Трагедия нерешительности

7 мая 2007, 00:00
  Северо-Запад

Редакционная статья

Проблема детей-сирот – одно из наиболее ярких свидетельств неэффективной работы госструктур. Конечно, не все здесь зависит от государства и решение не сводится к правильному устройству детских домов и системы попечения. Надо разбираться и с насилием в семье, и с эксплуатацией детей-беспризорников, и с массой других проблем, которые входят в зону совместной ответственности государства и общества. Пока последнее демонстрирует равнодушие к этим общим бедам, кардинальные сдвиги просто невозможны. Однако это не значит, что государство вообще не должно действовать: боязнь инноваций в сфере опеки и воспитания губительна, и отсутствие стратегии развития этой сферы попросту удручает.

Неэффективность нынешних принципов устройства и работы детских домов видна невооруженным глазом: более четверти усыновленных детей возвращаются из приемных семей в учреждения опеки. Но система ущербна и в более фундаментальном плане. Многие выпускники отечественных детских домов не способны ни на продуктивный, квалифицированный труд, ни на создание здоровой, полноценной семьи. Такая дезадаптация – а она есть прямое следствие действующих механизмов опеки – наносит большой урон человеческому капиталу России. Именно поэтому модернизация системы – это не просто исправление нынешнего печального положения дел, а инвестиции в человеческие ресурсы, в будущее.

По сути дела, реформа детских домов, реформа самих принципов заботы о сиротах – крайне необходимый элемент национального демографического проекта. Рассуждая о том, что поможет быстрее и продуктивнее преодолеть демографический кризис – поощрение рождаемости, борьба с ранней смертностью или активное привлечение мигрантов, мы постоянно забываем о таких внутренних резервах, как сироты и «трудные» дети. Воспитанники приютов и детских домов часто выключены из активной общественной жизни, они испытывают еще большие затруднения при получении образования и поиске работы, чем даже дети из бедных и неблагополучных семей. Но именно путем их адаптации государство может хотя бы частично восполнять дефицит квалифицированных кадров, повышать социальную стабильность и уровень воспроизводства населения. Для этого нужно отказаться от нынешней пассивности по отношению к этим детям. Вместо того чтобы бездумно тратить деньги на их содержание, гораздо правильнее инвестировать средства в систему семейного устройства сирот. Это и будет одним из механизмов решения демографической проблемы.

Есть и другая сторона дела. Модернизация системы опеки – это важная страховка от негативных эффектов стимулирования рождаемости. При сегодняшнем уровне безответственности, неготовности молодых родителей к воспитанию ребенка меры по поощрению рождаемости неизбежно приведут к появлению новой массы брошенных детей, которых больше некому будет опекать. Кому-то это может показаться циничным, но такие побочные эффекты лучше предупредить и подготовить систему их нейтрализации. Надо сразу позаботиться о том, чтобы «лишние» дети не остались на государственном «сухом пайке», а имели бы возможность попасть в нормальные семьи.

Хорошо, что федеральные чиновники активно поддерживают альтернативные формы опеки. Однако идеологической поддержки мало. Во-первых, нынешнее жонглирование полномочиями вносит лишь сумятицу – пора ясно определить, кто за что отвечает. Во-вторых, на создание новой системы нужны финансы, иначе эта работа станет лишь факультативным мероприятием. Понятно, что кропотливая и серьезная подготовка этой реформы прямых политических дивидендов не принесет, но здесь надо быть немного дальновиднее. Нужно понять, что сегодняшняя забота о реинтеграции сирот в социальное пространство – это инвестиции в завтрашнюю конкурентоспособность российского населения. И самое главное, что общественные условия для такой реинтеграции уже складываются, «спрос» на приемных детей растет. Не хватает только одного – организационной помощи властей, нормальной, работающей инфраструктуры. Вот этим сейчас и нужно заниматься.