Теряем уголь

1 декабря 2003, 00:00
  Северо-Запад

Экспорт российского угля все больше ориентируется на прибалтийские порты. Это может привести к полному выходу петербургского морского порта из угольного бизнеса .

По данным ГТК России, за январь - сентябрь 2003 года экспорт российского угля составил 43,6 млн тонн. По итогам прошедших 10 месяцев 2003 года крупнейшим на западном направлении по перевалке российского угля стал Рижский порт. В январе - октябре через Ригу было переправлено 4,22 млн тонн угля, что в 2,2 раза больше, чем за 10 месяцев 2002 года (1,91 млн тонн). При этом перевалка угля через Морской порт Санкт-Петербург за тот же период упала в 1,5 раза.

Представители стивидорных компаний связывают эту тенденцию с тем, что в Рижском порту созданы более благоприятные условия для перевалки грузов. Качество обслуживания клиентов там намного выше, чем в российских портах, а услуги обходятся в 1,5-2 раза дешевле.

Как сообщил корреспонденту "Эксперта С-З" информированный специалист, уголь из Петербурга стал уходить еще с 2000 года, "и бороться за клиентуру мы перестали уже тогда". "Уголь - товар дешевый, и заниматься его перевалкой стоит только при больших объемах, - подтверждает Рубен Тертерян, директор Агентства специальных исследований. - У нас же нет современных технологий разгрузки, чтобы обработать нужные объемы".

По мнению большинства петербургских стивидоров, в нынешних условиях конкуренция с прибалтийскими портами не имеет смысла. Как известно, более выгодным российские портовики считают использовать контейнеры. За перегрузку одного контейнера можно получить прядка 100 долларов прибыли, в то время как перевалка одной тонны насыпного груза приносит всего доллар. Кроме того, транспортировка контейнеров осуществляется с помощью автотранспорта, что гораздо быстрее, чем по железной дороге, на которой вагоны с углем иногда простаивают неделями.

Впрочем, по мнению Тертеряна, такая стратегия имеет в долгосрочной перспективе и обратную сторону. "Мы не видим дальше своего носа, - рассуждает он. - Если порт полностью переориентируется на контейнеры, то пропускной способности автодорог до него просто не хватит".

Санкт-Петербург