Новые приоритеты

Москва, 02.02.2004
«Эксперт Северо-Запад» №4 (161)
Ленинградская область переходит от экстенсивной к интенсивной модели развития

В последние годы Ленинградская область прочно закрепилась в числе наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Уже четыре года подряд в области наблюдаются высокие темпы роста валового регионального продукта и особенно промышленного производства. За 2000-2002 годы объем промышленного производства возрос в 1,9 раз. В наиболее динамичном 2002 году его индекс составил 135,6%, что в итоге впервые превысило уровень 1990 года. За 9 месяцев 2003 года (годовой статистики пока нет) индекс физического объема промышленной продукции, произведенной в области, составил 119,4%.

Позитивные тенденции в динамике объемов производства сопровождались стабилизацией в финансовой сфере. Так, в 2002 году при росте объемов промышленного производства на 35,6% сальдированный финансовый результат предприятий (прибыль минус убыток) относительно итогов 2001 года возрос на 20,2%. При этом наиболее значительный рост сальдированной прибыли был зафиксирован в пищевой промышленности, а также в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной.

В результате стабильного роста экономики значительно выросли поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. В 1999 году, после дефолта, консолидированный бюджет Ленинградской области составлял 5 млрд 650 млн рублей, а за первые 9 месяцев 2003 года объем собранных с предприятий налоговых отчислений - 21.840 млн рублей. Это на 33,7% выше соответствующего периода 2002 года.

Антикризисное управление

А ведь еще совсем недавно экономическая и социальная ситуация в области была близка к критической. К началу 1997 года объемы производства промышленности Ленинградской области, по сравнению с 1990 годом, упали почти в четыре раза. Пожалуй, единственным более или менее работающим предприятием на тот момент был "Киришинефтеоргсинтез", который обеспечивал чуть ли не половину доходов бюджета области.

Естественно, что денег на поддержание региональной бюджетной сферы катастрофически не хватало. Отсюда хроническая задолженность по выплате заработной платы в бюджетных организациях, детских и других социальных пособий (задержки доходили до четырех-пяти месяцев), срывы подготовки к зиме коммунального хозяйства с вытекающими отсюда последствиями. По сути, власти области были вынуждены работать в аварийном режиме, финансируя текущую деятельность за счет привлечения кредитов. Как вспоминает Валерий Сердюков, на момент избрания его губернатором Ленинградской области ее долг был равен доходной части бюджета.

В условиях кризиса областной промышленности острейшей проблемой стала безработица. Во многих районах Ленинградской области единственным средством выживания населения были подсобное хозяйство и дары леса. Как говорит вице-губернатор, председатель Комитета по экономике и инвестициям правительства Ленинградской области Григорий Двас, если в целом по области уровень безработицы составил 7,5% (и это достаточно много), то в северо-восточных регионах (Бокситогорском, Тихвинском, Подпорожском и Лодейнопольском) безработица достигала 20%. А это уже ситуация почти критическая, которая в любой момент могла обернуться социальным взрывом. Тем более что приведенные вице-губернатором цифры дают представление лишь об официальном уровне безработицы, а если учесть скрытую, то получается, что ситуация и вовсе была катастрофической.

Поэтому главной задачей новой команды областных руководителей, которая была сформирована в 1999 году после выборов губернатора, стал вывод экономики Ленинградской области из кризисного состояния. По сути, на вооружение был принят набор мер, применяемых при антикризисном управлении коммерческими предприятиями: реструктуризация задолженности, жесточайшая экономия ресурсов с повышением эффективности их расходования и стимулирование расширения на территории области производства товарной продукции и объемов предоставляемых услуг.

Ставка на брэнды

Если два первых направления политики областной власти были в большей совокупностью мер технического характера (договориться с банкирами об отсрочке платежей или запретить финансирование из бюджета проектов коммерческих организаций), то стимулирование экономики, создание новых рабочих мест, расширение производства стало задачей стратегической.

"Мы тогда посчитали, - говорит Григорий Двас, - что приоритетом развития экономики является ликвидация безработицы, создание новых рабочих мест, что на следующем этапе должно привести и к повышению налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет". Собственно, на это и была настроена политика, которую начало проводить правительство Ленинградской области.

Рассчитывать на то, что федеральная власть вдруг вспомнит о Ленинградской области и, выделив ее из общего числа субъектов Федерации, вдруг прольет на область золотой дождь государственного заказа, субвенций и дотаций, явно не приходилось. Ставка была сделана на привлечение в область частных инвестиций. "Мы отказались от бессмысленных действий по защите неэффективных областных предприятий, - отмечает Григорий Двас, - а сконцентрировали свои усилия на создании условий для развития бизнеса, на привлечении на территорию области инвестиций". Причем на первом этапе областные власти в основном рассчитывали на иностранных инвесторов. В 1997 году был принят закон "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области". Определенные этим документом льготы инвесторам (по налогу на прибыль, на имущество предприятий) составляли от 30 до 70% стоимости проекта.

При этом де-юре не выделяя никого из потенциальных инвесторов, де-факто областные власти делали ставку на привлечение в область фирм с мировыми именами. Как вспоминает Григорий Двас, администрацией области была принята на вооружение тактика работы с крупными зарубежными инвесторами. "Нам было необходимо заманить в область две-три знаковые компании, - говорит он, - чтобы в дальнейшем, используя их проекты в качестве рекламы инвестиционных возможностей области, подтягивать всех остальных".

Первым таким "флажковым" инвестором стала шведская компания AssiDoman. На строительство завода гофрокартонной упаковки во Всеволожске, открывшегося 28 января 1998 года, шведская компания потратила 23 млн долларов. В дальнейшем AssiDoman перепродала это предприятие, но тем не менее свою роль в реализации стратегии областных властей все же сыграла. Потом появились Caterpillar, Philip Morris, Ford и ряд других известных во всем мире компаний. Через гигантов мирового бизнеса удалось привлечь внимание уже и более мелких инвесторов.

В области прекрасно понимали, что одним законом и льготами инвестора не заманишь, тем более что и ряд соседних регионов (например, Новгородская область), стремясь привлечь на свою территорию инвестиции, также приняли весьма либеральные законы, установив не менее льготный режим налогообложения для инвесторов. Чтобы выиграть в этой борьбе за деньги, власти Ленинградской области взяли на вооружение индивидуальный подход в работе с каждым из потенциальных инвесторов.

В администрации области появился специальный отдел, который занимался конкретным сопровождением каждого проекта. Например, с помощью властей области удалось оперативно договориться с упорно сопротивляющимися экологами и затягивающими вопрос энергетиками при размещении производства дорожной техники знаменитого Caterpillar в Тосно. Успешная работа по оптимизации таможенных платежей с самого начала проекта была налажена для компании International Paper.

Помимо этого властям области удалось нейтрализовать в интересах инвесторов негативные последствия нестабильности экономической политики российских властей. Когда федеральный центр накладывал ограничения на льготную политику региона, областная власть находила способы компенсировать инвесторам их потери, например за счет дополнительных субвенций из бюджета области. Конечно, можно было все списать на форс-мажор, но ведь администрация региона выступала перед инвесторами в качестве гаранта, а потому, чтобы не потерять лицо, область шла на то, чтобы из своего небогатого бюджета оплачивать обещанные льготы. И это было оценено.

Приток крупного иностранного капитала принципиально изменил инвестиционный климат в области. Успешное сотрудничество зарубежного бизнеса с властями региона показало инвесторам, что с администрацией области можно и нужно работать. В экономику региона стали вкладывать значительные деньги не только крупные зарубежные инвесторы, но и российские предприниматели. "Где-то с начала 2000 года, - говорит Григорий Двас, - мы начали испытывать серьезный интерес не только со стороны "крупняка", но и средних инвесторов". Важным событием для области в 2002 году стал пуск первой очереди производства светлых бутылок на "Веда-ПАК" (мощность - 269 млн штук) и темных бутылок на Киришском стекольном заводе (мощность - 226 млн штук).

Промышленный бум позволил решить застарелые социальные проблемы. Была полностью ликвидирована задолженность по выплате пенсий и социальных пособий. За четыре года номинальная среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций, включая малый бизнес, увеличилась в 4,7 раза, а с 2000 года начала интенсивно расти зарплата в реальном исчислении, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен. Если в декабре 1998 года средняя заработная плата в 1,9 раза превышала уровень прожиточного минимума, то в декабре 2002-го - в 3,1 раза. Средняя номинальная зарплата одного работника, начисленная за август 2003 года, по всем областным предприятиям (в том числе малого бизнеса) составила 5768 рублей.

Решаются и проблемы с жильем. Жилищный фонд Ленинградской области за четыре года увеличился на 2,8 млн кв. м и на 1 января 2003 года составил 38,1 млн кв. м общей площади (765,7 тыс. квартир). В настоящее время на одного жителя области в среднем приходится 23,2 кв. м общей площади (на начало 1999 года - 21 кв. м), при этом в городской местности - 22,7 кв. м (21,9 кв. м), в сельской местности - 24,2 кв. м общей площади (19,3 кв. м). В 2002 году было построено 2270 жилых домов общей площадью 433,2 тыс. кв. м, что на 19,2% больше, чем в 1998-м. Одним из главных признаков того, что область находится на подъеме, стало строительство школ и больниц.

"Принцип трамвая"

Однако как средняя температура по больнице не отражает общей ситуации со здоровьем ее пациентов, так и общие благостные цифры не могут полностью охарактеризовать ситуацию в Ленинградской области. Характерной чертой региональной экономики является неравномерность развития ее территорий. По сути, мы имеем дело с двумя областями. В одной - бешеный рост производства и возрождение, в другой продолжаются депрессия и деградация.

Эти различия в значительной степени объясняются особенностями территориального расположения районов, их удаленностью от Санкт-Петербурга, от основных магистралей и трасс, проходящих по области. Территория благополучия ограничивается 50-километровым кольцом вокруг Петербурга, не очень широкой зоной вокруг автомобильных дорог федерального значения и отдельными промышленно развитыми городами области. Так, например, при среднем приросте производства за 9 месяцев 2003 года на 19,4%, в 14 муниципальных образованиях наблюдался спад от 20 до 60%.

Естественно, что инвесторов в первую очередь привлекают территории с развитой инфраструктурой и прямым выходом на рынок сбыта, их мало интересуют районы, не имеющие этих преимуществ. А отсутствие инвестиций не позволяет развить территорию, создать нормальные рабочие места для населения. И если во Всеволожском, Ломоносовском, Выборгском и Гатчинском районах безработица практически отсутствует, то в Бокситогорском, Подпорожском районах, а также в муниципальном образовании Новая Ладога ее уровень весьма высок. Разница экономического развития территорий негативно сказывается на социальной сфере отстающих районов. Так, уровень бюджетной обеспеченности на душу населения успешно развивающегося Светогорска чуть ли не в разы отличается от соответствующего показателя Бокситогорского района, сидящего на дотациях областного правительства.

Чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию с неравномерностью территориального развития, областное правительство предпринимает определенные шаги для того, чтобы вывести проблемные районы из экономической депрессии. В числе прочих мер региональные власти подумывают о разработке определенных льгот для инвесторов, готовых реализовывать проекты в областной глубинке на северо-востоке и западе Ленинградской области.

В рамках этой политики можно отметить и стремление областных властей привлечь к решению инфраструктурных проблем российские компании с "государственным" менталитетом, такие как РАО "Газпром" и РАО ЕЭС. На основе соглашения между Ленинградской областью и "Газпромом" осуществляются работы по развитию газификации области. Благодаря этому соглашению теперь обеспечены газом поселки Копорье и Рощино, города Лодейное Поле и Подпорожье. По совместной программе с РАО ЕЭС идет строительство электроподстанций в поселках Сосново и Вознесенье, реконструкция Ленинградской и Каменногорской подстанций. Журнал "Эксперт С-З" уже писал об эксперименте в Подпорожье, когда в самом конце 2003 года все производство тепла было передано "внучке" "Газпрома" - ОАО "Леноблгаз". Эта организация за свой счет фактически построила новые газовые котельные в количестве, необходимом для полного теплоснабжения города (семь котельных общей мощностью 42 МВт).

Кроме того, как считает Григорий Двас, в решении проблемы неравномерного развития области должен сработать "фактор трамвая": когда в трамвай заходят пассажиры, то первые из них имеют большой выбор мест, а те, кто заходит позже, уже садятся, куда придется, следующие вообще стоят или висят на подножке. Так и с инвесторами, считает вице-губернатор: первые имели большой выбор и смогли занять наиболее выгодные территории. Но по мере того как происходило заполнение зоны вокруг Петербурга, они были вынуждены соглашаться на менее выгодные, с точки зрения местоположения. Тем более что стоимость обустройства в глубинных районах значительно меньше, чем в пригородах Петербурга. "Поэтому, я глубоко убежден, - говорит Григорий Двас, - в течение трех-четырех лет все наши удаленные районы обязательно окажутся вовлеченными в инвестиционный процесс, причем с интенсивностью, достаточной для того, чтобы обеспечить активное использование природных и трудовых резервов".

На всех не хватает

Между тем вследствие инвестиционного и экономического бума область уже сейчас испытывает заметные ресурсные ограничения. В настоящее время общий уровень безработицы в регионе составляет 1,2%. Даже в депрессивных районах он не превышает 3-3,5%, а в точках роста, таких как Всеволожский, Кировский, Тосненский районы, безработица практически сведена к нулю. Это уже говорит о том, что область испытывает серьезный недостаток в трудовых ресурсах. Григорий Двас рассказывает, что, когда к нему пришел представитель одной зарубежной компании и с гордым видом сообщил, что они намерены реализовать крупный инвестиционный проект, который создаст на территории области две тысячи новых рабочих мест, вице-губернатор был вынужден его огорчить: две тысячи рабочих мест создать можно, а вот найти две тысячи пар рабочих рук - уже нельзя.

Естественно, что такие сложности с реализацией новых инвестиционных проектов в ближайшем будущем могут негативно отразиться на общем экономическом росте в регионе. Тем более что, по данным прогноза Петербургкомстата, к 2015 году численность трудоспособного населения в Ленинградской области сократится на 83 тыс. человек. При этом уже сейчас в области вакансий на 23 тыс. больше, чем безработных. Если же учесть, что по мере реализации запущенных в настоящее время инвестиционных проектов должно появиться примерно 55 тыс. новых рабочих мест, то общий дисбаланс между предложением и спросом возрастет почти на 140 тыс. человек. "Нам уже сейчас, - говорит Григорий Двас, - необходимо вырабатывать такую политику, чтобы она позволила решить эту проблему в будущем".

Один из способов решения проблемы недостатка рабочих рук областные власти видят в развитии трудовой миграции, рассчитывая на привлечение в область работников из других регионов России и из стран СНГ. Поэтому власти намерены способствовать строительству жилья на территории области, и прежде всего - в тех городах и населенных пунктах, которые, по прогнозам, будут испытывать наибольший дефицит рабочей силы. В частности, Григорий Двас говорит о подключении области к программам федерального правительства по переселению людей с Севера. Со своей стороны, областные власти планируют значительно расширить финансирование строительства школ, медицинских и культурных учреждений.

Кроме того, областное правительство намерено изменить свою политику в области привлечения инвестиций. "Если раньше, - отмечает Григорий Двас, - мы привлекали инвестиции с целью создания новых рабочих мест и снятия социальных проблем, то на сегодняшний день мы ставим задачу по развитию на территории области не трудоемких производств, а высокотехнологичных предприятий, на которых будет мало рабочих мест, но зато они будут давать высокую бюджетную эффективность, а главное - людям смогут платить большую зарплату".

Сейчас правительство области продолжает работу по привлечению инвестиций, но стремится делать это выборочно. Как говорит Григорий Двас, "в пассивном режиме мы работаем со всеми, а в активном режиме только с теми инвесторами, которые могут обеспечить соответствующую отдачу".

У партнеров

    Реклама