Как все запущено...

Тема недели
Москва, 16.10.2006
«Эксперт Северо-Запад» №38 (292)
Редакционная статья

Крупный финансовый скандал, разразившийся на днях в Санкт-Петербургском государственном университете, дает еще один повод вспомнить о реформе нашего высшего образования. Степень вины университетских руководителей, разумеется, будет определять суд.

Российские, и в частности питерские, вузы все пореформенные годы представляли своего рода заповедники – пространства, дебри, куда не ступала нога реформатора, а если и ступала время от времени, то ненадолго: аборигены быстро отбивали охоту сюда возвращаться. Прикрываясь лозунгами о величии и одновременно нищете русской науки, вузовский менеджмент эффективно наносил удары из «зеленки». В итоге охота к реформированию всякий раз бывала отбита. Что за радость возиться с юродивыми?

Под сурдинку в России сложился рынок высшего образования, причем «серый» рынок во всей красе, о которой в других отраслях уже начали забывать. Еще в середине 1990-х пошли разговоры, что для открытия частных курсов неподалеку от государственного вуза надо сначала получить санкцию то ли какого-то Магомеда, то ли Абдурахмана, который курирует преподавание иностранных языков и поток взяток в академическом квартале.

При этом парадоксально, что процветающие вузы или факультеты вузов развиваются так же плохо, как и бедствующие. Знаменатель один – в процветающих деньги вложены в ремонт клозетов и курилок, в бедствующих – тоже в ремонт, но похуже. Где-то профессура зарабатывает больше, где-то меньше, но на развитие собственно науки денег нету. Как справедливо отмечают эксперты, современная российская система высшего образования нацелена на выдачу дипломов, а не на подготовку специалистов. Вузы работают на рынок дипломов. Как любой рынок, он сегментирован – есть предложение эконом-класса для детей рабочих и крестьян, есть премиальный сегмент – некоторым родителям прямо-таки неловко подвозить ребенка к дверям юридического факультета СПбГУ на простой «девятке»… 

Эксперты справедливо указывают на разрыв (на фоне динамики других отраслей, кадрового кризиса – разрыв трагический) между потребностями экономики, рынка и тем, что готовит высшая школа, в том числе государственная. Вы не найдете ни одного специалиста, который признал бы положение дел в научных школах удовлетворительным.

То, что мы имеем, – это советская система, может быть, лишь чуть-чуть трансформированная спросом. Когда отрасль была отпущена на волны частного спроса, то выявились все гримасы последнего: родители мечтали отдать ребенка в Лицей, Пажеский корпус или Смольный институт, где благородное юношество немного развивают, но не требуют лишнего, а в конце концов оно получает социальный статус, так сказать, с открытым кодом – после такого образования можно быть кем угодно. Не в этой ли легкости кроется массовое движение молодежи в вузы и, соответственно, ее отток из сферы среднего профессионального образования? Впрочем, здесь европейская тенденция жизненных стратегий забавно сочетается с отечественной спецификой.

Бизнес – ведь именно бизнес, а не государство является сегодня наиболее актуальным работодателем – ведет себя пассивно. Хотя страдания его усугубляются и, возможно, чаша терпения вот-вот переполнится – у нас действительно стало некому работать. На переучивание работников тратятся огромные ресурсы – финансовые и человеческие (об этом, в частности, свидетельствует рост рынка тренингов, но сколько таких тренингов происходит прямо «у станка», на рабочих местах! Сколько нервов на это тратится). 

А впрочем… Драматические картинки из жизни российских вузов можно рисовать бесконечно. Но в конце концов, когда задаешься вопросом: «А что же надо делать?», на ум приходит неожиданный ответ: в такой ситуации лучшее действие – бездействие. Наша вузовская система вполне адекватна спросу. И реформирование надо отложить до того момента, когда реформа произойдет в сознании потребителей – родителей, планирующих будущее своих детей, и бизнеса – главного российского работодателя.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№38 (292) 16 октября 2006
Кризис высшего образования
Содержание:
Реклама