Неравноценный обмен

29 января 2007, 00:00
  Северо-Запад

Председатель совета директоров ГК «Энергомаш» Алексей Плещеев: «Никаких современных ноу-хау иностранцы нам не передадут, больше того – даже не продадут»

– Во многих государствах введен запрет на передачу высоких технологий другим странам. Поэтому если машиностроители и получают кое-какие западные технологии, то они оказываются устаревшими, не представляющими угрозы для самого инноватора. Например, одна из лицензий, которую компания Siemens продала ЛМЗ в начале 1990-х годов: это была лицензия на газовую турбину 180 МВт разработки начала 1970-х, которая уже не устанавливалась в Европе. Так и было прописано в соглашении на продажу: «Только для потребления внутри России, Вьетнаме, Китае…» И за это тогда заплатили 10 млн долларов. Лицензия стоила таких денег? Может, и стоила. Ведь на ЛМЗ вообще не было разработок по газовым турбинам – надо было с чего-то начинать.

Все ноу-хау приносят основную прибыль тем, кто вложил в их разработку миллиарды долларов. И пока они не «отобьют» эти деньги, другой производитель разработки не получит. А вот потом – могут просто подарить. Но, конечно, предпочтут передать в обмен на акции. Это самообман. Мы получаем технологии прошлого, отдавая за них свое будущее. Показательный пример – фармацевтика. Стоимость разработки принципиально нового лекарственного препарата – порядка 1 млрд долларов. И пока вложения многократно не окупятся, его формула – за семью замками. Только после того, как разработан новый препарат, формулу уже отработавшего лекарства дарят мелким производителям. А если удастся что-то еще и получить при этом – допустим, акции компании, – то это вообще замечательно. Так, наверное, американская Merck & Co. и завоевывала мир.