Неоплаченный долг

22 августа 2005, 00:00
  Северо-Запад

Судебные исполнители Латвии требуют от министерства юстиции оплаты своих расходов, угрожая забастовкой

Латвийские судебные исполнители выдвинули министерству юстиции ультиматум - до 3 октября найти средства на оплату их расходов. Иначе они откажутся принимать к исполнению дела по взысканию государственных долгов. Дело в том, что все 113 судебных исполнителей уже год работают на государство бесплатно, получая справки по алиментным и прочим делам за свой счет. Например, чтобы взыскать алименты с отца-неплательщика, судебному исполнителю приходится проверять, есть ли у него в наличии средства и собственность. Никаких скидок за оплату справок в этих случаях не предусмотрено, и судебный исполнитель зачастую вынужден выкладывать из своего кармана от 20 до 100 латов (40-200 долларов). Общая задолженность государства перед исполнителями достигла уже 1 млн долларов.

"Это великая честь - работать на благо детей", - заявила судебным исполнителям министр юстиции Солвита Аболтиня. "У нас тоже есть дети, и их надо кормить, - говорит глава Латвийского совета судебных исполнителей Инга Чепелкина. - В месяц у каждого из нас бывает от 30 до 300 таких государственных дел. На то, чтобы взыскивать коммерческие долги, за которые мы получаем гонорар по установленной министерством таксе, у нас просто не остается времени".

Но министр осталась непреклонной. Более того, она подписала указ об увольнении трех судебных исполнителей, на которых поступило больше всего жалоб от должников. Наказанные исполнители оспаривают министерское решение в административном суде, намереваясь в случае необходимости дойти и до европейских инстанций.

Между тем отношение к судебным исполнителям в латвийском обществе становится все более враждебным. В апреле рижанин Янис Полушкин, которого по решению суда должны были выселить из квартиры, принадлежавшей сыну его жены, угрожал судебному исполнителю, после чего взорвал квартиру вместе с собой в тот момент, когда представители полиции принялись взламывать дверь. В июле на пороге собственного дома несколькими выстрелами в упор был тяжело ранен муж Инги Чепелкиной, и это покушение связывают с профессиональной деятельностью супруги.