В январе 1915 года на заседании физико-математического отделения Академии наук академик Владимир Вернадский огласил заявление о необходимости организации Комиссии по изучению естественных производительных сил России - КЕПС. В заявлении, в частности, говорилось: "В переживаемую историческую эпоху, требующую напряжения всех сил нашей страны, Императорская Академия наук не должна оставаться в стороне от движения... к развитию и поддержанию силы и могущества России, необходимых для возможного облегчения тяжести войны - как сейчас, в ее разгаре, так и после ее окончания".
Фундаментальные исследования КЕПС по геологии, биологии, технологии добычи сырья, рациональному использованию природных ресурсов получили интенсивное продолжение в постреволюционное время, особенно при разработке плана ГОЭЛРО и первых пятилеток. Стоит ли говорить, что все успехи, достигнутые благодаря усилиям ученых-патриотов, коммунистические бюрократы позднее приписали себе.
"Тяжести", о которых говорил академик Вернадский 90 лет назад, в известной мере длятся до сих пор, к ним, увы, приложились и многие другие. А вот порывы к глубокому изучению производительных сил страны, работы над созданием органических, а не искусственных моделей ее развития стали редки, бессистемны и, как бы это сказать, неодухотворенны.
Две соревнующиеся концепции развития российских территорий - эгалитарная (от Минфина) и элитарная (от Министерства регионального развития) - имеют общий порок. В обоих случаях чиновники решают, как они будут нами управлять. Чиновники забывают, что на самом деле развитие складывается не из суммы бюрократических решений, а из суммы частных интересов, которые, впрочем, надо направлять, увязывать etc, в чем, собственно, и состоит их задача.
Определения основателей КЕПС были элегантны и академически точны. Комиссия изучала естественные производительные силы России. Современные нам подходы больше похожи на косвенную констатацию ее бессилия.