Диагноз - гиподинамия

Преобладание медицинских учреждений на петербургском рынке услуг по организации лечения за рубежом существенно сдерживает его развитие

После падения железного занавеса лечение за границей, которому россияне были привержены еще в XIX веке, вновь вошло в моду. Главной причиной, заставляющей соотечественников отправляться в путешествие за здоровьем, является тотальное недоверие к постсоветской медицине, отчасти предвзятое: значительные инвестиции последних лет в развитие частных медицинских центров позволяют решать большинство медицинских проблем, не выезжая из страны.

Но в таких высокотехнологичных областях, как кардиохирургия, нейрохирургия, лечение онкологических заболеваний, протезирование, пересадка внутренних органов, отставание отечественной медицины сохраняется. "До сих пор с серьезной хирургической проблемой лучше ехать на Запад. Не потому, что руки наших хирургов хуже, у нас есть талантливые профессионалы. Но иностранные хирурги, выполняя на порядок больше операций, отточили технологию в совершенстве. Кроме того, стерилизация операционных, послеоперационное обслуживание, организация процесса у них на более высоком уровне", - полагает заместитель генерального директора клиники "Скандинавия" Сергей Ануфриев.

Помимо этого многих VIP-персон - политиков, бизнесменов, артистов - к поискам медпомощи в других странах мотивируют соображения конфиденциальности. Наконец, в последние два-три года активно развивается так называемый лечебный туризм, предполагающий совмещение отдыха и развлечений с необременительным диагностированием и лечением на курортах Чехии, Словении, Италии и даже Индии и Китая (впрочем, данное направление в большей степени имеет туристический, а не медицинский окрас).

Налицо были объективные предпосылки к расширению емкости рынка, но рост спроса сдерживался высокой ценой европейских и американских медицинских услуг (затраты пациента исчисляются десятками тысяч долларов). Точное число петербуржцев, ежегодно пересекающих границу ради получения медицинской помощи на уровне мировых стандартов, назвать крайне затруднительно из-за информационной разобщенности рынка и "многоканальности" выездного потока. По осторожной оценке участников рынка, речь идет о полутора-двух сотнях человек в год. Однако, по данным ассоциации "Здоровье женщин Санкт-Петербурга", обнародованным еще в 2003 году, число только будущих мам, каждый год отправляющихся на роды за границу, доходит до 500 человек.

Какое бы из этих утверждений ни было ближе к истине, потенциал рынка еще далеко не исчерпан: услуга, как предполагается, рассчитана на 2,5-3% населения Петербурга, имеющих высокий уровень доходов. Одна из основных причин медленного освоения рынка - пассивная выжидательная позиция подавляющего большинства игроков, не прилагающих усилий к популяризации своей деятельности и формированию спроса.

Эскиз рынка

Петербургский рынок услуг по организации лечения за рубежом своеобразен. Если в Москве, где спрос на порядок выше, этим видом деятельности занимаются десятки специально созданных посреднических, или, говоря западным языком, ассистанских компаний, то в Санкт-Петербурге к их числу можно отнести единственное предприятие - InterMedService. Компания была создана семь лет назад группой петербургских хирургов специально для содействия россиянам, желающим выехать на лечение за рубеж, в первую очередь в Германию.

В основном же отправкой россиян на оздоровление в Петербурге занимаются компании, для которых данный вид деятельности - далеко не основной. Первыми этот бизнес освоили частные медицинские центры, созданные для обслуживания работающих и гостящих в городе иностранцев. Из числа ныне присутствующих на рынке региона лечебных учреждений это MEDEM, " ЕвроМедКлиник", American Medical Clinic. В силу своей основной направленности они должны иметь прочные связи с зарубежными коллегами. "Еще несколько лет назад иностранцы, попадая в сложную ситуацию, непременно выезжали на лечение за рубеж (сейчас стали более охотно делать операции в России). Поэтому клиники, работающие с иностранными гражданами, должны были уметь организовывать экстренную транспортировку в клиники Европы или США", - поясняет главный врач American Medical Clinic Ефим Данилевич.

Опыт пригодился, когда среди российских пациентов, доля которых в клиниках "для иностранцев" постепенно доросла до 50%, оформился спрос на лечение за рубежом. Другие петербургские клиники, ориентированные на российских клиентов высшего и верхушки среднего класса ("Андрос", "Скандинавия", "Оркли", им. Пирогова), также при необходимости оказывают пациентам посреднические услуги. Впрочем, только "Андрос" считает это направление бизнеса "значимым, хотя и не ключевым", остальные рассматривают посредничество скорее как любезность, оказываемую клиенту.

Организация лечения за рубежом, являясь перспективным направлением бизнеса, вступает в противоречие с основной задачей медицинских центров - загрузкой собственных мощностей

Также в качестве "сопутствующего бизнеса" занялась организацией лечения в Германии и Финляндии частная скорая медицинская помощь CORIS assistance. "Выполняя нашу основную работу - организуя экстренную транспортировку больных за рубеж, мы постепенно обросли связями в западных клиниках. Опыт позволил расширить ассортимент предложений для российских пациентов", - говорит главный врач CORIS assistance Лев Авербах.

Необходимое звено

Собственно говоря, Интернет дает возможность вовсе обойтись без посредников при организации лечения за рубежом. "Если человек современный, образованный, знает иностранный язык, он может сам разыскать общую информацию о зарубежном рынке здравоохранения, в некоторых случаях - найти специалистов и контакты. Однако он не сможет получить инсайдерскую информацию о врачах и медицинских учреждениях, найти лучшего специалиста и контакты. Кроме этого, процесс займет в три-четыре раза больше времени и потребует некоторых усилий", - рассуждает директор клиники "Андрос" Алексей Живов.

Кроме скорости, пациент-одиночка имеет риск проиграть в цене. В Интернете в основном представлены предложения иностранных ассистанских компаний, чьи наценки за оказанные услуги, по словам экспертов, составляют от 30 до 150% стоимости операции. Другой подводный камень, на который можно наткнуться при самостоятельном плавании, - организационные неувязки и затягивание процесса обследования и лечения, что увеличивает общую сумму расходов. По словам Ефима Данилевича, "германские и израильские клиники делают бизнес на ожиданиях российских граждан, зачастую преувеличивая свои возможности. Иногда это честное заблуждение, иногда - намеренное искажение действительности (особенно этим грешат посредники). Поэтому человек, не имеющий квалифицированного медицинского консультанта, рискует, заплатив деньги, оказаться в ординарной клинике, а не мировом лидере направления".

Российские компании-посредники являются своеобразными гарантами того, что человек попадет к максимально подходящему в его случае специалисту: как правило, они обладают разветвленной сетью личных контактов в госпиталях разных стран. Хотя повсеместно в Европе и США можно получить весь спектр медицинских услуг, традиционно считается, что в Германии лучше решать кардиологические и онкологические проблемы, в Израиле - лечить онкологию и болезни кожи, в Финляндии - рожать и избавляться от бесплодия. США является мировым лидером во всех сферах медицины, однако отдаленность и высокие цены (в полтора-два раза выше европейских) снижают популярность медицинской Мекки среди россиян. Прямо противоположные причины - территориальная близость и одни из самых низких цен в Европе - повышают рейтинг финской медицины в глазах петербуржцев.

В области кардиохирургии, нейрохирургии, пересадке внутренних органов российская медицина на 20-30 лет отстает от западной

Минимальный пакет ассистанских услуг - поиск подходящей клиники, назначение даты лечения и перевод медицинской документации на иностранный язык - обходится клиенту от 200 до 2 тыс. евро. Десятикратная разница цен определена не уровнем предоставляемой услуги, а скорее раскоординированностью рынка, не доросшего даже до стадии ценовой конкуренции. "Расширенный" пакет услуг может обойтись на порядок дороже, чем минимальный. За отдельную плату посредники берут на себя организацию поездки пациента любыми видами транспорта.

При желании специалист компании может сопровождать пациента: это не только решает проблему языкового барьера, но и ускоряет процесс постановки окончательного диагноза. По словам собеседников, для полноценного контакта необходимо не просто знание языка, а "медицинского английского". Хотя в Израиль и Германию можно смело ехать без сопровождения: высокая заинтересованность медицинского бизнеса этих стран в контактах на внешнем рынке, а также большое количество наших бывших соотечественников облегчает взаимопонимание местных врачей с российскими пациентами.

Ассистанс по-петербургски

Преобладание среди посреднических компаний лечебных учреждений придает петербургскому ассистанскому сервису индивидуальные черты, отличающие его, скажем, от московского или западного. Каждый медицинский центр заинтересован прежде всего в загрузке собственных мощностей, поэтому в случае ординарного заболевания занимается продвижением своих услуг. Понятно, что у таких центров и компаний, для которых посредничество - основной хлеб, устремления диаметрально противоположны.

В тех случаях, когда петербургская медицина не в состоянии обеспечить адекватный уровень лечения или когда клиент упорствует в своем желании получить медицинскую помощь за рубежом, петербургские медицинские центры стремятся из посредников стать активными участниками процесса. "Наш специалист встречается с пациентом, оценивает его медицинскую проблему. Затем мы предлагаем провести дообследование на нашем оборудовании. Но, во-первых, предварительно выясняем у принимающей стороны, какие исследования она примет в нашем исполнении, а какие будет непременно повторять, чтобы не заставлять клиента платить дважды. Во-вторых, обеспечиваем такое качество снимков и описание результатов исследований, чтобы это было приемлемо и понятно для западного врача", - рассказывает Ефим Данилевич.

Дообследование в российской клинике сокращает время пребывания за рубежом и заметно экономит средства пациента. Например, простейшее исследование на ядерном магнитно-резонансном томографе в Финляндии стоит ориентировочно от 700 евро, в Германии - от 1000 евро, в США - от 1500 долларов. В Петербурге данный вид диагностики обойдется в 150-200 долларов. К слову, компании, занимающиеся исключительно ассистансом, скептически оценивают участие отечественных медиков в подготовке пациента к операции. Так, в InterMedService сообщили, что никогда не направляют пациента на предварительные обследования в медцентрах Петербурга, так как "в Германии все равно придется переделывать все снимки заново".

Наконец, еще одна, бесспорно, положительная особенность, обусловленная причастностью отечественных медицинских центров к лечению за рубежом. "Крайне важно, кто будет наблюдать пациента в послеоперационный период. Наши специалисты говорят на том же медицинском языке, что и их западные коллеги, а зачастую лично знакомы с хирургом, проводившим операцию, поэтому их участие в процессе лечения позволяет обеспечить преемственность и достичь максимального эффекта", - поясняет медицинский директор Международной клиники MEDEM Александр Стрельников.

Внутреннее противоречие

Таким образом, основные игроки рынка - медицинские центры оказываются в состоянии некоторой внутренней раздвоенности. С одной стороны, содействие выезжающим за границу пациентам выгодно, интересно, востребовано, с другой стороны, это направление деятельности вступает в противоречие с их основным бизнесом. "Некоторые медицинские проблемы (их количество уменьшается с каждым годом) по-прежнему лучше и эффективнее решать за рубежом. Однако данное направление никогда не будет популярно среди докторов, потому что признать тот факт, что лечиться в данном конкретном случае лучше за границей... Для этого требуется большое гражданское мужество",- считает Александр Стрельников.

Описанная нами двойственность не дает определить медицинский туризм как самоценный бизнес, ему отводится прикладная роль, в результате чего влияние подавляющего большинства участников на формирование рынка сведена к минимуму. Другая причина медленного освоения потенциала рынка - отсутствие ресурсов. "Мы бы хотели активнее заниматься организацией лечения за рубежом, тем более что спрос на эту услугу, судя по всему, растет, но у нас просто не хватает средств для расширения предложения", - говорит Алексей Живов. Зато вполне достаточно сил и средств на активное проникновение на российский рынок у иностранных ассистанских компаний.

Петербургские игроки, занявшие пассивную позицию, могут быть вытеснены иностранными ассистанскими компаниями

Если два года назад на ежегодной медицинской выставке в Москве была всего одна ассистанская компания, то в этом году с предложениями вышли уже с полдесятка посредников и несколько европейских иностранных госпиталей. В Интернете размещено огромное количество русскоязычных сайтов с предложениями по организации лечения в зарубежных клиниках (преимущественно - в Израиле и Германии). Организаторы стараются заполучить в качестве посредников российских врачей, размещая на сайтах объявления следующего содержания: "Мы готовы наладить профессиональные контакты с врачами, медицинскими центрами и учреждениями для заключения договорных отношений о взаимном сотрудничестве. В случае успешного сотрудничества и направления в наш адрес пациентов, нуждающихся в профессиональной медицинской помощи, указанные выше лица (как юридические, так и физические) получают provision (гонорар)".

Агрессивное проникновение иностранных конкурентов, с одной стороны, - благо для рынка: они гораздо активнее, чем петербургские медцентры, занимаются рекламой возможностей зарубежной медицины и формированием (отчасти - и воспитанием) спроса. Ведь не секрет, что из-за отсутствия культуры здорового образа жизни даже состоятельные российские граждане зачастую предпочитают инвестировать средства в бизнес, недвижимость, автомобили, но - не в собственное здоровье.

С другой стороны, активное проникновение большого числа фирм-посредников чревато для клиентов опасностями, перечисленными выше, - повышением цены, несоответствием предоставленной услуги заявленной, негарантированным уровнем качества организации и сервиса. Петербургские игроки, занявшие пассивную выжидательную позицию (исключение - InterMedService), могут, к сожалению, оказаться на обочине процесса из-за того, что своевременно не оценили перспективы этого вида бизнеса.

Санкт-Петербург