«Морская болезнь» литовских нефтяников

28 августа 2006, 00:00
  Северо-Запад

Авария на магистральном российском нефтепроводе «Дружба-1» заставила нефтяников из Mazeikiu Nafta перестроить работу Бутингского терминала, который ранее работал на экспорт. Нефть, предназначенная для Литвы, сейчас поставляется танкерами из Приморска. Через два дня после прекращения подачи нефти по трубопроводу терминал принял первый танкер со 100 тыс. тонн нефти, всего же до конца августа планируется принять морем 730 тыс. тонн. К середине месяца Мажейкяйскому НПЗ удалось восстановить обычный уровень загрузки (27 тыс. тонн в сутки), вдвое упавший после отключения трубопровода.

Сроки ремонта «Дружбы-1» пока не определены, что ставит под угрозу бизнес НПЗ. По оценке правительства Литвы, доставка нефти морем ведет к удорожанию каждой тонны на 7,5 евро. Это уже отметили фондовые биржи, ответив падением цен на акции концерна. Премьер Литвы Гедиминас Киркилас заявил о возможности использовать для доставки нефти в страну Клайпедский терминал. Однако доставка через Клайпеду обойдется еще дороже. Во-первых, терминал не может принимать танкеры такого крупного формата, как Бутинге, во-вторых, туда не идет трубопровод, то есть нефть придется доставлять в Мажейкяй в цистернах.

Новый владелец Mazeikiu Nafta польская компания PKN Orlen пока не пришла к определенному решению о судьбе Мажейкяйского НПЗ. По мнению некоторых аналитиков, поляки могут потребовать пересмотра суммы сделки или вообще отказаться от покупки. Однако, вероятнее всего, PKN Orlen будет искать альтернативные источники, в частности рассматривается вариант поставок из Казахстана.