От хлеба – к зрелищам

«Современный посетитель торгового центра ищет не только товары но и эмоциональный комфорт», – считает генеральный директор петербургского представительства международной компании Colliers International Борис Юшенков

Форматы торговой недвижимости, представленные на российском рынке, взяты отечественными девелоперами и ритейлерами из западной практики. Один из самых распространенных форматов – торгово-развлекательный центр; в США его называют shopping mall, в Европе – shopping center. Задача такого центра – создать удобное большое пространство, где вся семья может провести целый день, совершая покупки и развлекаясь. В России, и в том числе в Санкт-Петербурге, последние годы наблюдается бум торгово-развлекательных центров.

Тем временем на Западе этот формат претерпевает значительные изменения и, по мнению некоторых зарубежных специалистов, он уже выродился и скоро исчезнет. Не получается ли, что в России развиваются не имеющие перспектив формы торговой недвижимости? Об этом, а также об эволюции петербургских malls корреспондент «Эксперта С-З» беседует с генеральным директором петербургского представительства международной консалтинговой компании Colliers International Борисом Юшенковым.

– Американский маркетолог Пако Андерхилл в недавно опубликованной книге Call of the Mall (в русском переводе «Место действия – торговый центр») заявил, что эпоха торговых центров на Западе прошла…

– Здесь нужно определить, под каким углом зрения рассматривать данное явление. Сейчас на Западе для рынка торговой недвижимости определяющим является следующий тренд: в центрах развлекательная составляющая преобладает над торговой. При этом развлекательный сегмент там рассматривается значительно шире, чем принято у нас. Это не только боулинг, синемапарк и зал аттракционов, но полноценный культурно-досуговый центр, например – с концертным залом, художественной галереей, библиотекой и т.д. Сегодня в Европе в торговые центры интегрируются социальные, нередко муниципальные культурные учреждения, по большому счету, не приносящие никакого дохода. Один из самых ярких примеров – открывшийся в 2003 году в Бирмингеме торговый центр Bullring.

Таким образом, если рассматривать торговый центр как формат, ориентированный на выжимание из посетителя максимального количества денег, то это действительно уже вчерашний день. Сейчас в западных центрах «якорями» считаются не «денежные пылесосы», а операторы, создающие благоприятную эмоциональную атмосферу, удовлетворяющие эстетические, можно даже сказать, культурные потребности посетителей.

– Почему, на ваш взгляд, западные девелоперы торговой недвижимости стали делать акцент на культурно-досуговой части? Стало невозможно конкурировать с помощью торговых марок? 

– В первом приближении изменения формата sopping mall действительно были вызваны конкуренцией между центрами. Если же посмотреть на процесс шире, то можно сказать, что все это – реакция на изменение потребительских предпочтений.

Современный европеец уже не удовлетворится простым походом по торговым галереям, отдохнуть ему хочется не только в бильярде, боулинге или кино, где тоже нужно платить деньги. Он требует большего – уважения к себе, хочет посидеть в хорошем зимнем саду, послушать «живую» музыку в исполнении оркестра, почитать в уютной библиотеке и т.д., при этом ни разу не достав бумажник. И логика западных девелоперов, предоставляющих такие возможности, проста: посетитель на лишний час останется в центре и, скорее всего, зайдет в «ненужный» магазин – в результате все равно что-нибудь купит.

– Судя по Петербургу, российские торговые девелоперы движутся в ту же сторону, причем стремительно.

– Думаю, да. Еще два-три года назад в Петербурге открывались торговые центры, где не то что мест для комфортного отдыха, а эскалаторов не было, или был один эскалатор, работающий на подъем, т.е. спускаться посетители должны по лестнице. Это самый прагматичный, я бы сказал, меркантильный подход к клиенту. И посмотрите, какие центры строятся и открываются сейчас.

Например, недавно открылся «Гранд Каньон», где отчетливо прослеживается совершенно иной, близкий к тому, о чем мы говорили выше, подход. Девелопер этого mall уделил большое внимание тому, чтобы сделать для посетителей пребывание в центре максимально комфортным, предоставить людям возможность не только совершить покупки, но и просто хорошо провести время, не предлагая немедленно заплатить за это.

– По тому же пути идет девелопер центра «Планета Нептун», который скоро откроется. В нем, как известно, будет первый в Петербурге океанариум…

– Честно говоря, девелоперы «Планеты Нептун» нацелены на тот же результат, но шли они другим путем. Владельцы этого центра хотели в первую очередь построить в городе океанариум, и уже под эту идею разрабатывался торговый центр. В свою очередь, тот же «Гранд Каньон» и другие петербургские центры, которые сейчас строятся, изначально замышлялись как галереи, но качественно нового уровня. Впрочем, как бы то ни было, тенденция очевидна.

Санкт-Петербург