Полярный парадокс

Беспрецедентный рост прибыли ключевых мурманских предприятий не обеспечил ни притока инвестиций в регион, ни повышения уровня жизни населения

Мурманская область в 20-е годы прошлого века формировалась как сырьевой придаток страны. Это один из развитых горнорудных регионов России, здешние запасы полезных ископаемых имеют общероссийское значение, а по апатито-нефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам - мировое.

Семь лет назад сырьевая ориентация стала для региона благословением: она позволила переориентировать потоки продукции с внутреннего рынка, спрос на котором упал до минимума, на рынок внешний и восстановить промышленность быстрее, чем в большинстве областей страны. До сих пор здесь вспоминают 1999-2001 годы как местное "экономическое чудо": послекризисный общероссийский подъем, усиленный благоприятной конъюнктурой мировых цен на металлы, обеспечил рост промышленного производства почти на 8% в год и "переполнил" бюджет. В 2002 году эйфория закончилась вместе с обрушением цен на никель и областной бюджет вернулся к традиционному дефицитному существованию.

Очередной подъем не заставил себя долго ждать. Уже с конца 2003 года спрос на металлы на мировом рынке начал расти, обеспечив рост производства и финансовых результатов в базовых отраслях региона. Прибыль предприятий горнопромышленного комплекса в 2004 году увеличилась в разы. Тенденция не прервалась и в 2005 году. Но экономический всплеск не привел к существенному приливу инвестиций, а качество жизни населения за последние полтора года заметно ухудшилось. По мнению региональных властей, обеспечить подъем экономики Мурманской области и обезопасить ее от капризов мирового рынка могла бы диверсификация источников налоговых поступлений в бюджет.

Королевский расклад

В аналитическом обзоре Института экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук (ИЭП КНЦ РАН) отмечается, что очередное улучшение финансовых показателей деятельности мурманской промышленности обусловлено отнюдь не ростом производства: в 2004 году этот показатель составил 2%, а в первом полугодии 2005-го и вовсе застыл на нулевой отметке. Зато при сопоставлении объемов в денежном выражении в текущих ценах картина получается более отрадная - налицо 15-процентный среднегодовой прирост.

"Несмотря на продолжающееся замедление темпов роста промышленного производства, благоприятная для крупных производителей области конъюнктура цен на их продукцию (железорудный и апатитовый концентраты, цветные металлы) позволила существенно увеличить доходы и прибыли", - отмечает директор ИЭП КНЦ РАН Владимир Дидык.

Замечание экономиста в первую очередь относится к гигантам горнопромышленного комплекса, обеспечивающим фактически половину объема промышленного производства Мурманской области. Это входящие в российские финансово-промышленные группы Кольская ГМК ("Норильский никель"), комбинат "Апатит" ("ФосАгро"), Ковдорский ГОК ("ЕвроХим"), "КАЗ-СУАЛ" ("СУАЛ-холдинг").

Перечисленные предприятия с 2003 года живут в условиях особо благоприятного внешнеэкономического климата. Так, макроэкономические факторы (увеличение мировых объемов производства нержавеющей стали, а также быстрое развитие экономики крупнейшего потребителя - Китая) повлияли на стоимость никеля, который последние два года продавался по цене, близкой к максимуму, - по 18 тыс. долларов за тонну. Благодаря растущему спросу со стороны перерабатывающих экономик Китая, США и Японии второй год растут потребности мировой экономики в меди и, соответственно, цена на нее. Изменения условий экспорта привели к сокращению поставок китайского алюминия в Европу, и с конца 2004 года спрос на "крылатый металл" на Лондонской бирже также превысил предложение. По данным производителей Мурманской области, в прошлом году отмечено повышение контрактных цен на железорудный концентрат в два с половиной раза, на апатитовый концентрат - на 90%.

Кольские предприятия-экспортеры в полной мере воспользовались удачным моментом: внешнеэкономический оборот Мурманской области растет примерно на четверть в год, причем импорт в нем составляет не более десятой доли. В 2004 году сальдированная прибыль крупных и средних предприятий региона выросла беспрецедентно - в 2,4 раза. В текущем году динамика не столь ошеломляющая, но также энергичная: сальдированная прибыль выросла на 44% и составила 9,93 млрд рублей за полугодие. Более половины этой суммы, как и годом ранее, приходится на Кольскую ГМК - одного из основных российских производителей никеля, меди и кобальта. Показатели остальных горноперерабатывающих предприятий не могут не радовать акционеров.

Завершающийся год был отмечен еще одним позитивным для экономики области событием. Рыбная промышленность, играющая заметную роль в жизни региона (она составляет порядка 13% промышленного производства области и главным образом ориентируется на экспорт), похоже, начала возрождаться. Скольжение вниз, продолжавшееся три года, удалось остановить - в первом полугодии 2005 года мурманские рыбаки увеличили вылов рыбы и морепродуктов. Эксперты связывают этот прорыв с победой, одержанной рыбацким лобби на федеральном уровне: аукционы по продаже квот на вылов рыбы заменены новой системой, при которой квоты закрепляются за рыбопромышленниками на пять лет. Ожидается, что освобожденная от аукционных трат и почувствовавшая некоторую стабильность рыбная отрасль уже по итогам 2005 года продемонстрирует неплохие финансовые результаты.

Инвестиционная воздержанность

Казалось бы, есть все предпосылки для резкого взлета инвестиций в основной капитал промышленных предприятий области. Однако реалии не отвечают ожиданиям. Инвестиции в текущем году действительно увеличились на четверть, но в то же время потенциал их роста не исчерпан, а потребности - не удовлетворены.

"Сумма потенциальных собственных источников финансирования инвестиций крупных и средних предприятий области (чистая прибыль плюс амортизация) в первом полугодии 2005 года составляла около 20 млрд рублей. Фактически израсходовано собственных средств на капитальные вложения около 5 млрд рублей, то есть около четверти текущих чистых доходов, не говоря о накоплениях прошлых лет", - поясняет Владимир Дидык.

По данным кольских ученых, при более высокой удельной фондоемкости экономики Мурманской области объем инвестиций в расчете на душу населения ниже среднего как в целом по России, так и по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО). Для сравнения: по такому показателю, как ВРП на душу населения, Мурманская область традиционно занимает первое-второе место в СЗФО.

Структура финансовых вливаний в развитие экономики характеризует инвестиционный климат региона не с лучшей стороны: львиную долю (73%) составляют собственные средства предприятий и этот показатель более чем в полтора раза превышает российский. Оставшийся объем средств практически в равных долях поступает из бюджетов всех уровней и от внешних источников. Иностранные инвестиции, несмотря на трехкратный рост в нынешнем году, текут по-прежнему нешироким ручейком (14,5 млн долларов, или менее 10% от общего объема вливаний в основной капитал). К тому же иностранное происхождение более половины инвестиций сомнительно: перечень главных стран-инвесторов (Белиз, Виргинские острова, Кипр) дает аналитикам основание говорить о переводах российских денег через оффшоры.

Как ни удивительно, но инвестиционная скудость имеет те же корни, что и периодические взлеты мурманской экономики. Причины и того и другого кроются в сырьевом профиле региональной экономики, опирающейся на горнопромышленный комплекс. Проекты по его развитию или реконструкции крайне дороги, медленно окупаемы и слишком завязаны на экономическую и политическую конъюнктуру, чтобы выглядеть привлекательными в глазах мирового капитала. "Что касается собственных средств предприятий, то практически все горнодобывающие и горноперерабатывающие комбинаты Кольского полуострова включены в российские финансово-промышленные группы и не вольны распоряжаться собственной прибылью так, как хотелось бы властям региона и, возможно, руководителям самих комбинатов", - полагает заместитель начальника департамента экономики правительства Мурманской области Виктор Горбунов.

Впрочем, отдельные финансово-промышленные группы рассматривают Кольский полуостров как наиболее удобную территорию для размещения масштабных проектов. Еще три года назад СУАЛ заявил о намерении вложить более 20 млрд рублей в строительство второй очереди алюминиевого завода в непосредственной близости от избыточных мощностей Кольской АЭС. Но поддержанный президентом страны и активно лоббируемый региональными властями проект наткнулся на противодействие Минэнерго и РАО ЕЭС.

Без последствий

Блестящие финансовые результаты деятельности промышленных гигантов никак не сказались на общем оздоровлении социально-экономической обстановки в регионе. Реальные доходы населения продолжают падать (в первом полугодии 2005 года - на 2,9%) под воздействием двух разнонаправленных тенденций. Первая - более медленный, чем по России в целом, рост средней заработной платы. После того как государство переложило заботу о выплате северного коэффициента и полярных надбавок на плечи работодателя, не обеспечив новое бремя соответствующими налоговыми льготами, размер средней зарплаты в области стал приближаться к российскому показателю.

Вторая тенденция - более высокий, чем в целом в стране, рост цен на товары и услуги (в первом полугодии 2005 года - 9,7 и 8% соответственно). Особенно стремительно растет стоимость предоставляемых населению услуг, в первую очередь - за счет удорожания услуг ЖКХ, которые жители большинства городов и поселков полуострова уже оплачивают в полном объеме. Резкий, трехкратный с начала года, подъем цен на мазут (на этом топливе работают почти все котельные и ТЭЦ области) также не сделал мурманчан богаче.

Складывающаяся под воздействием перечисленных факторов структура потребления (основные траты приходятся на покупку постоянно дорожающего продовольствия и оплату услуг ЖКХ) свидетельствует о том, что значительная часть населения полуострова живет в режиме выживания. Объективные предпосылки для активного развития розничной торговли, услуг, сектора развлечений, жилищного строительства отсутствуют: по всем перечисленным параметрам область занимает последние места в СЗФО.

В свою очередь, медленный рост перечисленных сфер экономики исключает возможность развития малого бизнеса как дополнительного источника рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.

В поисках альтернатив

Досадный дисбаланс (расходы превалируют над собственными доходами регионального бюджета), скорее всего, будет расти. По мнению руководства области, увеличение разрыва предопределено передачей многочисленных федеральных полномочий на региональный уровень без соответствующего бюджетного подкрепления. "Много в последнее время эйфории по поводу передачи полномочий с федерального на региональный уровень. Но у меня особого удовлетворения нет. Потому что все должно быть подкреплено финансированием. Если это будет, я готов отвечать полным рублем за свои действия. Но сегодня переданные нам полномочия в основном расходные", - отметил в выступлении губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов.

Рост доходной части бюджета сдерживается неоднократно упомянутым фактором - мурманская экономика "заточена" под горнодобывающий комплекс. По определению Юрия Евдокимова, "сохраняется зависимость областного бюджета от конъюнктуры мирового рынка цветных металлов, экономической и финансовой политики холдингов, в состав которых входят наши градообразующие предприятия".

Собственно, отношения гигантов промышленности и региона урегулированы соглашениями, подписанными руководством холдингов с губернатором области. Но, по мнению экспертов, "джентльменские соглашения" не обеспечивают достаточного объема налогов, чтобы компенсировать потери, которые несет бюджет в результате минимизации налогооблагаемой прибыли комбинатов и манипуляций тарифами внутри холдинга.

Руководство региона осознает необходимость "разложить яйца по разным корзинам". В подписанной этой осенью "Программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы" делается упор на развитие принципиально новых или возрождение старых направлений промышленной деятельности. Предполагается эксплуатация нетрадиционных полезных ископаемых, строительство малых рыболовецких судов на пустующих судоверфях, возвращение рыбопереработки на мурманский берег, интенсивное использование туристических возможностей региона.

Однако настоящие деньги в бюджет могут принести только начинания головокружительного масштаба. В качестве такового два года назад рассматривался проект строительства нефтепровода для транспортировки нефти на экспорт. Сегодня вследствие политических и экономических причин надежды на его реализацию почти угасли. Теперь место журавля в небе занял проект развития Мурманского транспортного узла, который призван превратить порт Мурманск в крупнейшее северное экспортное "окно" страны.

Санкт-Петербург