Бес простоя

Переход автоперевозчиков на современные модели грузовых автомобилей и растущая конкуренция способствуют развитию рынка услуг грузового автосервиса

В конце июля в пригороде Набережных Челнов ОАО «КАМАЗ» представил дилерам сервисный центр, построенный по типовому проекту и соответствующий требованиям компании. Это свидетельствует о переходе отечественных производителей грузовых автомобилей на корпоративные стандарты обслуживания, что лишает сервисы многих автотранспортных компаний перспектив развития. Слабооснащенным ремонтным подразделениям транспортных предприятий уже не под силу обеспечить необходимое качество технической эксплуатации современных грузовых автомобилей. К тому же в период гарантийного срока поставщики грузовиков требуют, чтобы обслуживание осуществлялось только в работающих под контролем производителей авторизованных сервисных центрах. Все эти обстоятельства породили спрос на специализированный сервис грузовиков и формирование рынка соответствующих услуг (нового для России).

В Санкт-Петербурге этот рынок на сегодняшний день получил достаточное распространение, поэтому большинству автотранспортных компаний незачем вкладываться в развитие собственных ремонтных подразделений. В перспективе грузовой сегмент петербургского авторынка повторит путь развития рынка легковых автомобилей и уже в ближайшее время перейдет от пока еще актуальных магазинов грузовых автозапчастей и разборок к формированию инфраструктуры современного грузового автосервиса.

Вымирающий вид

Чего в СССР действительно не было, так это сервиса грузовых автомобилей. Автотранспортные предприятия (АТП) как главный элемент отрасли грузового автотранспорта фактически представляли собой натуральное хозяйство, включающее не только службу перевозок, но и стоянку, ремзону и даже склад ГСМ. Основной нормативный документ, регламентировавший работу АТП, – Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – охватывал практически все аспекты технической эксплуатации отечественных грузовых автомобилей (ограниченного модельного ряда) и освобождал автопроизводителей от создания фирменных сетей сервиса. Для осуществления капитального и агрегатного ремонта существовала сеть авторемонтных заводов.

По уровню оснащенности многие ленинградские АТП в свое время были в числе лучших, однако даже они в рыночных условиях не выдержали конкуренции. Их место на рынке и их территорию захватили специализированные компании, автотранспортные и занимающиеся продажей и сервисом грузовых автомобилей. Исключения из этого правила немногочисленны (ОАО «Совавто-Санкт-Петербург», ОАО «Матрален») и лишь подтверждают общее правило.

«Совавто» еще с советских времен занимается международными автоперевозками и использует грузовики иностранного производства. При этом сервисное подразделение уже давно выделено в отдельную дочернюю структуру – ООО «Центр Автосервис» (первый официальный сервисный центр Volvo в России), которое сегодня предоставляет услуги по обслуживанию и ремонту грузовиков и автобусов Volvo не только для своего автопарка, но и сторонним компаниям.

Изменение подхода к техническому обслуживанию и ремонту в автотранспортной отрасли связано с повышением требований к конкурентоспособности используемого подвижного состава. Директор экспедиторской компании «Автотрейдинг Северо-Запад», занимающейся доставкой сборных грузов по России, Виктор Кузьмин так объясняет причины упадка комплексных АТП: «Смысл грузовика – ездить без простоев и поломок, максимально выполняя свою задачу. Ремонт действующего грузовика – это убыток и головная боль для его владельца. Отсюда высокие требования к качеству обслуживания, что может обеспечить только специализированный сервис».

Привычный вывих плохо лечится

По словам Кузьмина, существующее до сих пор мнение, что сервис собственными силами обходится дешевле, ошибочно: «Если транспортная компания ориентирована на результат, то формула „колеса крутятся – деньги идут“ становится во главу угла, а побочный процесс ремонта, который поглощает значительные ресурсы компании, отходит на второй план. Если провести расчет, то мы получим, что эффективность аутсорсинга (передача функций ремонта сторонним компаниям) выше эффективности собственного ремонтного цеха. При этом затратные части в первом и втором вариантах не сильно разнятся».

Это мнение разделяет и Михаил Стасюков, президент автомобильной корпорации «ГРУЗОМОБИЛЬ», управляющей сетью авторизованных центров по техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники «КАМАЗ», «ГАЗ», «НефАЗ», Golden Dragon, FAW, JAC, TATA. «Собственный сервис транспортной компании не может конкурировать со специализированным техническим центром, использующим современное технологическое оборудование, где работают квалифицированные специалисты, прошедшие обучение на заводах-изготовителях, и, что немаловажно, благодаря налаженным каналам поставок на складе всегда есть запасные части, даже на новые модели. Это их бизнес, а не обременительная обязанность. Они специально „заточены“ под техническое обслуживание и имеют финансовые возможности модернизировать свое производство, исходя из мировых стандартов», – подчеркивает Стасюков.

Тем не менее некоторые транспортные компании, занимаясь сервисом, все еще рассчитывают на свои силы. Особенно это характерно для индивидуальных автоперевозчиков и мелких фирм (до пяти автомобилей), ориентированных на сравнительно простые в обслуживании автомобили отечественного производства. Технический директор ООО «Автограф» (бренд «Дакар», официальный дилер коммерческих автомобилей Huindai, Intrall, ISUZU) Владимир Ленков в связи с этим замечает: «Ряд крупных торговых и производственных компаний имеют ремзоны для обслуживания и ремонта своих автомобилей. Ремонт и обслуживание собственными силами подразумевает выполнение простых операций (например, замена масла двигателя, тормозных колодок, фильтров и пр.) в послегарантийный период. При этом новые автомобили, находящиеся на гарантии, все равно обслуживаются на дилерских СТО».

Есть примеры и другого рода. Об одном варианте паллиативного решения сообщил начальник отдела продаж ООО «Петроскан» (дочерняя фирма Scania) Сергей Носков: «В тех случаях, когда это целесообразно, наша компания может делегировать некоторые сервисные функции ремзонам транспортных компаний, отвечающим определенным техническим требованиям. При этом они обслуживают только свои грузовики».

ЗАО «Группа Джей Эф Си» (JFC) завершает строительство в Петербурге сервисной станции по ремонту и обслуживанию грузовиков марки Mercedes-Benz. Крупнейший импортер фруктов, имеющий собственное автотранспортное подразделение, оснащенное грузовиками этой марки, считает, что станция по обслуживанию автопарка – логичный шаг при построении вертикально интегрированной компании. Аналогичные планы – строительство станции для обслуживания тягачей Mercedes-Benz – недавно озвучило транспортное подразделение группы компаний «Рольф». Впрочем, нам представляется, что эти решения вызваны не столько экономической целесообразностью, сколько временным дефицитом сервисных мощностей для этой марки грузовиков.

Транспортные компании вынуждены разделять парк автомобилей в зависимости от места проведения отдельных видов обслуживания и ремонта. Это лишает собственные ремзоны самодостаточности, а отвлечение сил и средств на непрофильную деятельность приводит к снижению рентабельности. Поэтому организаций, занимающихся ремонтом своего автопарка, становится все меньше.

Эшелонированный рынок

Генеральный директор группы сервисных центров «Парнасавтокомплекс» Сергей Фельк отмечает: «Ремонт грузовой техники в Петербурге, еще недавно бывший уделом отдельных умельцев и редких дилерских станций, ремонтных мастерских при крупных компаниях-автоперевозчиках, в настоящее время переживает активное развитие». Анализ базы данных, которую ведет автор этой статьи, показывает, что сервисом грузовых автомобилей в Петербурге сегодня занимаются уже около 150 компаний, в то время как в 2004 году их было менее 100. По мнению Виктора Кузьмина, «лидерами рынка в нашем представлении являются официальные (авторизированные) сервисы производителей грузовых автомобилей, а также некоторые отечественные компании с солидной репутацией и значительной историей на рынке предоставления сервисных услуг».

Число авторизованных сервисов грузовиков различно и пока не всегда согласуется со структурой грузового автопарка, поэтому на рынке есть достаточно конкурентные сегменты (Volvo, Iveco) и явный дефицит сервисных мощностей для некоторых марок (Mercedes-Benz). Этот дефицит компенсируется обращением в сервисные центры других регионов, включая зарубежные страны, поскольку значительная часть грузовых иномарок используется в международных перевозках. Так, генеральный директор ООО «Питертракцентр» (дилер Iveco) Леонид Кацыка сообщил: «Кроме нашей компании, которая по производственной мощности сервиса является крупнейшей на петербургском рынке и на Северо-Западе в целом, в Петербурге действуют два официальных дилера Iveco. Насыщенность питерского рынка услугами сервиса этой марки грузовиков близка к пределу, что определяет высокий уровень конкуренции. Но в конечном итоге потребитель от этого только выигрывает».

Значительная часть петербургского парка грузовых автомобилей была сформирована подержанными машинами, владельцам которых дилерский сервис не по карману. Поэтому на каждый авторизованный сервис приходится в среднем по три неавторизованных, но специализирующихся на автомобилях конкретных марок. Представлены на рынке и более универсальные грузовые автосервисы, обслуживающие широкий спектр марок, а также компании, которые специализируются на отдельных видах работ, таких как кузовной и агрегатный ремонт, ремонт топливной аппаратуры, покраска. Что характерно, к услугам последних иногда обращаются и авторизованные сервисы. Владимир Ленков говорит, что «ряд работ, необходимость в которых возникает лишь периодически (например, расточка двигателей, шлифовка коленвалов, напыление изношенных шеек коленвалов, ремонт генераторов, стартеров и т.д.), но требует специального оборудования, мы заказываем специализированным организациям».

Однако именно дилерские станции, а также авторизованные производителем сервисные центры являются технологическими лидерами по обслуживанию автомобилей, на работу которых ориентируются все остальные игроки рынка грузового автосервиса.

Дилерский стандарт

Регламент технической эксплуатации грузовиков сегодня устанавливают не государственные органы, а производители автомобилей. Михаил Стасюков выделяет следующие основные элементы стандарта дилерского обслуживания: «Авторизованные центры придерживаются технологических процессов, рекомендованных заводами – изготовителями техники. Строгое соблюдение всех технических регламентов (периодичность и объем обслуживания, используемые эксплуатационные материалы и запасные части, а также технология ремонта и специнструмент) позволяет нам быть официальными представителями известных автомобильных марок и давать гарантию на все виды выполняемых работ».

Леонид Кацыка подчеркивает важность использования оригинальных запчастей: «Мы являемся официальным дилером и обязаны применять только оригинальные запасные части Iveco. Поэтому мы не допускаем, чтобы на нашу сервисную станцию клиенты приходили с запасными частями. В противном случае мы не сможем предоставить гарантию на установленные запчасти и выполненные работы». Дилерские гарантии на работы и запчасти на грузовых сервисах для иномарок составляют в среднем полгода и год соответственно, а для отечественных грузовиков – три месяца.

В подготовке и повышении квалификации персонала авторизованного сервиса участвуют автопроизводители. Леонид Кацыка обосновывает важность этого участия следующим образом: «Квалификация персонала в автосервисе обеспечивается за счет обучения на учебной базе представительства Iveco в Москве и на заводах Iveco в Европе. Это и переподготовка специалистов, которая производится каждые два года, и ежеквартальное дополнительное обучение, требуемое в связи с модернизацией техники и обновлением модельного ряда».

Вопрос подготовки персонала особенно важен для новинок российского рынка. Михаил Стасюков привел характерный пример из опыта своей компании: «Во второй половине 2005 года корпорация „ГРУЗОМОБИЛЬ“ вывела на рынок новую линейку легких коммерческих грузовиков (грузоподъемность до 8 тонн) таких марок, как FAW, JAC, TATA. И специалисты наших технических центров прошли обучение по обслуживанию этой техники на заводах-производителях в Китае и Индии». Естественно, дилерское качество стоит денег. Цена нормо-часа работ колеблется от 600 рублей для отечественных грузовиков до 1000-1200 рублей для иномарок. Но на рынке грузового автосервиса есть место и неавторизованным сервисным центрам, расценки которых несколько ниже.

Новые доблести

К неавторизованному сервису обращаются владельцы более старых автомобилей. «Во время гарантийного периода эксплуатации владельцы грузовиков почти всегда предпочитают авторизованные центры, где можно устранить неполадки за счет изготовителя техники. После окончания гарантии часть работ, как правило, мелких, выполняется силами штатных механиков или водителей. Но при серьезной неполадке, когда без специального оборудования и опытного персонала не обойтись, транспортные компании опять обращаются к профессионалам. Например, если требуется ремонт двигателя, агрегатов трансмиссии, топливной аппаратуры, электрической и пневматической систем автомобиля», – поясняет логику таких клиентов Михаил Стасюков.

Персонал специализированных неавторизованных станций зачастую имеет опыт работы в дилерском сервисе, использует некоторые элементы фирменной технологической оснастки и инструмента. Специалисты авторизованных станций относятся к своим неавторизованным конкурентам снисходительно, считая качество их работы недостаточным. Управляющий по продажам сервисных услуг ООО «Техцентры Вольво» Юрий Омелянюк поделился таким наблюдением: «Иногда случается, что после обслуживания где-то на стороне клиенты приходят к нам либо для устранения последствий, либо для регулировок после неквалифицированного сервиса».

Однако большинство специалистов сходятся на том, что профессиональный сервис, даже неавторизованный, в любом случае лучше, чем самообслуживание. Автотранспортной компании заниматься сервисом невыгодно, а водитель современного грузовика не может и не должен ремонтировать свой автомобиль. Чтобы свое главное дело – перевозку грузов – он делал наилучшим образом, осенью прошлого года автоцентр ООО «Техцентры Вольво», демонстрируя высший дилерский пилотаж, открыл специальный учебный курс. Юрий Омелянюк сообщил, что «на курсах для водителей сообщаются необходимые сведения о технических возможностях грузовиков, особенностях конструкции, которые позволяют использовать их на полную мощность». Остальными вопросами должен заниматься профессиональный сервис, который и обеспечит работу грузовика без отказов и простоя.

Санкт-Петербург