Говорить на языке современности

Культура
Москва, 23.04.2007
«Эксперт Северо-Запад» №16 (318)
Власти Петербурга рассматривают возможность создания первого на Северо-Западе музея современного искусства

Нужен ли Петербургу музей современного искусства? Наверняка найдутся противники этой идеи. Равнодушных и не выражающих ей ни малейшего сочувствия будет еще больше. Но есть и те, кто, обладая дальновидностью, историческим чутьем, осознает необходимость воплощения этой идеи в жизнь. Правда, проект все еще остается на стадии обсуждения. Возможно, инициативной группе профессионалов просто не хватает грамотного организатора.

Далекий XX век

Не раз доводилось слышать из уст иностранцев вопрос: «А где в Петербурге музей современного искусства?» Эрмитаж, Русский музей, Пушкин, Павловск, Петергоф – а где современное искусство? Некоторые петербуржцы с легкостью рассуждают о том, что современное – оно и вовсе не искусство. Пусть далеко не всем симпатично и понятно так называемое актуальное искусство новых форм и технологий (на него делают основную ставку участники артрынка). Но ведь существует и другое, менее публичное искусство, которое продолжает развиваться своим особенным путем. И зритель должен иметь возможность видеть, сравнивать, отдавать предпочтение. Создание единого информационного пространства, охватывающего все сферы и направления многоликой художественной жизни Петербурга, просто необходимо. Тем более если город претендует выйти на уровень европейских столиц.

Вообще, интерес к сегодняшнему искусству чрезвычайно высок. Если в 2005 году в Петербурге прошло 570 выставок, то в 2006-м – более 600. Такие цифры привел директор Института культурных программ Андрей Зонин на пресс-конференции, посвященной открытию в ЦВЗ «Манеж» выставки «Петербургское искусство XX века». Собственно, цель выставки – заострить внимание зрительской аудитории на проблеме создания профильного музея современного искусства, интенсифицировать процесс, уже порядком затянувшийся.

В 1991 году Комитет по культуре Петербурга принял решение о создании фонда будущего музея. Сегодня фонд насчитывает около 2,5 тыс. произведений искусства, постоянно пополняется, поэтому одним из основных вопросов остается дефицит помещений, предназначенных для хранения.

Удовлетворение интереса петербуржцев к создающемуся и живущему рядом с ними творчеству, повышение привлекательности города для туристов – вот задачи, лежащие на поверхности. Государственный Эрмитаж объявил о намерении создать в здании Главного штаба музей современного западноевропейского искусства. Русский музей планирует в ближайшие два года решить проблему с помещением и открыть новую экспозицию русского искусства 1920-х – 1980-х годов. Однако перед Русским музеем стоят задачи иного масштаба.

Экспозиции частных галерей (по подсчетам Андрея Зонина, их сейчас в городе 76) отражают прежде всего личные предпочтения владельцев. Коллекция государственного музея формируется из произведений, прошедших через закупочную комиссию, экспертный совет Комитета по культуре, куда входят ведущие специалисты в области искусствознания. «Частных музеев может и должно быть много, совершенно разных, но они будут представлять свой взгляд на современное искусство. Тогда как городской музей должен быть объективным», – рассказывает Алиса Любимова, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – XX века Русского музея.

Найти место

Казалось бы, база для музейной экспозиции уже есть, разговоры ведутся давно и необходимость создания очевидна не только для самих художников, искусствоведов, просто культурных людей, но и для городских властей. Однако будущий музей по-прежнему остается сиротой. Вопрос о его местоположении дискутируется. Известно, что его разместят в непосредственной близости к центру города. Говорят, новое здание под музей строить не будут, что несколько противоречит мировой практике (музей современного искусства Kiasma в Финляндии – архитектор Стивен Холл, Музей Гуггенхайма в Бильбао – архитектор Фрэнк Гери).

Сейчас рассматриваются всевозможные варианты. Например, организовать музей в одном из памятников промышленной архитектуры XIX века, что, впрочем, вполне соответствовало бы духу экспозиции. Однако, по словам председателя Комитета по культуре Николая Бурова, «сегодня эти памятники принадлежат частным лицам. Момент, когда город мог решить проблему, упущен». Одним из самых реальных на сегодняшний день вариантов представляется проект музея, размещенного в здании бывшего Василеостровского трамвайного парка.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№16 (318) 23 апреля 2007
Марш несогласных
Содержание:
Органы правонарушения

Федеральная власть пытается взять под контроль все акции «несогласных», где бы они ни проводились. Чтобы не допустить расширения числа их участников, выбран самый простой путь – запугивание

Реклама