Оптимистический рокот

Космическая независимость России не за горами

В июне космодром "Плесецк" впервые за последние 12 лет работал в давно уже забытом интенсивном режиме. Три космических запуска за месяц: 4 июня ракета-носитель (РН) "Космос-ЗМ" вывела на орбиту военный спутник; 20 июня российская военная орбитальная группировка пополнилась еще одним космическим аппаратом, который выводила на орбиту РН "Молния-М"; 30 июня произошел коммерческий запуск РН "Рокот" с гроздью гражданских иностранных спутников на борту. Почти в таком же ритме с "плесецких" площадок стартовали ракеты в 70-80-е годы.

Космодром "Плесецк", находившийся в советские годы в тени "Байконура", но при этом считавшийся самым эффективно работающим космодромом планеты (60% отечественных спутников и 40% мировых запускалось с "плесецких" стартовых комплексов), сейчас становится главным космодромом России. Несколько лет назад высшие чины государства заявили о переводе большинства космических программ, прежде всего военных, из Казахстана на русский север. Для этих целей на космодроме реконструируется стартовый комплекс под РН "Союз-2" и активно строится новый универсальный "старт" "Ангара", с которого можно запускать РН легкого, среднего и тяжелого классов. Для запусков последних сейчас арендуется у Казахстана "Байконур". С вводом в строй "Ангары" Россия приобретет значительную космическую независимость.

Первый и единственный

Вообще, для "Плесецка" Ангара - кодовое слово. Именем этой сибирской реки окрестили в 1957 году руководители СССР сверхсекретный военный объект - первое в стране боевое соединение межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7. Раскинулась "Ангара" почти на 2 тысячи кв. км в архангельской тайге, недалеко от поселка Плесецк (180 км к югу от Архангельска). От постановления Совмина о создании объекта до акта приемки первого пускового ракетного комплекса прошло немногим более двух лет.

Впрочем, собственно боевым соединением "Ангара" была недолго. В 1965 году, с появлением более совершенных ракет, комплексы Р-7 были сняты с боевого дежурства, а на их базе начали создавать стартовые площадки для запусков РН с космическими аппаратами. Первая космическая ракета-носитель "Восток-2" со спутником "Космос-112" ("Зенит-2") ушла с "плесецкого" старта 17 марта 1966 года. Все последующие годы космическая деятельность полигона велась параллельно с испытаниями новых видов ракетного вооружения. За 46 лет с площадок "Плесецка" запущено более 1,5 тысячи РН, выведено на орбиту около 2 тысяч военных и гражданских спутников, отработано 10 типов ракет-носителей, испытано 11 ракетных комплексов МБР (семь из них позже были поставлены на боевое дежурство в частях РВСН) и более 30 типов космических аппаратов.

Современную основу единственного в Европе и самого северного на планете космодрома "Плесецк" составляют восемь пусковых установок для ракет космического назначения "Молния-М", "Союз-У", "Циклон-3", "Космос-3М", "Рокот". Кроме того, на шахтных и мобильных пусковых комплексах "Плесецка" по-прежнему испытываются новые виды боевых баллистических ракет стратегического назначения и проводятся учебно-тренировочные пуски МБР.

На мотовозе к звездам

Рабочий день на космодроме все 40 лет начинается одинаково: в 7 утра от небольшой железнодорожной платформы прикосмодромного гарнизонного городка Мирный отходит состав из четырех вагонов. Мотовоз, как его здесь называют, увозит офицеров и прапорщиков на службу. Часть из них сойдет на ближайшей к Мирному стартовой площадке минут через сорок. До самого дальнего "старта" добираться три часа.

Эта железнодорожная магистраль, закольцевавшая огромную территорию космодрома, - пожалуй, первое впечатление, с которого новичок начинает осознавать грандиозность и масштабы объекта, больше похожего на маленькое государство. Потом, конечно, эмоций добавят громады зданий монтажно-испытательных корпусов (МИК), "небоскребы" ферм обслуживания на стартовых площадках, глубокие бетонные котлованы газоотводов, в которые легко "вмещается" семиэтажный жилой дом.

Служащие космодрома уверяют, что самое грандиозное зрелище - это подъем ракеты с платформы на стартовый стол: синхронно два крана сантиметр за сантиметром заводят ее под фермы обслуживания. По мнению "космонавтов", это очень красиво. Другое завораживающее действо, на их взгляд, - вывод, точнее вывоз, ракеты из МИКа к стартовому комплексу. Процедура занимает несколько часов, хотя путь из МИКа к столу не более 10 км. Железнодорожная платформа с ракетой двигается так медленно, что кажется, будто офицеры, идущие по обе стороны состава, бережно несут ее на руках.

Толковые парни

Из всех "космических" специальностей особенно выделяются инженеры-испытатели - основа боевого расчета. Он, собственно, готовит и запускает ракеты в космос. Кстати, сам запуск испытатели не видят - "наблюдают" за ним по мониторам из подземного бункера в нескольких метрах от стартового стола.

"Да нет ничего особенного в нашей работе, - говорит молодой инженер-испытатель капитан Сергей Техов. - По большому счету, основная наша задача - крутить гайки. В МИКе стыкуем ступени носителя, пристыковываем к нему космический аппарат. Потом уже на площадке - при подключении ракеты к системам обеспечения, заправке топливом. При испытаниях систем управления, двигателей в МИКе и уже непосредственно перед стартом тоже, что называется, работаем руками. Зачастую сутками приходится устранять обнаруженные неполадки. В основном нам удается самим найти техническое решение, но иногда приходится вызывать специалистов с заводов-изготовителей. Кто, кроме них, лучше знает все нюансы и особенности ракетных деталей?"

Боевой расчет отличается от других подразделений более демократичной формой управления, непривычной для строгой армейской субординации. Командир расчета, обычно в звании подполковника или полковника, наравне со всеми "крутит гайки" на ракете. Еще одна отличительная черта - тщательно проверяется любое сомнение, возникшее в процессе подготовки РН, независимо от того, высказал его опытный инженер-испытатель или рядовой срочной службы. Так, как-то одному из номеров боевого расчета при заправке ракеты показалось, что клапан на трубопроводе раскаляется. Он остановил заправку. При разборе выяснилось, что завод использовал некондиционный материал, что в конечном счете могло привести к взрыву ракеты.

"Без солдат мы бы не справились, - признается Сергей Техов. - И не в смысле - принеси-подай. У меня в отделении есть двое толковых ребят, я им смело доверяю выполнение достаточно сложной работы на ракете-носителе. Знаю - сделают так, как я бы это сделал. А сам в это время занимаюсь устранением более трудных неполадок. Жаль только, что увольняются ребята скоро. Но придут новые - выучим. Я заметил, что в каждом призыве обязательно есть несколько толковых парней".

"Создаем условия"

Ничего так не ждут и ни о чем так много не говорят на космодроме, как об очередном приезде новичков-лейтенантов. В этом году их будет 200 человек, в основном выпускники петербургской Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. Складывается впечатление, что их приезд в июле - самое главное событие для космодрома. "Для нас это и есть главное событие, - поясняет заместитель начальника космодрома по воспитательной работе полковник Виталий Пустобаев. - Потому что лейтенанты приходят на смену ежегодно увольняющимся в запас старшим офицерам. К слову, в этом году у нас уйдет в отставку 150 человек. И если мы не создадим для прибывающих лейтенантов нормальные условия, не обеспечим каждого отремонтированной квартирой или хотя бы комнатой в общежитии, не поможем с трудоустройством их жен (а в июльском пополнении почти все семейные), не будем решать еще сотни возникающих проблем, то через несколько лет у нас некому будет работать. Лейтенанты должны почувствовать, что их здесь ждали, к их приезду готовились".

Но нельзя сказать, что руководство космодрома не "создает условия" для тех же рядовых-срочников. В этом году на стартовой площадке "Союз-2" отремонтировали солдатские казармы, столовую, магазинчик. И хотя полковник Вадим Щепаняк, командир испытательного центра, в который входит эта и еще две площадки, предупреждал, что "там почти евроремонт", увиденное приятно удивило. Казарменные стены зашиты современными панелями светлых тонов, потолки оклеены плиткой. Импортные утюги, телевизор с видеомагнитофоном, вполне приличная мебель в учебном классе. Солдатская столовая после ремонта больше похожа на бистро. В нем даже световое табло с меню есть, только вместо цен - фотографии создателей блюд.

"Мы могли бы, как раньше, покрасить стены традиционной угрюмой краской, побелить потолки, - признается Щепаняк. - Но, во-первых, это только кажется, что так дешевле: современные отделочные материалы все-таки практичнее. Во-вторых, именно в этих казармах живут солдаты, которые будут обслуживать модернизированный стартовый комплекс "Союз-2". Для нас эта площадка приоритетная. Не исключено, что в скором времени и на остальных жилищно-бытовые комплексы будут отремонтированы так же".

Безусловно, усилия командования космодрома по пресловутому "созданию нормальных условий для личного состава" не подвиг, а нормальное явление. В конце концов, было бы странно, если бы военачальники не понимали, что человек важнее железа, даже космическо-стратегического назначения.

Впрочем, сами подчиненные, как люди военные, не привыкшие стонать и жаловаться, не очень-то любят сравнения и сослагательное наклонение. Довольствуются тем, что есть, прекрасно понимая, что это "есть" имеет вполне конкретные рамки военного бюджета. Поэтому даже молодые офицеры, говоря, например, о своей зарплате (в среднем около 4 тысяч рублей), не скажут, что жалованье маленькое, но непременно подчеркнут, что его выплачивают вовремя. Еще отметят, что вполне приемлемый обед в офицерской столовой стоит всего 22 рубля, что по гражданским меркам просто бесплатно. А еще обязательно сообщат, что владельцы магазинов в Мирном предоставляют каждому молодому офицеру возможность купить мебель и бытовую технику в рассрочку на очень выгодных условиях, что существенно помогает быстро обустроиться на пустом месте.

Мирный город

Гарнизонный городок Мирный по-военному компактен, строг и чист, по-провинциальному зелен и свеж. И необычайно молод: средний возраст жителей 34 года, и его улицы переполнены женщинами с детскими колясками. В остальном - обычное российское муниципальное образование с двумя ветвями власти, решающими типичные проблемы. Впрочем, стоит отметить, что Мирный на фоне других малых городов той же Архангельской области выглядит более чем благополучным. Впрочем, есть одно существенное отличие: Мирный - закрытое территориально-административное образование (ЗАТО). В финансовом плане статус ЗАТО позволяет оставлять львиную долю собираемых в городе налогов, а также напрямую финансироваться из федерального бюджета.

"У нас не бывает дефицитного бюджета, - говорит мэр Мирного Виктор Солодов. - Мы получаем из Минфина ровно столько, сколько нам не хватает после сбора собственных доходов. Но перед этим мне и моему заму по финансам приходится тщательно обосновывать каждую расходную цифру, а потом целесообразность каждой доказывать министру финансов. Так, на этот год мы добились от Минфина и Минэкономразвития 54 млн рублей на программу экономического развития Мирного (для сравнения: в 2002 году эта цифра была в восемь раз меньше). Если говорить о собственных доходах, то в основном это налоги с физических лиц. То есть фактически бюджет нам "делают" служащие космодрома своим подоходным налогом, который с недавних пор распространяется и на военных".

Промышленных предприятий в Мирном нет, что для гарнизона, бывшего на полном гособеспечении, неудивительно. Развивается мелкий частный бизнес, в основном в сферах торговли, общественного питания и услуг. Впрочем, рынок ограничен территорией Мирного и покупательной способностью его жителей.

В принципе, острой и пока почти неразрешимой проблемой в Мирном считается жилищная. "Городу катастрофически не хватает жилья, - поясняет Солодов. - У нас все-таки военный город, а военные выходят в отставку. По идее, они должны освободить квартиру и уехать из города, взамен получив равноценную жилплощадь в другом. У семей военных пенсионеров три пути: получить и обналичить жилищный сертификат, получить в любом городе квартиру по программе, условно именуемой "отселение", наконец - получить деньги и купить жилье самим. Но очередь по каждому из этих направлений огромная и движется крайне медленно. На сегодня у нас только "отселения" ждет около 3 тысяч семей. В прошлом году "отселилось" 134 семьи. В результате квартир для вновь прибывших офицеров не хватает, потому что в них живут ждущие своей очереди уволившиеся в запас. Строительством жилых домов Минобороны больше не занимается, теперь все это - моя проблема. Но денег для ее решения у меня нет. Все ж таки и наши бюджетные возможности небезграничны".

Деньги из космоса

И все же Космические войска - не самые бедные в российской армии. Причем, по мнению многих, они обладают блестящими возможностями зарабатывать огромные деньги на коммерческих запусках. Действительно, деньги на рынке космических услуг крутятся большие. Так, по оценкам специалистов, коммерческий запуск РН "Рокот", созданной ГКНПЦ им. М.В. Хруничева на базе снятой с боевого дежурства и предназначенной к утилизации стратегической ракеты РС-18, стоит около 15 млн долларов.

Проект "Рокот" упомянут не случайно. Собственно, с "Плесецка" он и запускается с 2000 года (на данный момент состоялось три запуска). Интересен проект тем, что Россия одновременно решает две задачи: естественным путем утилизирует сокращенную стратегическую задачу и зарабатывает деньги на запуске иностранных спутников на низкие околоземные орбиты. На сегодняшний день заключен контракт с Корейским космическим научно-исследовательским институтом (KARI) на запуск "Рокота" с космическим аппаратом дистанционного зондирования Земли KOMPSAT-2, он запланирован на ноябрь следующего года. А всего предполагается утилизировать с выгодой 20 "Рокотов".

Кстати, коммерческие запуски из "Плесецка" осуществляются не только "Рокотом". Используется для этих целей и РН "Космос-ЗМ". Так, по заключенному с британской компанией Surrey Sattellite Technology Ltd контракту, до 2004 года "Плесецк" запустит восемь иностранных спутников с помощью трех РН "Космос-ЗМ". Семь спутников сформируют международную орбитальную группировку по слежению за катастрофами и стихийными бедствиями (Disaster Monitoring Constellation), восьмой будет использоваться в интересах Британского космического центра.

Большая часть полученной от коммерческих запусков прибыли идет их компаниям-операторам: EVROCOT, созданной при участии ГКНПЦ им. Хруничева (по проекту "Рокот"), "Рособоронэкспорту", "Росвооружению", а также предприятиям - изговителям ракет-носителей и космических аппаратов. Остальное получает за работу космодром "Плесецк". И, по словам пресс-секретаря космодрома Анны Потехиной, "все "коммерческие" деньги вкладываются в развитие стартовых площадок, с которых эти запуски производятся".

Назад, в "Ангару"

Все разговоры о перспективах на космодроме "Плесецк" неизменно начинают с "Ангары" - строящегося универсального стартового комплекса, с которого можно запускать РН легкого, среднего и тяжелого классов. Для запуска "тяжелых" ракет, способных выводить космические аппараты на высокие орбиты, Россия арендует у Казахстана "Байконур" за 115 млн долларов в год. Своя стартовая площадка, разумеется, значительно дешевле.

Вообще-то на месте, где сейчас возводится "Ангара", в 1986 году начинали сооружать стартовый комплекс под украинскую РН "Зенит". Но после распада СССР целесообразность "зенитного" комплекса таяла на глазах, и в 1994 году строительство заморозили. Благо к тому времени было еще не так много сделано. Идея "Ангары" - по имени разрабатываемой новой РН тяжелого класса "Ангара-А5" - возникла через пару лет, но реальное возобновление строительных работ случилось не больше двух лет назад. За все время строительства в проект вложено около 2,5 млрд рублей, общая его стоимость - около 5 млрд. Планируется, что первый запуск ракеты "Ангара" состоится в 2005 году.

Кстати, строится в "Плесецке" еще один важный объект - кислородно-азотный завод, который будет производить криогенные компоненты ракетного топлива для РН "Ангара" и РН "Союз-2" (они летают на кислородно-азотной смеси). Важность завода заключается еще и в том, что его производственные мощности - 72 тысячи тонн криогена в год - значительно превышают потребности космодрома. "Криогенный" излишек планируется поставлять металлургическим и машиностроительным предприятиям Северо-Запада, что, естественно, принесет дополнительный доход.

"Ввод в строй "Ангары", - говорит начальник космодрома "Плесецк" генерал-майор Анатолий Башлаков, - даст России, не имевшей до сих пор собственных площадок для запуска тяжелых ракет, значительную космическую независимость. Большая часть российских космических программ, в первую очередь военных, будет перенесена с "Байконура" в "Плесецк"". Командующий Космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов уточнил, что, "хотя пилотируемые запуски из "Плесецка" производиться и не будут, так как пока дешевле запускать космонавтов с "Байконура", "Плесецк" был и остается главным космодромом России".

Архангельск - Мирный