеозом юбилея стали народные гулянья ночью 28 мая, когда недовольная полуторамиллионная толпа при практически полном отсутствии милиции (хотя, по данным разных правительственных источников, к обеспечению безопасности юбилейных торжеств было привлечено от 20 тыс. до 40 тыс. альгвазилов) чудом не разнесла все, что мешало ее передвижению, - Эрмитаж, Адмиралтейство, закрытые станции метро и т.д. Некоторые городские наблюдатели объясняют это особой петербургской интеллигентностью. Осмелимся предположить, что дело тут не столько в мифических качествах населения города, сколько в благодушном настроении подвыпивших масс (возможно, отсутствие активных действий со стороны милиции это благодушие только укрепило).

Интересно, что структура прошедшего петербургского праздника мало отличается от юбилейной программы Токио, который в этом году отметит 800-летие. Токийские власти запланировали около 400 мероприятий на три недели: праздничные шествия, тематические выставки и концерты, посвященные юбилею. Та же эклектичность, те же официально заявленные народные гулянья. Юбилей, как и в Петербурге, разделен по тематическим дням. Например, День высоких технологий против нашего Дня науки, День экологии против петербургского Дня здоровья и т.д. Только вместо Александра Розенбаума на токийских площадках будет выступать Rolling Stones, а шоу Хиро Ямагаты (всего их запланировано, как и в Питере, три) будет длиться не по часу, а по три.

Еще одно важное отличие токийского юбилея от петербургского в том, что подавляющее число его праздничных проектов будет подготовлено на муниципальном уровне. Ровно год назад в нашем журнале отмечалось, что главный изъян организации городских праздников - то, что они готовятся централизованно, сверху, без какого-либо инициативного участия снизу. Между тем вся прелесть всемирно известных шоу, таких как, например, бразильские карнавалы, заключается именно в том, что готовят их сами жители, а городские власти лишь выполняют организационную функцию. Петербургский же карнавал, который, по мнению официоза, с этого года претендует на мировой статус, большинство горожан скорее отпугивал, чем привлекал, и был заметен лишь своей особой политической символичностью: под занавес шествия губернатору Владимиру Яковлеву обрезали галстук.

Факты - упрямая вещь

Оправданная критика не мешает признать петербургский юбилей удачным проектом. Самой популярной среди петербуржцев шуткой в праздничные дни была такая: "У Петербурга день рождения - Москва проставляется". Подводя итоги 300-летия, полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко заявила, что подготовка и проведение празднования юбилея Санкт-Петербурга обошлись федеральной казне почти в 60 млрд руб. (для сравнения: бюджет юбилея Хельсинки - 54 млн долларов), что сопоставимо с годовым бюджетом города. Большая часть этих средств пошла на реставрацию памятников архитектуры в историческом центре города и постройку новых объектов. Эффективность их расходования, конечно, под вопросом. (Мы уже писали о том, что ни один из ключевых юбилейных проектов - дамба, "размыв" метро, кольцевая дорога - закончен не был.) А из 80 объектов в историческом центре второй столицы к концу юбилейной декады сдан только 21 (по остальным, как утверждает Матвиенко, работы продолжаются). Но факт остается фактом: на нашем веку центр города никогда не был таким чистым, свежим и привлекательным. И эту "картинку" можно и нужно продвигать и продавать. Она, в отличие от той, что мы видели еще год назад, достойна экспорта. Главное, чтобы петербургский блеск поддерживался и дальше. Федеральный центр обещает не сбавлять темпы ремонта исторической части мегаполиса и после юбилея. "Родной город Президента" таким обещаниям может поверить.

Невежество - не аргумент

Мир увидел разный Петербург. Телекомпания BBC, например, во время международного саммита почти круглосуточно транслировала из Петербурга сюжеты, демонстрирующие городские красоты (а отнюдь не коммуналки и грязные дворы). Такую же "картинку" видели и граждане 43 государств, президенты которых посетили в эти дни Петербург. Вообще, прошедшая в городе встреча мировых лидеров была больше презентационным мероприятием, чем политическим: она была организована скорее под праздник, никаких важных решений на ней не принималось.

По-иному отреагировала на петербургские празднования западная печать. Ее страницы пестрили едкими заголовками и безапелляционными утверждениями: "фестиваль шизофрении", "пошлая показуха для начальства", "натуральное сумасшествие". Европейские и американские журналисты описали "азиатский город", в котором "900 тысяч петербуржцев по-прежнему живут вместе с миллионами тараканов и крыс в коммуналках, порожденных большевистской революцией и являющихся подлинным проклятием Петербурга", где "для простых горожан в дни юбилея устроили нечто омерзительное, а веселится только элита". Впрочем, та же немецкая Die Zeit, которой принадлежит последний пассаж, отмечает, что эти негативные оценки относятся больше к общеэкономической ситуации в России, которая "наглядно продемонстрирована в Петербурге". Сам же "великий город", отмечает газета, сделал себе за два дня "большую общемировую рекламу".

И в России на Петербург тоже посмотрели по-новому. За городом закрепился статус "равной столицы" - то, что раньше казалось мифом, присказкой, в юбилейные дни стало реальностью. Образ второй, грязной, провинциальной, полукультурной-полукриминальной столицы уходит в прошлое. Один из лучших русских журналистов, обозреватель "Коммерсанта" Григорий Ревзин отмечает и еще более кардинальный итог городского юбилея. По его мнению, Москва впервые за 85 лет ведет себя и выглядит как провинция Санкт-Петербурга: "Это именно комплекс провинциального поведения. "Как там в столице?" У них там совсем круто. У них по двадцать праздников на дню, шествия, карнавалы, закладки парков. "Золотые маски" в гостях у "Золотых софитов", лазерные шоу. У них плотнейшие расписания официальных мероприятий даже в воскресенье: в десять утра Президент Путин встречается с Президентом Бушем. А вечером "Васильевский остров - Васильевскому спуску" - в смысле спуску не давать. А у нас?"

Санкт-Петербург