Торможение на взлете

Рейтинг
Москва, 29.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №40 (342)
Успешный в целом 2007 год не решил проблему низкой конкурентоспособности отечественной промышленности и транспорта

В 2007 году строительная индустрия региона, похоже, сохранит желтую майку лидера, по темпам развития обогнав другие отрасли. Это вполне объяснимо. Необходимость срочной модернизации изношенной инфраструктуры России подстегивает частный бизнес, госмонополии и правительство направлять на эти цели все больше денег. По подсчетам ИК «Атон», в ближайшие годы объем инвестиций в ремонт старых и строительство новых жилых помещений, дорог, портов, газо- и нефтепроводов, линий электропередач и промышленных объектов может превысить 7,5 трлн рублей. Такие вливания принесут неплохие заработки всем участникам, от строителей и ремонтных бригад до производителей стройматериалов. Однако судя по итогам полугодия, строительной отрасли все сложнее быть локомотивом экономики из-за многочисленных проблем, тормозящих ее развитие. С осени этого года к ним добавилась еще одна – привлечение дешевых кредитов.

От других основных отраслей региональной экономики – металлургии, лесопромышленного и транспортно-логистического комплекса (ТЛК), тяжелой промышленности – сюрпризов ждать не приходится. Для металлургов бурный рост в прошлом, для ТЛК – в будущем (он напрямую зависит от состояния транспортной инфраструктуры), а для леспрома и тяжелой промышленности с машиностроением он если и наступит, то нескоро. Исключение – создаваемый в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) автомобильный кластер. Но его стремительное развитие – целиком заслуга иностранного капитала.

Строительный комплекс

Объем строительных работ за первое полугодие 2007 года в СЗФО вырос на 107,5%, но это ниже, чем в прошлом году (126,8%). Несмотря на то что в некоторых областях региона он замедлился (среди них Мурманская, Архангельская, Новгородская области), а в других – усилился (Ненецкий АО и Калининградская область), все субъекты вынуждены решать одни и те же проблемы, сдерживающие развитие стройиндустрии.

Во-первых, это нехватка инженерно подготовленных территорий. Так, по словам заместителя премьер-министра Карелии Валерия Момотова, в республике только 12% предназначенных под застройку территорий обеспечено сетями.

Во-вторых, высокие административные барьеры. Бизнес вынужден год-два обивать пороги, прежде чем выйти на стройплощадку. В-третьих, дефицит стройматериалов. На Северо-Западе наблюдается нехватка цемента (впрочем, как и по всей стране) и нерудных материалов, отмечает вице-президент ассоциации «Северо-Запад» Елена Хазова. Развивать добычу щебня и песка – посильная задача для регионального бизнеса. Иначе обстоит дело с цементом. Потребности в нем неуклонно растут, а взять его неоткуда. Так, Петербургу нужны 3,5 млн тонн цемента в год, а местные производители могут дать строителям только 2,3 млн тонн. Недостающий объем завозится из-за границы.

Очевидно, что для увеличения объемов строительства необходима модернизация и запуск новых производственных мощностей, причем не только цементных. И этот процесс идет. Например, в Калининграде построен завод по производству газобетонных блоков. В Республике Карелия в нынешнем году сразу два завода стали выпускать панели OSB, запущено кирпичное производство, модернизируется панельное. В Ленинградской области заработал завод по выпуску теплоизоляционных материалов.

В будущем к вышеперечисленным проблемам добавится отсутствие градостроительной документации, без которой нельзя будет ни выделять земли, ни переводить их из одной категории в другую, а с 2010 года без градостроительных планов территории вообще запретят застраивать. К сожалению, чиновники не торопятся. Только правительство Карелии представило в Министерство регионального развития соответствующие документы, которые были одобрены. Скорее всего, этот год большая часть предприятий отрасли отработает неплохо. Как, впрочем, и 2008-2009 годы (во всяком случае, растущий спрос это вполне позволяет). Дальше загадывать не стоит, так как все в руках его величества чиновника. 

Черная металлургия

Металлургическая отрасль Северо-Запада представлена крупными производителями мирового уровня. В черной металлургии это «Северсталь», в цветной – Кольская горно-металлургическая компания (КГМК, дочка ГМК «Норильский Никель»), а также ряд предприятий единственного российского производителя алюминия UC Rusal. Текущий год станет достаточно успешным для металлургов, так как цены и спрос на большинство металлов растет. Однако есть много сложных вопросов, которые необходимо решать всем без исключения компаниям, чтобы укрепить свои позиции на рынке.

Финансовые результаты работы «Северстали» по МСФО за шесть месяцев 2007 года оказались выше прогнозируемых. Выручка составила 7,7 млрд долларов (рост на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года), чистая прибыль – 999 млн долларов (рост 135%). По оценке аналитиков ИК «Финам», показатели выросли благодаря повышению средних цен на металл, росту объемов производства, обновлению линейки выпускаемых продуктов, а также эффективному контролю над издержками. Эксперты ожидают, что существующие тенденции на основных рынках сохранятся и это позитивно скажется на итогах работы «Северстали» за год.

Руководство комбината поддерживает оптимизм экспертов и планирует инвестировать в развитие бизнеса около 250 млрд рублей в 2007-2011 годах. Большую часть средств направят в российский сталелитейный сегмент. И это неудивительно: внутренний рынок привлекательнее мирового – здесь цены выше и потребление растет быстрее на фоне развития экономики РФ. Подготовка к проведению зимней Олимпиады только подстегнет спрос. Спортивные объекты в Сочи потребуют дополнительно 2,5 млн тонн стальной продукции.

Впрочем, для иностранных меткомбинатов рынок РФ – кусок не менее лакомый. Особый интерес к нему (особенно в части рядового проката) проявляют компании Китая, где, как ожидается, недалек кризис перепроизводства. Борьба с нарастающим импортом – только одна из задач, которые отечественным металлургам приходится решать с этого года. Сюда же можно добавить проблему укрепления рубля, растущих цен на газ, высокой инфляции. Частично компенсировать этот негатив можно за счет расширения ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью, сокращения выпуска стальных полуфабрикатов, снижения издержек.

Цветная металлургия

В отличие от «Северстали», региональные предприятия цветной металлургии основную выгоду ищут на внешнем рынке. Объем потребления никеля, алюминия, кобальта и других цветных металлов в России невелик, хотя и растет. Медь – единственное, что востребовано в стране (спрос формируют кабельные заводы, ЖКХ, строительная индустрия). Росстат констатирует ежегодный восемнадцатипроцентный рост спроса на нее и в пятилетней перспективе ожидает возникновения дефицита этого металла.

По данным ГМК «Норильский Никель», цены на мировом рынке в первом полугодии 2007 года значительно превысили уровень цен предыдущих лет (так, средняя цена за тонну никеля – основную продукцию ГМК – составила 42 тыс. долларов против 24 тыс. в 2006-м). Как следствие, выросла выручка от реализации.

Сегодня конъюнктура мирового рынка сохраняет привлекательность, что позволяет экспертам прогнозировать хорошие результаты ГМК в целом по итогам года. Следовательно, вырастут финансовые показатели одного из основных активов «Норникеля» – КГМК. Эти ожидания подтверждаются работой компании: за полугодие чистая прибыль КГМК выросла в 2,9 раза, до 13,9 млрд рублей, выручка – в 1,8 раза, до 24 млрд рублей.

Для того чтобы и впредь не снижать обороты (в 2008 году у КГМК закончатся основные запасы руды, добываемой открытым способом), компании необходимо инвестировать в развитие. По словам генерального директора КГМК Евгения Потапова, сегодня главный проект компании – строительство рудника «Северный-Глубокий» мощностью 6 млн тонн руды в год.

Есть надежда, что благодаря экономическому росту и возросшему вниманию к развитию ВПК потребление алюминия в РФ увеличится примерно в пять раз. Таким образом, через несколько лет страна будет потреблять этот летучий металл в таких же объемах, как в предкризисный 1990 год. А пока наша алюминиевая промышленность находится в сильной зависимости от мировых цен, экспортируя более 75% первичного алюминия. Последние пять лет эта зависимость обеспечивала металлургам безбедное существование, в отрасли преобладала глобальная тенденция – стабильный рост спроса и предложения при ценах и издержках, остающихся на одном уровне. Впрочем, начиная с третьего квартала этого года цена алюминия на биржах падает. Это приведет к снижению выручки предприятий Rusal. Однако, по мнению экспертов, в 2008 году цена стабилизируется, а в 2009-м вновь начнется ее рост. В среднесрочной перспективе на мировом рынке сырья и алюминия не предвидится значительных изменений, способных ухудшить ситуацию. Это позволит Rusal продолжить модернизацию своих предприятий с целью увеличения их мощности и снижения экологической нагрузки, а также заниматься реализацией новых проектов по всему миру. До 2015 года компания инвестирует в свое развитие 275 млрд рублей. За счет этого производство алюминия увеличится в полтора раза, до 6,1 млн тонн в год.

В СЗФО Rusal контролирует предприятия первого передела: добыча бокситов, производство глинозема и алюминия. Это Надвоицкий, Кандалакшский и Волховский алюминиевые заводы, расположенные в Республике Карелия, Мурманской и Ленинградской областях. Также в Ленобласти находятся «Пикалевский глинозем» и «Бокситогорский глинозем», в Республике Коми – компания «Бокситы Тимана». Модернизация вышеперечисленных алюминиевых и глиноземных заводов направлена исключительно на решение экологических вопросов. Дома Rusal предпочитает наращивать потенциал своих сибирских заводов, которые не испытывают такой острой нужды в дополнительной электроэнергии, как предприятия Северо-Запада. Пока единственный крупный проект, который активно реализуется в регионе, – увеличение добычи бокситов в Коми. К 2009 году здесь смогут ежегодно добывать 6 млн тонн бокситов вместо сегодняшних 2 млн. О новых анонсированных проектах металлургов – строительстве глиноземного комплекса в Архангельской области, двух алюминиевых заводов (один – в Коми, другой – в Кандалакше) – можно будет всерьез говорить после того, как Rusal договорится с энергетиками и газовиками о гарантированных поставках электричества на эти объекты.

Тяжелая промышленность

Предприятия энергетического и нефтегазового машиностроения, судостроительного комплекса составляют основу тяжелой промышленности региона. Последние год-два усилиями западных автозаводов в Петербурге активно выстраивается новый машиностроительный кластер – производство легковых автомобилей. Со временем за автогигантами потянутся поставщики сложных компонентов. Хочется верить, что среди них будут не только западные, но и российские компании.

В стране колоссальный спрос на продукцию тяжелого машиностроения. Если взять только сверхкрупных потенциальных потребителей, то окажется, что они готовы разместить заказы на сумму, во много раз превышающую сегодняшний годовой оборот всех отечественных машпредприятий. Так, инвестпрограмма РАО «ЕЭС России» на 2007-2010 годы потянет на 3 трлн рублей, нефтегазовые компании хотят вложить в модернизацию НПЗ 275 млрд рублей, судовладельцы ежегодно закупают новые суда на 25 млрд рублей (большая часть этих денег оседает на иностранных верфях), а государство к 2030 году обещает потратить 1,5 трлн рублей на строительство 40 атомных энергоблоков.

Проблема в том, что отечественные производители часто не в состоянии изготовить продукцию с заданными характеристиками и в нужном количестве. Сказываются износ мощностей, потеря научных школ и кадровый голод. В этой ситуации альтернативой стал импорт. По данным таможенной статистики за январь-сентябрь 2007 года, импорт машиностроительной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился на 61%. Впрочем, борьба с растущим импортом – не единственная головная боль индустрии. Параллельно ей приходится решать проблемы высоких производственных затрат и низкой рентабельности, дефицита инвестиционных ресурсов. С 2008 года к негативным факторам добавится ускоренный рост тарифов на газ и электричество.

Сегодня большинство предприятий во главу угла ставят модернизацию мощностей. Но это далеко не единственное условие активного существования на рынке. Только качественный продукт в совокупности с грамотным сервисом и активной маркетинговой политикой обеспечит успех. Но все это невозможно организовать, если структура управления предприятия архаична, – нужен современный менеджмент. На практике оказывается, что значительно сложнее провести реформу в головах, нежели ликвидировать технологическое отставание. Впрочем, для многих предприятий что-то менять уже поздно: будущего у них нет.

Прошлый год крупнейший российский производитель турбин и генераторов концерн «Силовые машины» (СМ), основные активы которого расположены в Санкт-Петербурге, отработал с убытком, потеряв больше миллиарда рублей. Причиной тому стали ранее заключенные заведомо убыточные контракты. Наученный горьким опытом топ-менеджмент СМ заявляет, что новые контракты готовит по-другому. В концерне ожидают в этом году рост выручки в полтора раза (до 25 млрд рублей), но молчат насчет чистой прибыли. Эксперты прогнозируют ее на уровне 375-425 млн рублей. По словам аналитика ИГ «Капитал» Михаила Пака, в СМ началась реализация масштабной инвестпрограммы, плоды которой можно будет пожинать с 2008-2009 годов: «Концерн сможет увеличить объем внутренних контрактов, которые прибыльнее экспортных».

Ижорские заводы (ИЗ) – еще один серьезный игрок региональной индустрии, который входит в крупнейшую российскую компанию тяжелого машиностроения «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). Первые шесть месяцев 2007 года ИЗ отработали с убытком. Несмотря на то что во второй половине года ОМЗ заключили крупные контракты на изготовление нефтегазового и атомного оборудования (это увеличит выручку ИЗ на 5-7 млрд рублей), трудно давать годовой прогноз итогов работы ижорцев. Все зависит от того, как Атомэнергомаш решит вопрос управления заводом (с Ижорских заводов выводится атомное производство) и как будут распределяться финансовые потоки в создаваемой сложной структуре. В ИК «Энергокапитал» прогнозируют выручку на уровне прошлого года, 80-90 млн долларов.

Огромный кластер региональных заводов среднего машиностроения, построенный в советские времена для наращивания оборонного потенциала страны, не может похвастаться серьезными достижениями. Конечно, среди них есть достаточно успешные предприятия, часть из которых сумела не только сохранить цеха по выпуску вооружения (это позволяет им начать зарабатывать на оборонзаказе), но и развить гражданские направления. К примеру, по прогнозам «Энергокапитала», высокие цены на сталь и стабильный спрос на основные виды продукции позволят Кировскому заводу достичь планируемых показателей выручки в 400-420 млн долларов, а чистая прибыль не превысит 20 млн долларов. Однако большинство предприятий так и не сумели встроиться в рыночные отношения и едва сводят концы с концами. Возникшие осенью этого года проблемы с кредитованием только ухудшат и без того шаткое положение этих предприятий.

По сравнению с промышленными гигантами новые автосборочные заводы – молодежь против стариков. Пока в регионе работают два предприятия – «Форд Мотор Компани» (построен в Ленобласти в 2002 году) и калининградский «Автотор» (запущен в 1997 году). Еще четыре завода (Toyota, Nissan, Suzuki, General Motors) начнут работу в период 2007-2009 годов. Мировые автоконцерны потянулись в РФ, желая заработать на растущем спросе. Сегодня страна занимает почетное пятое место в Европе по объемам реализации легковушек. Однако если рост продолжится такими же темпами, как в 2007 году (28%, по данным Национального агентства промышленной информации), недалеко и до третьего места.

Скорее всего, оба действующих автозавода продемонстрируют рост финансовых показателей. С конвейера «Форда» в этом году сойдет 72 тыс. авто (в 2006 году – 62,4 тыс.). Локализация производства с 2005 года практически не растет, замерев на уровне 30%. Об увеличении выпуска автомобилей в 2,7 раза по сравнению с прошлым годом заявляют на калининградском «Автоторе». Завод выпустит 110 тыс. машин различных марок. Впрочем, серьезным ударом по «Автотору» – вплоть до закрытия предприятия – может сталь исключение производства автомобилей из условий особой экономической зоны (ОЭЗ) Калининградской области.

Судостроение

Костяк российского судостроения собран на Северо-Западе – в Петербурге, Северодвинске и Калининграде. Морская столица известна крупными верфями. Это Балтийский завод (БЗ), «Северная верфь» (СВ), «Адмиралтейские верфи» (АВ), завод «Алмаз» и проектные институты (ЦНИИ им. Крылова, ЦКБ МТ «Рубин», Северное ПКБ). В Северодвинске работает ПО «Севмаш» и МП «Звездочка», в Калининграде – ПСЗ «Янтарь». В отличие от большинства других российских верфей, лидеры загружены заказами на несколько лет вперед. Однако даже относительно неплохая загрузка (30-40%) по сравнению с предыдущими кризисными годами позволяет корабелам поддерживать существующий потенциал, но не обеспечивает ресурс для развития.

«„Адмиралтейские верфи“ в основном работают по долгосрочным заказам и смогут получить в этом году 14 млрд рублей выручки. Учитывая, что до 2010 года верфь собирается инвестировать в производство 12 млрд долларов, все свободные денежные средства будут направляться на капвложения, – прогнозирует аналитик ИК „Энергокапитал“ Денис Демин. – Выручка Балтзавода за полугодие составила 130 млн долларов, он несколько оправился от провальных 2005-го и 2006 годов. Удалось заработать в основном за счет заказов на ледоколы и машоборудование. С учетом предстоящего переноса мощностей Балтзавода на „Северную верфь“ и текущих чистых убытков его выход на 300 млн долларов выручки в конце года и отсутствие чистого убытка – достаточно оптимистичный прогноз. „Северная верфь“ отработает этот год хуже, чем прошлый: сказывается временное уменьшение портфеля заказов и необходимость частичного переоборудования предприятия. Как результат, ее выручка достигнет 500 млн долларов, чистая прибыль вряд ли окажется существенной. Итоги работы ПО „Севмаш“ в 2007 году сложно прогнозировать: неясно, как разрешится ситуация с индийским заказом (речь идет о ремонте авианосца „Адмирал Горшков“, ранее проданного Индии. – „Эксперт С-З“), структура оборонных заказов еще только формируется. „Севмаш“ снизит выручку и получит чистый убыток».

Основная особенность верфей, как и любых других компаний тяжелой промышленности, – длинный цикл производства изделий, что приводит к снижению оборота капитала и необходимости кредитоваться на долгий срок. Привлечь такие кредиты на выгодных условиях достаточно сложно, поэтому заработать на модернизацию мощностей могут только те заводы, которым удается реализовывать крупные экспортные военные контракты. Сегодня это «Янтарь» (строит для Индии три фрегата), АВ (неатомные подводные лодки для Алжира), «Северная верфь» и «Звездочка» (ремонтируют корабли и подлодку). Но такие контракты плохо прогнозируемы и слишком политизированы. Гособоронзаказ экономику верфей не улучшает, а российские судовладельцы, за редким исключением, предпочитают заказывать коммерческие суда за рубежом: так дешевле и быстрее.

Транспортно-логистический комплекс

Влияние регионального транспортно-логистического комплекса (ТЛК) на экономику страны растет. С одной стороны, в СЗФО реализуются новые инфраструктурные проекты, обеспечивающие экспортные поставки сырья (нефти, газа, угля) в Европу и Америку. С другой – РФ все больше нуждается в импорте высокотехнологичной продукции, которая попадает в страну в основном через северо-западное «окно». Со вступлением страны в ВТО импортные поставки только вырастут.

Портовый комплекс региона – ключевое звено в обеспечении экспортно-импортных операций. Тенденции его развития – рост перевалочных мощностей и привлечение усилиями властей российских грузопотоков, идущих через зарубежные страны (Прибалтику, Финляндию, Украину). По данным Минтранса РФ, с 2000-го по 2006 год объем перевалки грузов в РФ увеличился в два раза и достиг 421 млн тонн, доля перевалки российских грузов в сопредельных странах сократилась с 27 до 21%.

В Ассоциации морских торговых портов сообщают, что за восемь месяцев 2007 года суммарный грузооборот портов Северо-Западного бассейна вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,7% (с 124,5 до 137,8 млн тонн). На долю региона пришлось 46,2% всех обработанных в РФ морских грузов. По этому показателю регион лидирует среди других бассейнов. Больше всех (на 90,9%) вырос грузооборот порта Кандалакша за счет увеличения перевалки экспортного кокса. Второй по динамике – порт Игарка (79,6%). Крупнейший порт региона – Приморск – прибавил 14,8%, Санкт-Петербург – 12,3%. Мурманск снизил показатели на 8% за счет уменьшения перевалки угля и удобрений, Калининград – на 2,4%. Всего в регионе работает порядка 80-100 стивидорных компаний (осуществляют погрузку-разгрузку судов). За отчетный период только половина из них продемонстрировала рост перевалки грузов.

Впрочем, морские порты – лишь одно из звеньев логистической цепи, позволяющей грузовладельцам вести свои экспортно-импортные операции. Поэтому от качества работы остальных ее участников – железнодорожных и автомобильных перевозчиков, складских операторов – зависит эффективность работы всего ТЛК. В целом его эффективность не на высоте. Не хватает подъездов к портам, новых транспортных средств, специализированных морских терминалов, портовые сборы завышены, практика таможенного оформления грузов неэффективна, а действия всех участников перевозочного процесса не согласованы. Наконец, налицо дефицит современных складских комплексов в непосредственной близости от портов. В результате грузы (в основном это касается импорта) следуют по территории СЗФО транзитом, без обработки на складах и существенная их часть (100 млн тонн ежегодно) по-прежнему обрабатывается в чужих портах. Решение этих проблем даст импульс развитию всех участников ТЛК, не исключая порты.

Лесопромышленный комплекс

Для лесопромышленного комплекса (ЛПК) СЗФО, равно как для всего российского ЛПК, 2007 год стал переломным. С начала года вступил в силу новый Лесной кодекс, изменивший правила игры в отрасли: леса в основном отданы в управление субъектам федерации, лесные участки передаются в аренду с открытого аукциона, лесовосстановительные и лесоохранные функции переложены на арендатора. Кроме того, правительство страны обозначило приоритеты в стратегии развития леспрома как перерабатывающей отрасли: с 1 июля 2007 года повышены экспортные пошлины на необработанную древесину и одновременно сняты пошлины на ряд видов бумаги и картона.

Особенно болезненно перемены скажутся на лесозаготовительных компаниях. Вывоз сырья – единственная возможность для многих из них работать рентабельно (2006 год российская лесозаготовка закончила с убытками в 200 млн рублей). По данным ТПП РФ, в последние годы страна отправляла на экспорт без обработки 35% древесины и только 2-5% перерабатывалось в готовые материалы. В приграничных регионах СЗФО доля экспортируемой древесины была еще выше. Кроме того, на результатах деятельности лесозаготовителей в 2007 году негативно скажется короткая и аномально теплая зима (вывоз древесины из леса в январе-марте 2007 года в регионе снизился на треть) и рост расходов, связанных с лесопользованием. По прогнозам, в течение года количество лесозаготовительных предприятий сократится не менее чем в два раза.

Деревопереработка, напротив, переживает хороший период. Хотя, по ожиданиям Рослесхоза, физические объемы сырьевого экспорта в 2007 году снизятся всего на 3-5%, грядущая заградительная пошлина заставляет бизнес уже сегодня инвестировать в переработку. Тенденция поддерживается растущим внутренним спросом на продукцию деревопереработки, за счет быстрого развития строительной, мебельной отраслей, деревянного домостроения. Так, в 2007 году швейцарская Leorsa Group SA открыла предприятие по выпуску пиломатериалов в Вологодской области и готовится к запуску аналогичного завода в Ленинградской области. Финская компания Incap Furniture готова вложить 6 млн евро в производство мебельных щитов в Карелии. Правительства Карелии и Вологодской области заявили о намерении реализовать амбициозные проекты – строительство промышленных парков глубокой переработки древесины.

Резкий скачок показателей деревопереработки произойдет в 2008-2010 годах, когда будут запущены все начатые проекты. Но позитивная динамика заметна уже по итогам девяти месяцев 2007 года. По данным Росстата, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в РФ выросло производство пиломатериалов на 2,7%, ДВП – на 5,2%, ДСП – на 13,5%.

Локомотив российского ЛПК – целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) – в этом году чувствует себя не лучшим образом. По статистике, в первом полугодии отмечено снижение физических объемов производства: по варке целлюлозы и по выпуску офсетной бумаги – на 2,4%, ряда других видов бумаг – от 0,3 до 3%. Так, комбинат «Цепрусс» остановил производство из-за проблем экономического и экологического характера. Советский и Сясьский ЦБК значительно снизили показатели (произвели меньше продукции на 14,4 тыс. тонн и на 12,6 тыс. тонн соответственно). Даже гигант Архангельский ЦБК (АЦБК) снизил объем варки целлюлозы на 36,4 тыс. тонн. Причина – технический износ и технологическая отсталость мощностей большинства производителей, а также сдержанная инвестиционная политика собственников. Снижение физических объемов производства, тем не менее, сопровождается ростом выручки за счет повышения отпускных цен (к примеру, у АЦБК – на 6,9%).

Показатели ЛПК региона могли быть много хуже, если бы не предприятия Группы СЗЛК, которые продемонстрировали самый большой рост выпуска продукции в стране (по варке целлюлозы – на 101,7%, по выпуску офсетных и офисных бумаг – на 105,9%). Объем продаж компании за первое полугодие вырос на 78%, что обусловлено внедрением современных технологий глубокой переработки древесины на Каменногорской фабрике офсетных бумаг (Ленинградская область) и Неманском ЦБК (Калининградская область).

Расширение внутреннего спроса – основная движущая сила развития ЛПК в будущем. Внутренний рынок, защищенный высокими таможенными пошлинами на импортную бумагу и картон и не подверженный колебаниям мировых цен, уже становится основным для реализации большинства видов продукции ЦБП. Так, АЦБК и Группа СЗЛК поставляют на экспорт лишь 20% продукции, а «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» – 28% бумаги и 37% картона.

Эксперты прогнозируют, что в этом году в целом по ЛПК сохранится тенденция снижения темпов роста производства (в 2006 году в отрасли он составил 102%, в 2005-м – 104,2%). Это уже критично. По оценке РАО «Бумпром», даже если удастся зафиксировать рост объема производства на уровне 1,5% в год, отрасль безнадежно отстанет от расширяющегося внутреннего рынка (на 7-8% в год) и потеряет свои позиции на мировом рынке.

Импорт помогает

Текущий 2007 год для региона выдался достаточно удачным. Однако не все представители ключевых отраслей экономики сумели извлечь из этого пользу. Одни из них могут рассчитывать на рост финансовых показателей, другим придется подсчитывать убытки. Уверенно чувствуют себя металлурги, стройиндустрия, представители ТЛК, а над представителями тяжелой промышленности и машиностроения (за исключением автопрома) и ЛПК сгущаются тучи. Последним все сложнее удовлетворять внутренний спрос на продукцию, а ведь именно он становится основным драйвером развития экономики. К сожалению, в модернизации основных средств производства прорыва так и не произошло. Несмотря на то что правительство еще семь лет назад обозначало эту задачу как одну из основных в экономике.

Наиболее рентабельные транспортные компании Северо-Запада
Наиболее рентабельные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности Северо-Запада
Наиболее рентабельные металлургические предприятия Северо-Запада

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (342) 29 октября 2007
Реформа образования
Содержание:
Мы вас не отпустим

Главная цель Болонской декларации – масштабная студенческая мобильность внутри страны и за ее пределами. Россия пока к этому не готова

Спецвыпуск
Пятый угол
Реклама