Не обманывать партнеров

30 августа 2004, 00:00
  Северо-Запад

Взгляды ректора ИМИСП Сергея Мордовина во многом отличаются от взглядов его коллег. В частности, он считает, что надо много говорить не только о возможностях бизнес-образования, но и о том, что эти возможности ограниченны. Незачем формировать у представителей бизнеса завышенные ожидания.

- В последнее время практически у всех ведущих бизнес-школ Петербурга сформировался круг постоянных заказчиков - крупных компаний. Значит ли это, что образовательные учреждения научились в значительной мере удовлетворять потребности корпораций, в том числе снижать их риски, связанные с обучением персонала?

- И да, и нет. Безусловно, мы можем предотвратить явные угрозы, предупреждая, например, о том, что, обучая большую группу менеджеров на серьезных длительных программах, компания должна подготовить для этих людей должности в соответствии с их новой квалификацией. Можем смоделировать программу так, чтобы обучение было поступательным и каждый курс слушался своевременно - когда люди к нему готовы. Однако глубинных проблем конкретной компании, связанных с развитием персонала, мы не увидим и не учтем, как не сможем учесть во всех деталях и специфику бизнеса фирмы.

- Говорят, что кастомизировать программу - подстроить ее под нужды клиента - достаточно просто.

- Это не так. В группах, обучающихся на открытых программах, занимаются представители 24-70 компаний. Продавцы калош сидят рядом с производителями танков. Может ли преподаватель учесть отраслевую специфику каждого слушателя? Работодатель должен четко понять: на открытой программе человек получит некую базу, общие принципы осуществления тех или иных операций, но многие важные именно для его компании детали останутся за кадром.

- Поэтому все более популярными становятся корпоративные программы бизнес-школ?

- На корпоративных программах тоже можно решить далеко не все. Мы корректируем содержание курса: что-то, совсем не нужное компании, убираем, а ряд направлений, наоборот, добавляем. Однако глубинного погружения в проблемы конкретного бизнеса все равно не получится. Я сам преподаю, и как-то меня пригласила латвийская железнодорожная компания. Заказ формулировался так: нам нужен курс управления человеческими ресурсами, но, пожалуйста, с железнодорожным "уклоном". Я сказал: можно поменять в кейсе токаря на проводника, но если вам нужна реальная специфика - мне требуется полгода, чтобы изучать ваш бизнес, консультировать компанию, и вам придется, что называется, полностью открыться.

Не все хотят открываться и, кроме того, у меня - и не только у меня - нет необходимых полгода. Во всем мире эксперты перегружены.

- Может, компаниям вообще не стоит вкладывать деньги в бизнес-образование?

- Нет другого способа повысить эффективность работы сотрудника на его рабочем месте, а значит и эффективность всей компании, кроме как заниматься обучением этого человека. И если, как вы отмечали, у нас сформировался круг постоянных партнеров - значит, мы полезны компаниям. С нами работают ведущие телекоммуникационные фирмы, "ОТИС Россия", " Газпром", причем не только в Петербурге, но по всей стране. При этом основной принцип нашего развития - не врать клиентам, отказываться от соблазна взяться за любую задачу. Мы можем дать людям значительную часть знаний, но остальная часть обучения должна проходить в самих компаниях.