Преодолеть двусмысленность

19 февраля 2007, 00:00
  Северо-Запад

ФАС заступается перед администрацией Санкт-Петербурга за мелких автоперевозчиков. Однако предприниматели не надеются на разумное госрегулирование рынка

Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области направило в администрацию Санкт-Петербурга замечания и рекомендации по проведению городского конкурса на распределение автобусных маршрутов между перевозчиками. Конкурс проведен Комитетом по транспорту правительства Санкт-Петербурга еще в январе 2006 года, но его итоги до сих пор оспариваются проигравшими компаниями в арбитражном суде (ни один из исков пока не удовлетворен). Руководитель УФАС Олег Коломийченко соглашается с игроками рынка, которые считают, что у конкурсной комиссии завышенные требования по отбору претендентов. Претензии возникли и со стороны городской прокуратуры: предметом конкурса был лишь размер бюджетных дотаций на содержание социального транспорта, а коммерческие маршруты просто распределены между победителями конкурса по социальным маршрутам.

Как известно, по итогам конкурса 2006 года городские автобусные маршруты, как социальные, так и коммерческие, оказались в руках шести крупных перевозчиков (из 45 подавших заявки). Но на практике вытеснить с маршрутов более мелкие компании не удалось. В соответствии с недавно принятыми изменениями в городской Закон о транспорте их штрафуют (размер штрафа с одного юридического лица – 100 тыс. рублей), однако эти меры не дают результата. «Примерно 20 перевозчиков уже были оштрафованы, сейчас в производстве находятся сотни дел», – рассказывает начальник отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Кирилл Петренко.

Ассоциация независимых перевозчиков (АНП) Санкт-Петербурга располагает другими сведениями. «За год уплачено было не более 6 тыс. рублей двумя предпринимателями, желающими на время „откупиться“ от проверок», – говорит сопредседатель АНП Александр Коваленко. Двусмысленность ситуации в том, что суды не решаются требовать осуществления санкций к нарушителям Закона о транспорте, который отчасти противоречит Административному кодексу Российской Федерации.

По оценке Комитета по транспорту, сейчас в городе работает 4 тыс. единиц автотранспорта, имеющих разрешение, и около 800 нелегальных «газелей» (чиновники предпочитают объявлять «газелями» все машины проигравших участников конкурса, что явно не соответствует действительности). «Еще в апреле прошлого года таких „газелей“ было 1,5 тыс., поэтому прогресс очевиден. Мы рассчитываем, что к концу этого года их останется 200», – с оптимизмом заверяет Петренко. У АНП статистика Комитета по транспорту вызывает сомнения, равно как и очередные обещания чиновников покончить с работой на маршрутах «нелегалов».

Петербургское УФАС рекомендует Комитету по транспорту до подведения итогов нового конкурса дать право работать всем перевозчикам. Впрочем, сделать соответствующее предписание, обязательное для исполнения Смольным, по словам Олега Коломийченко, может только центральный аппарат ФАС, где сейчас разбираются в ситуации, сложившейся в Петербурге. Перевозчики-«нелегалы», опираясь на прошлый опыт, на помощь ФАС не рассчитывают. Более того, они не собираются принимать участие в новом конкурсе, если он будет проведен Комитетом по транспорту. Малые и средние предприятия, продолжающие работать на своих маршрутах, сейчас успешно конкурируют с победителями конкурса, устанавливая зачастую более низкую плату за проезд.

«Работать при средней стоимости проезда 10-12 рублей вполне рентабельно», – считает Коваленко. «Рентабельно только при экономии на безопасности и качестве обслуживания техники, да и то в этом году четыре малых перевозчика обанкротилось, оставив прежние тарифы», – парирует Петренко. В АНП убеждены в экономической обоснованности расценок частных перевозчиков и искусственном характере объявленного Смольным с 1 февраля повышения платы за проезд на социальных маршрутах до 14 рублей.

В Комитете по транспорту полагают, что новый конкурс, который планируют провести в июне 2007 года, сможет удовлетворить проигравших малых и средних перевозчиков. Впрочем, нет уверенности в том, что это произойдет. Чиновники уже несколько раз заявляли сроки очередного конкурса, но его проведение откладывалось – прежде всего в связи с правовой неопределенностью, затрудняющей подготовку юридически бесспорной конкурсной документации.