Латвийский сейм принял решение, которое взбудоражило общество - поправку к закону о сохранении и использовании документов бывшего КГБ и констатации факта сотрудничества лиц с Комитетом госбезопасности. Согласно поправке, архивы КГБ ("мешки ЧК") впредь станут доступны любому желающему с ними ознакомиться.
Единственное ограничение - поправки не предусматривают опубликование в официальных изданиях документов, хранящихся в Центре документирования последствий тоталитаризма (ЦДПТ). Кроме того, депутаты на десять лет продлили для бывших сотрудников КГБ запрет работать на государственных должностях и баллотироваться на выборах в сейм и в органы самоуправления. Но президент страны Вайра Вике Фрейберга отказалась подписывать законопроект. В интервью Латвийскому телевидению она отметила, что не видит логической связи между двумя этими решениями, каждое из которых не мотивировано.
Хотя поправки прошли почти без сопротивления, и у политиков, и у специалистов возникло немало вопросов: как открывать "мешки" и все ли открывать? Так, по мнению Андрея Клементьева, представителя фракции Партии народного согласия, обратившейся к президенту с просьбой разобраться, "под удар будут поставлены не только подонки, доносившие "по идеологическим соображениям", но и рядовые чекисты, боровшиеся с экономической преступностью. А таких было 80%".
Вайра Вике Фрейберг
С такого рода мнениями категорически не согласен автор поправок, заместитель председателя комиссии по иностранным делам сейма от Союза "зеленых" и крестьян (СЗК) Леопольд Озолиньш (он, кстати, настаивал на пожизненных запретах для сотрудников КГБ). В одном из интервью Озолиньш заявил, что люди, которых вербовали в условиях, когда можно было отказаться, не заслуживают жалости. В качестве положительного примера он привел эпизод из собственной биографии, когда сотрудничество предлагалось ему в обмен на загранкомандировки и прочие "блага". Аналогично настроены и другие парламентарии, недовольные президентским вето. Выражая их мнение, руководитель фракции СЗК Аугуст Бригманис заявил, что не видит проблемы в том, чтобы рассмотреть законопроект еще раз.
Вильнюс