Первый на выход

Петербургская сеть магазинов электроники и бытовой техники "Алеко" уходит с рынка. За ней могут последовать и другие небольшие сети

"Алеко", одна из старейших в Петербурге сетей магазинов электроники и бытовой техники, уходит с рынка: закрылись пять из шести входивших в нее магазинов. Формально причиной провала этой известной торговой компании, проработавшей более 10 лет, называются финансовые проблемы, вызванные действиями недобросовестного клиента. Однако эксперты видят в данном сюжете нечто большее, чем локальную неудачу: крупные игроки рынка электроники и бытовой техники целенаправленно расширяют свои доли за счет небольших сетей, таких как " Алеко".

Кредитная история

Компания "Алеко", основанная в 1993 году, вначале занималась оптовыми продажами электроники. В 1995-м приступила к созданию розничной сети, параллельно расширяя свой ассортимент: к электронике добавилась мелкая бытовая техника и аудио-видео. В конце 1990-х - начале 2000-х годов сеть вела активную рекламную политику, ее бренд стал узнаваем. В январе 2005 года произошло разделение бизнеса по видам деятельности. "Северный торговый центр Алеко" и "Алеко: торговля электроникой" сосредоточились на оптовых продажах, а компания "Алеко на Петроградской" - на рознице. Впрочем, как показали дальнейшие события, эта перестройка не обеспечила компании устойчивости.

По словам учредителя сети Александра Хонахбеева, у "Алеко" возникли серьезные проблемы после того, как один из оптовых клиентов совершил мошеннические действия. В результате "Северный торговый центр Алеко" не смог вовремя погасить ряд кредитов на общую сумму 40 млн рублей, взятых в одном из отделений Северо-Западного банка Сбербанка России. Руководство отделения, по мнению Хонахбеева, слишком жестко подошло к проблеме возврата средств, не желая искать компромиссов с "Алеко". "Против "Алеко" был использован весь арсенал возможных методов воздействия", - говорит учредитель сети. Несмотря на то что в марте текущего года кредит все же был погашен, только в ходе судебного заседания, состоявшегося в мае, представители Сбербанка признали факт возврата средств, отмечает Хонахбеев.

Финансовые проблемы затронули и "Алеко на Петроградской": розничная фирма не смогла получить ссуду во Внешторгбанке из-за описанного выше кредитного спора между оптовым звеном сети и Сбербанком. Возникший острый дефицит оборотных средств не позволил рознице продолжать работу, и к концу мая пять магазинов "Алеко", располагавшихся на арендованных площадях, закрылись. Кроме того, была приостановлена торговля в интернет-магазине компании. Сейчас действует только один магазин, помещение которого находится в собственности "Алеко".

Между дискаунтером и гипермаркетом

Безусловно, мошеннические действия одного, даже крупного клиента не могут подкосить компанию, твердо стоящую на ногах. По мнению Виктора Гордейчука, президента компании "Симтекс", владеющей сетью магазинов "Техношок", бизнес "Алеко" был по определению неустойчивым: Александр Хонахбеев более чем за 10 лет работы не приобрел серьезных активов. Кроме того, в основе падения сети - ряд проблем, связанных с развитием рынка.

Эксперты считают, что "Алеко" в последние годы заметно ослабил натиск своих маркетинговых кампаний, в то время как другие игроки, наоборот, уделяли маркетингу все большее внимание. Сеть "Алеко" не освоила, вслед за успешными участниками рынка электроники и бытовой техники, формат гипермаркетов. Она также не стала развивать розничную сеть в регионах, что могло бы компенсировать потери, связанные с ужесточением конкуренции на петербургском рынке.

По мнению директора по маркетингу сети магазинов "Телемакс" Ильи Гамова, история "Алеко" отражает общую тенденцию: торговые сети укрупняются, и мелким игрокам, имеющим 5-10 магазинов, становится трудно выживать. За счет небольших сетей расширяют свои доли более успешные игроки. Тем, кто не успел вырасти, приходится уходить с рынка или искать принципиально новые модели ведения бизнеса.

Как считает Гамов, у мелких сетей может быть два варианта развития - работать в формате дискаунтера или создавать узкоспециализированные магазины. Однако реализовать эти модели сложно: чтобы поддерживать формат дискаунтера, необходимо получать большие скидки от поставщиков, что, как правило, не под силу маленькому игроку. Способом узкой специализации могла бы стать, по словам Гамова, продажа полупрофессиональной техники для уборки дома, но пока для удовлетворения спроса на такие товары достаточно держать одну торговую точку. Магазины эксклюзивной дорогой техники уже существуют, и неясно, осталось ли место в этой нише. Что же касается главной магистрали - открытия гипермаркетов, то момент для того, чтобы выйти на нее, мелкие сети, видимо, тоже упустили.

Исходя из описанных выше трудностей, можно прогнозировать: история "Алеко" - первый, но не последний случай закрытия в Петербурге небольших сетей магазинов электроники и бытовой техники. Чтобы выжить, мелкому игроку надо найти нетрадиционные ниши и способы ведения бизнеса.

Санкт-Петербург