По экономическому потенциалу Республика Коми является одним из наиболее перспективных регионов Северо-Запада России, в частности, по величине ВРП на душу населения республика в СЗФО лидирует. Это лидерство обусловлено прежде всего разработкой богатых сырьевых запасов (вместе с относительно небольшой численностью населения, немногим превышающей, согласно переписи населения 2002 года, 1 млн человек). Сырьевая ориентация экономики региона очевидна, и в республиканском правительстве воспринимают ее как преимущество. "Что бы ни говорили, а республика по определению сырьевая, - утверждает первый заместитель главы правительства РК Павел Орда. - Это нефть, газ, лес, бокситы, небольшие месторождения других полезных ископаемых. Поэтому мы обречены на развитие этих отраслей".
Несмотря на перечисленные ресурсы, еще несколько лет назад экономика Коми находилась в кризисном состоянии. "Сегодняшнее состояние экономики республики нас не удовлетворяет", - сказал два с половиной года назад в интервью "Эксперту С-З" тогдашний глава экономического блока в правительстве РК Николай Левицкий. Перечисляя проблемы, Левицкий не был оригинален: он назвал и ЖКХ, и необходимость реформировать систему здравоохранения, и проблему избыточного населения на севере республики (Воркута и Инта), и недостаточное количество инвестиций в экономику региона.
За прошедшие с того времени два с лишним года экономическая ситуация в республике (как, впрочем, и в России в целом) изменилась к лучшему. Растет, хотя и медленно, количество инвестиций, растет ВРП, с 2001 года почти в два раза увеличились собственные доходы республиканского бюджета, на 37% выросла реальная заработная плата, ликвидирована задолженность по зарплате бюджетникам (подробнее см. справку о социально-экономическом положении РК на стр. 43). Можно сказать, что первоочередные экономические проблемы решены, дыры залатаны. Отчасти это произошло за счет внешних факторов, прежде всего роста мировых цен на нефть и, в меньшей степени, на металл (что повлекло рост цен на уголь и положительно сказалось на работе воркутинских шахт). Стабилизации способствовала и деятельность республиканского правительства, которому удалось поднять поступления в бюджет по налогу на прибыль за счет заключения налоговых соглашений с крупными компаниями, работающими в регионе (прежде всего с "ЛУКОЙЛом").
Стабилизация республиканской экономики достигнута, но прорыва не произошло. С одной стороны, нелепо было бы ожидать резкого экономического подъема всего за несколько лет: заметный подъем в республике возможен лишь в результате промышленного строительства и реализации крупных инфраструктурных проектов, а это дело дорогое и требующее времени. С другой стороны, политика республиканского правительства по привлечению инвестиций на протяжении последних лет могла бы быть и более энергичной: ряд проектов находятся практически в том же состоянии, в котором они были два с половиной года назад.
Пожалуй, наиболее перспективный из реализующихся на территории РК инвестиционных проектов - строительство глиноземного завода между Сосногорском и Ухтой, за которым должно последовать возведение алюминиевого комбината. Компания СУАЛ еще в 1998 году начала работы на Средне-Тиманском бокситовом руднике. Второй этап реализации проекта - строительство глиноземного завода, сумма инвестиций в который, по расчетам, должна составить 1 млрд 200 млн долларов.
Первоначально планировалось, что проект будет осуществляться силами одного СУАЛа (хотя одно время и обсуждалось привлечение иностранных партнеров - французской компании Pechiney и американской Alcoa), однако в мае 2005 года СУАЛ подписал соглашение об участии в проекте со своим основным конкурентом, компанией "Русский алюминий". В настоящее время 50% акций компании "Коми Алюминий", созданной для реализации проекта, принадлежат СУАЛу, а 50% - "Русскому алюминию". Кооперация этих компаний, несмотря на внешнюю парадоксальность, вполне логична: СУАЛу просто не нужно то количество глинозема, на которое рассчитан завод (его запланированная мощность - 1,4 млн тонн в год), "Русал" же, напротив, испытывает недостаток сырья. Инвестиции в проект партнеры осуществляют в равных долях, будут привлечены и западные кредиты, в частности от ЕБРР. После глиноземного завода, начало производства на котором запланировано на 2008 год, начнется строительство Печорского алюминиевого комбината (тогда суммарные инвестиции в проект составят 2 млрд 400 млн долларов).
Едва ли стоит сомневаться, что этот проект будет реализован (по крайней мере - будем осторожны - в той его части, что касается глиноземного завода), однако пока работы ведутся низкими темпами. В 2003 году была построена 160-километровая железнодорожная ветка, необходимая для работы на бокситовых месторождениях. В 2004 году генеральный директор "Коми Алюминия" Владимир Кремер в интервью агентству Reuters говорил о том, что закладка фундамента обоих заводов должна состояться в апреле 2005 года. На дворе уже сентябрь, а проект только прошел экологическую экспертизу (он вызвал серьезные возражения экологов). По словам пресс-секретаря "Коми Алюминия" Андрея Андреева, работы на площадке (расчистка участка и т.д.) должны начаться в 2006 году.
Можно сказать, что первоочередные экономические проблемы в Коми решены, дыры залатаны. Отчасти - за счет внешних факторов, прежде всего роста мировых цен на нефть. Кроме того, республиканскому правительству удалось поднять поступления в бюджет по налогу на прибыль за счет заключения налоговых соглашений с крупными компаниями, работающими в регионе
Алюминиевое производство относится к одному из наиболее энергоемких, поэтому во многом судьба проекта будет зависеть от соглашений с энергетиками. Энергия на заводы будет поступать с Печорской ГРЭС, контрольный пакет акций которой принадлежит РАО ЕЭС. ГРЭС, в свою очередь, работает на газе, который поставляет "Газпром". По словам Андреева, с "Газпромом" и РАО ЕЭС ведутся переговоры о квотах и фиксированных тарифах на энергию. По всей видимости, потребуется и модернизация ГРЭС.
Реализация проекта действительно даст ощутимый толчок республиканской экономике. Речь идет и о создании новых рабочих мест (по оценке Владимира Кремера, их будет около 10 тысяч - с учетом производств, которые возникнут "вокруг" комбината), и о развитии тех же инфраструктурных проектов, и об увеличении налоговых поступлений в республиканский бюджет (по расчетам, с вводом глиноземного завода они увеличатся едва ли не на треть).
Неожиданный прорыв
Одним из наиболее проблемных мест республиканской экономики всегда были угольные шахты в Воркуте и Инте. Долгое время считалось, что эти шахты по определению убыточны. Однако это оказалось не так: за два года ситуация в Воркуте (а частично и в Инте) существенно изменилась к лучшему.
В июле 2003 года воркутинские шахты, до этого находившиеся в государственной собственности, были приобретены компанией "Северсталь-групп" и включены в структуру "Северсталь-ресурса". По словам пресс-секретаря "Северсталь-ресурса" Сергея Локтионова, приобретение компанией воркутинских шахт было логичным: исторически Череповецкий металлургический комбинат (ядро "Северстали") работал именно на воркутинских углях.
В течение нескольких месяцев после приобретения шахт были ликвидированы долги шахтерам по зарплате. Зарплата с тех пор увеличивалась на треть каждый год и в настоящий момент в среднем составляет 15.270 рублей (впрочем, эту сумму едва ли можно признать адекватным вознаграждением шахтерам за их труд).
За вторую половину 2003 года инвестиции "Северстали" в "Воркутауголь" составили 2,7 млн долларов, в 2004 году - 65 млн долларов, в 2005 году - 170 млн долларов. Чистая прибыль "Воркутаугля" в 2005 году, по прогнозам аналитиков ИК "Антанта Капитал", составит 103 млн долларов (без учета шахты "Воргашорская"). По словам Локтионова, прибыль воркутинских шахт будет реинвестирована в их развитие. Во многом высокие экономические показатели шахт связаны с улучшением внешнеэкономической ситуации - ростом мировых цен на металл и прокат и, как следствие, на уголь.
В планах "Северсталь-ресурса" - несколько инвестиционных проектов в Воркуте. Во-первых, это объединение четырех угольных шахт подземной магистралью (общая стоимость проекта - 350 млн долларов за четыре года). Во-вторых, увеличение обогатительных мощностей и рост переработки на месте добываемого угля. В-третьих, разработка Юньягинского угольного месторождения под Воркутой, добыча на котором будет осуществляться открытым способом. Внутренний тендер на разработку этого месторождения выиграла кузбасская шахта "Первомайская", входящая в состав "Северсталь-ресурса".
Впрочем, задолженность воркутинских шахт перед бюджетами разных уровней, накопившаяся с 1990-х годов, все еще составляет гигантскую сумму - около 10 млрд рублей. "Северсталь" пытается найти способы реструктуризации задолженности, которая, по словам Локтионова, позволила бы увеличить инвестиции в инфраструктуру воркутинских шахт.
Хуже обстоят дела в Инте. Интинские шахты, на которых добывается энергетический уголь, не задействованный в производственной цепочке "Северстали", остаются государственными. Тем не менее при покупке "Воркутаугля" между "Северсталью" и республиканской администрацией было заключено соглашение, предусматривающее социальную ответственность компании, в том числе и за ситуацию в Инте. В настоящее время, по словам Локтионова, " Северсталь" помогает "Интауглю" с управленческим менеджментом и отчасти со сбытом продукции. "Это сотрудничество обусловлено социальными обещаниями "Северстали", но оно не может продолжаться вечно", - говорит Локтионов. В 2004 году в Инте были закрыты две шахты, что вызвало волнения горняков. Тем не менее, по словам Орды, "уже ясно, что в Инте можно выделить здоровое ядро, которое будет продолжать работать дальше. Понятно, что это будет не очень доходное, но при этом стабильное предприятие". В будущем, вероятно, интинские шахты приватизируют, но пока этот вопрос не стоит на повестке дня.
Сила - в слабости
Ряд инвестиционных проектов связан с развитием нефтяной отрасли. Более 80% добычи нефти на территории РК осуществляет компания "ЛУКОЙЛ-Коми". Прежде всего речь идет о комплексной разработке Ярегского нефте-титанового месторождения. Добыча нефти на этом месторождении ведется с 1940-х годов, однако титановая руда пока остается неиспользованной.
Однако основную ставку в правительстве республики делают на развитие лесозаготовки и лесопереработки. "Основная часть инвестиционных проектов связана именно с лесом", - говорит Павел Орда.
"Лесная база республики сильно недорублена, - считает генеральный директор компании "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" Ринат Старков. - Здесь можно было бы более активно развивать лесную отрасль". Препятствием для этого является, опять-таки, неразвитость транспортной инфраструктуры: вывозить лес на экспорт довольно дорого. Вторая проблема, как и везде в России, - отсутствие лесных дорог. "Никаких преимуществ те, кто строит дороги, не получают, - говорит Старков. - То есть мы платим дорожный налог и еще дополнительно вкладываем свои деньги в строительство дорог, по которым потом все ездят".
Между тем удаленность от экспортных путей, стимулируя развитие лесопереработки, может превратиться из недостатка в одно из конкурентных преимуществ республики, поскольку вывозить необработанный лес не так выгодно, как в приграничных регионах России.
Некоторые инвестиционные проекты республиканской администрации связаны именно с переработкой леса. Во-первых, речь идет о строительстве Удорского ЦБК. Этому проекту уже не один год. По словам Павла Орды, когда два года назад он попросил показать ему проект строительства ЦБК, ему принесли два листа бумаги с описанием идеи. На сегодняшний день подготовлено более обоснованное инвестиционное предложение, однако инвестор пока не найден. В стадии реализации находится строительство лесопильного завода рядом с Сыктывкарским ЛПК (проект компании "Тили Леспром Сыктывкар"). Предприятия будут связаны единой производственной цепочкой - щепа с лесопилки будет использована в качестве сырья на ЛПК. В планах остается строительство лесоперерабатывающих комбинатов в Троицко-Печорском и Корткеросском районах республики (опять-таки, эти планы далеко не новы).
Динамичной реализации этих проектов мешает, в частности, отсутствие четкой политики республиканской администрации в отношении инвестиционных льгот. "Хотелось бы, чтобы правительство республики определилось с тем, какие льготы оно готово предоставить инвесторам, - говорит Ринат Старков. - Администрация разрешает инвесторам работать на территории республики. Но сказать, что она активно пропагандирует привлечение инвестиций, я, наверное, пока не могу". Возможно, от выработки более ясной инвестиционной политики и будет зависеть судьба многих заявленных проектов в лесном комплексе Коми.
Сыктывкар - Санкт-Петербург