Буря в стакане

Повышение тарифов на железнодорожные перевозки в сторону российских портов мало сказалось на их конкурентоспособности. Пока пострадали лишь грузовладельцы

В декабре 2004 года ОАО "РЖД" повысило на 12,5% тарифы на доставку грузов в российские порты. При этом стоимость транспортировки в порты сопредельных стран осталась прежней. PR-кампания, предваряющая повышение, была проведена по всем правилам. Попытки представить доказательства опасности такого решения тонули в информационном потоке, которым руководил член правления и советник президента ОАО "РЖД", а по совместительству руководитель PR-агентства "Михайлов и партнеры" Сергей Михайлов.

По прошествии трех месяцев (повышение произошло в середине декабря) можно смело сказать, что никаких страшных последствий не было. Российские порты сохранили свои обороты, по крайней мере сейчас, железнодорожники забыли про переключение грузопотоков, порты соседних государств продолжили снижение объемов перевалки. В принципе, представители ОАО "РЖД" были правы: на конкурентоспособности отечественных перевалочных мощностей мало сказалось изменение расценок на 12,5%, когда тарифы в направлении сухопутных переходов даже после декабрьского повышения на 50-60% остаются выше тарифов на перевозки в сторону российских портов.

Здесь рост

Самые серьезные последствия повышения мог ожидать Калининградский порт, уже пострадавший от вступления Прибалтики в ЕС и летнего повышения тарифов литовскими железнодорожниками. Однако увеличение тарифов не повлияло на экспорт в Европу и Америку через Калининградский морской торговый порт (КМТП). Более того, по итогам прошлого года экспорт металлов в КМТП вырос на 23,85%. Январский показатель 2005 года продолжает эту тенденцию. Совокупный грузооборот всех стивидоров Калининградского порта в январе 2005 года, по данным SeaNews Weekly, составил 1323,2 тыс. т, что на 7,73% больше январского показателя 2004 года (1228,2 тыс. т). В январе 2005-го стивидоры Калининградского порта перевалили 566,7 тыс. т сухогрузов, что на 20,72% больше, чем в 2004 году.

Больше всех против повышения тарифов протестовал Мурманский порт. Его руководство опасалось за судьбу своего основного грузопотока - угля. Однако этот грузопоток вырос, и вырос очень серьезно. Месячная перевалка угля, ставшего для порта вторым по важности грузом после нефти и нефтепродуктов, приблизилась к миллиону тонн. В январе 2005 года в порту, с учетом наливных грузов, было обработано 1,86 млн т. Это на 7,1% больше, чем в декабре 2004-го, и на 18,1% больше, чем в январе 2004 года.

По данным SeaNews Weekly, грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил в январе 2005 года 3,735 млн т - на 19,4% больше, чем в январе 2004-го. Перевалка нефтепродуктов по сравнению с показателем января 2004 года выросла на 47,2% - до 855,3 тыс. т. Оборот контейнеров в весовом выражении вырос на 36,1 и на 31,11% в TEU, составив 68.883 TEU. Самый значительный рост, как в объемном, так и в процентном отношении, показал Балтийский балкерный терминал. В январе он обработал 379 тыс. т. химических грузов - на 53,4% больше, чем в январе 2004 года.

В то же время никто из стивидоров не смог перекрыть показатели декабря. Однако это обычная картина для Большого порта Санкт-Петербург. Январь вместе с тяжелой ледовой обстановкой приносит снижение спроса на многие товары, которые переваливаются в порту.

А здесь падение

Одним из возможных последствий повышения тарифов в сторону российских портов, по мнению экспертов, мог стать рост переработки транзитных грузов в сопредельных странах, прежде всего на Украине, в Финляндии и Балтии. Однако этого не произошло. Согласно оперативным данным, на Украине объем переработки транзитных грузов портами государственного подчинения (19 морских торговых портов) в январе составил 3,199 млн т (-19,4% по сравнению с январем предыдущего года). Объем сухогрузного транзита - 2,207 млн т (+28,3%), наливного - 0,992 млн т (-55,9%).

Продолжилось падение транзитных потоков и в странах Балтии. Грузооборот портов балтийских республик в январе 2005 года снизился на 7% и составил 9306,7 тыс. т. Крупнейший из прибалтийских портов - Таллин перевалил в январе 2005 года 3026,1 тыс. т грузов (-13,78%). Вентспилсский порт обработал 2099 тыс. т (-14,4%), Клайпедский - 1985 тыс. т

(-1,71%). На долю Риги пришлось 1835,6 тыс. т - это единственный порт, показатели которого выросли по сравнению с прошлым годом (+9,7%). Через порт Лиепая в январе прошло 361 тыс. т, на 18,94% меньше, чем в прошлом году.

Конечно, по результатам работы за январь и февраль окончательные итоги декабрьского повышения расценок на перевозки в сторону российских портов подводить преждевременно. Привычку грузовладельца и экспедитора к определенным логистическим решениям изменить очень тяжело. К примеру, "Первый контейнерный терминал", начав активно перетягивать на себя контейнерный поток из Финляндии в 1998-м, смог добиться существенных результатов лишь к 2002-2003 годам.

Естественно, трудно было ожидать, что при незначительном повышении тарифов произойдет резкая переориентация грузопотоков. В то же время уже сейчас ясно, что увеличение стоимости транспортной составляющей ударило прежде всего по грузовладельцам, переваливающим грузы через российские порты. В условиях благоприятной внешней конъюнктуры это почти не повлияло на рентабельность их бизнеса. Однако конъюнктура - вещь изменчивая.

Санкт-Петербург