Фальстарт

Петербургские власти сделали первый серьезный шаг в борьбе с пробками – создали специальную структуру по организации дорожного движения. Правда, есть большие сомнения в ее дееспособности

Правительство Петербурга создало Комиссию по координации транспортной деятельности под руководством вице-губернатора Александра Полукеева. Отныне, по словам Валентины Матвиенко, за транспортную ситуацию в городе отвечает именно он. Губернатор, как сообщает ее пресс-служба, подчеркнула, что «новая комиссия станет постоянно действующим органом, главная задача которого – координировать работу и в соответствии с обстановкой в городе принимать решения, которые должны быть общими для всех участников дорожного движения».

Суть этого решения представляется совершенно правильной. За годы обсуждения проблемы дорожных пробок в России стало уже ясно, что главная причина неэффективности борьбы с этим злом заключается в том, что никто не несет ответственности за организацию дорожного движения (ОДД). В этом обсуждении активно участвовал и наш журнал (см., например, «Сиротливый вопрос», «Эксперт С-З» №40 от 24 октября 2005 года).

Напомню вкратце главное. Российское законодательство не предусматривает самой функции организации дорожного движения с целью обеспечения комфортного передвижения транспорта и пешеходов по городским улицам. Поэтому нет госоргана, который обязан этим заниматься и отвечать за транспортную ситуацию. Лишь ГИБДД, по закону, должна организовывать дорожное движение, но лишь в целях обеспечения безопасности – чтобы автомобили не сталкивались друг с другом и не наезжали на пешеходов. Всерьез повышать пропускную способность дорожной сети, бороться с пробками, одновременно предусматривая возможность парковать автомобили вблизи жилых зданий, магазинов, театров и т.д. ГИБДД не может принципиально: она объективно заинтересована в существовании пробок и медленного движения транспорта, поскольку безопасность при этом повышается. Именно по этим причинам во всех развитых странах давно существуют специальные структуры (например, в Лондоне – Трафик-дирекция, в Париже – Автономное управление транспорта, в Финляндии – Специальное дорожное агентство, в Швеции – Национальная дорожная администрация и т.д.).

По мере ужесточения проблемы пробок в российском обществе усиливались призывы к властям исправить описанный выше организационно-правовой дефект. Первыми отреагировали представители ГИБДД. Еще два года назад начальник третьего отдела УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти (отвечающего в своем ведомстве за ОДД) Александр Ионков заявил в одном из интервью: «Организация движения не выделена в отдельный управленческий вопрос. Пока нет такого, чтобы решение одной структуры было обязательно для исполнения другими».

В этих двух фразах известного в городе и весьма уважаемого специалиста совершенно точно, на мой взгляд, сформулирована главная причина обсуждаемой проблемы, а также рецепт ее решения. Должна быть создана управленческая структура, решения которой были бы обязательными для исполнения всеми другими – как государственными, так и негосударственными – структурами, если от их деятельности непосредственно зависит транспортная ситуация в городе. Главная проблема создания такой структуры тоже всем понятна – она должна быть наделена серьезными властными полномочиями, которые надо забрать у целого ряда весьма влиятельных ведомств (управленческая наука не допускает дублирования функций). И в первую очередь у ГИБДД.

Руководители ГИБДД (и городского, и федерального уровней), по крайней мере на словах, как мы уже писали, еще в 2005 году неожиданно легко согласились с тем, что ОДД должны заниматься местные власти, а ГИБДД – «инспектировать с точки зрения безопасности». В конце 2006-го Валентина Матвиенко распорядилась создать специальный орган исполнительной власти, который будет отвечать за организацию дорожного движения. С тех пор прошло девять месяцев и, судя по информации, полученной в Комитете по транспорту, правительству Петербурга так и не удалось решить главную задачу – наделить созданную комиссию необходимыми властными полномочиями.

Регламент работы комиссии еще не утвержден, но по имеющейся информации она будет лишь совещательным органом при правительстве Петербурга, призванным давать рекомендации по общим вопросам ОДД и заключения по конкретным проектам городских ведомств. Ей не переданы функции городской ГИБДД по установке дорожных знаков, светофоров, нанесению разметки и т.п. Не предусмотрено, похоже, и ее право вето на решения отраслевых комитетов, влияющих на транспортную ситуацию в городе. Судя по всему, губернатор не оговорилась, когда сказала, что решения Комиссии «должны быть общими для всех участников дорожного движения», а не «обязательными для исполнения другими органами», как требует здравый смысл. К тому же неадекватно задачам комиссии и то, что ее решения распространяются лишь на участников дорожного движения (то есть на автомобилистов, пассажирский и специальный городской транспорт) и не затрагивают компетенцию отраслевых комитетов.

Если такая конструкция действительно будет реализована (губернатор распорядилась подготовить регламент до конца года), то вряд ли комиссия справится с организацией дорожного движения в Петербурге. Сохранится главный дефект – рассогласованность действий госорганов, на что совершенно справедливо указывает Александр Полукеев. Правительство города не сможет обеспечить такое согласование: не будет же оно принимать решение по каждому мелкому случаю – о перекрытии улицы на время ремонта дорожного полотна или здания, об утверждении проекта конкретного пешеходного перехода или виадука и т.п. Не говоря уже об установке светофоров и дорожных знаков, полномочия по которым оно не удосужилось забрать у ГИБДД.

А ведь все эти и другие подобные дефекты, как мы не раз отмечали, являются важнейшими причинами возникновения транспортных пробок. Когда уровень автомобилизации населения в Европе был такой, как сейчас в Петербурге, пробок у них было гораздо меньше, потому что организацией дорожного движения там занимались серьезно. По этой же причине, кстати, и правила дорожного движения европейцы соблюдают лучше нас: из-за нашей плохой организации дорожного движения ездить по городу, выполняя все правила и следуя знакам, крайне затруднительно.